Главная » Статьи » Автомобили » Безопасность на дорогах. Кто виноват в ДТП? Часть V

Безопасность на дорогах. Кто виноват в ДТП? Часть V

В чем причины серьезных аварий, происходящих с грузовиками и автобусами в России? Изучив обстоятельства ДТП и объяснения водителей грузовиков и автобуса, мы сделали следующий вывод: ключевое слово, объединяющее эти катастрофы, – «ПАНИКА»! Как избежать подобных аварий в будущем?

Учиться никогда не поздно

По запросу в интернете «контраварийная подготовка водителей» поисковик выдает не больше не меньше, как целых 10 миллионов результатов! Да, в России множество автошкол, где обучают водителей правильному поведению за рулем в экстремальных ситуациях. Но значительное большинство из них нацелено на обучение или повышение квалификации водителей легковых автомобилей. Кроме того, все они появились сравнительно недавно. Старейшая в России школа водительского мастерства заслуженного тренера России, профессора Эрнеста Сергеевича Цыганкова была создана в Москве при Государственном центральном институте физической культуры (ГЦОЛИФК). Цыганков был тренером спортивной команды АЗЛК, затем тренером сборной СССР по авторалли. За 40 лет тренерской работы в автоспорте он подготовил 17 мастеров спорта международного класса, его ученики побеждали на этапах чемпионатов мира, Европы, в марафонах серии «Дакар». И ведь «гонялись» они не на BMW и Porsche, а на советских «Москвичах» и «Жигулях»!
   На основе опыта подготовки спортсменов профессор Цыганков создал методику контраварийной подготовки. По ней этим важнейшим навыкам могли научиться и автолюбители. Было издано большое количество книг, монографий и учебников для студентов ВУЗов. По этой методике, начиная с середины 70-х годов, проводили контраварийное обучение сотрудников МВД СССР, КГБ и Минздрава, военных автомобилистов и инкассаторов Центробанка. Те, кто прошел даже короткий, недельный курс обучения, говорят, что полученные навыки и знания выручают их на дорогах чуть ли не каждый день. 
  Сейчас на территории России работают 26 филиалов Центра высшего водительского мастерства, там есть чему поучиться и водителям грузовиков. В программу входит обязательная теоретическая часть и практика на автодроме. В ходе занятий объясняют причины возникновения опасных ситуаций на дороге, способы выхода из них, приемы экстренного торможения, и многое другое. Отправив на обучение даже пару водителей, АТП все равно получит результат. Они смогут, пусть частично, но передать полученные знания другим водителям. Это лучше, чем ничего…
   Отделы безопасности движения есть во всех более-менее крупных автопредприятиях. Но, чаще всего, дело ограничивается банальным повторением правил дорожного движения, развешиванием плакатов с ПДД и схемами проезда перекрестков. Плюс общение с сотрудниками ГИБДД в случае ДТП с участием автомобилей компании. Между тем, самосвалы и автобусы практически постоянно ходят по неизменному маршруту, и задача Службы безопасности движения в таких АТП – доводить до сведения водителей информацию о всех произошедших ДТП на конкретной трассе, анализировать происходящие там аварийные ситуации.
   Есть смысл проводить элементарные соревнования среди водителей, типа прохождения «змейки» на время, но с обязательным использованием стояночного тормоза вместо рабочей системы. Демонстрировать правильные действия при отказе тормозов, показать и доказать насколько эффективны энергоаккумуляторы, на какое количество торможений хватает воздуха в системе. Финансовые расходы минимальны, а эффект может быть очень значительным. Только не надо ориентироваться на такие соревнования, как «Международный турнир дальнобойщиков» или ежегодный конкурс «Водитель года», проводимый Volvo Trucks в России. При всем уважении к ним, там совсем другие задачи: прохождение фиксированного маршрута на время, минимальный расход топлива и элементарное соблюдение ПДД. Более нацелен на искусство управления грузовиком Всероссийский конкурс мастерства водителей магистральных автопоездов «АСМАП-Профи». Там есть «змейка», маневрирование. Но везде подвижной состав – груженый автопоезд с седельным тягачом, а не самосвал или автобус. Спору нет, полезные турниры, но они в меньшей степени ориентированы на безопасность движения. А между тем, во времена СССР и фактически до конца 90-х, подобные «первенства АТП» и затем областного транспортного управления, были очень распространены. У водителей появлялся здоровый азарт – каждый хотел получить вымпел с надписью «Лучший водитель», ну и, конечно же, премию! Сейчас вымпелом не отделаться…

Тренажеры

Еще одно направление в деле обеспечения безопасности движения – использование тренажеров для повышения квалификации водителей. Самый простой тренажер – обычный компьютер, плюс кресло водителя, руль, педали, рычаги, кнопки. Почти как в настоящей кабине. И огромный, метра полтора, монитор, на котором отображается дорога. Лет десять назад, на выставке IAA в Ганновере, при «езде» на таком автопоезде автор этих строк свалился в кювет, неправильно отреагировав на звонок мобильного телефона. Сейчас подобные тренажеры выпускают и в России. Причем есть симуляторы, которые в состоянии передать динамику движения автомобиля. Обучающие стенды оборудованы гидросистемой и гидроцилиндрами, благодаря им, кабина кренится на поворотах, клюет при торможениях и т. д. Кабины могут быть разными: КАМАЗ, Volvo, Scania, MAN. Такие тренажеры предназначены для тренировки и тестирования водителей категорий C, CD, CE, а также водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Использование тренажеров позволяет формировать и, что важно, поддерживать у водителей устойчивые навыки безопасного вождения в различных ландшафтных, дорожных и климатических условиях, а также в плотном городском трафике.
   Неважно, какой путь в деле совершенствования квалификации водителей, их контраварийной подготовки выберут в том или ином автотранспортном предприятии. Выбор есть. Дорога в тысячу миль начинается с первого шага. Кому-то надо начать, а кому-то – не останавливаться на достигнутом.

 

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV

 


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.

Моторное масло LUBRIGARD FLEETMAX

Моторное масло LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA – оценка качества и ресурса

Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе

GROSS

Полуприцепы «Атлас Трейлер» – оптимальная техника для перевозок

Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.

Комментировать





Поделиться