Автобус малого класса «Вектор-3»
Павловский автобусный завод выпускает шесть моделей и более 60 модификаций автобусов малого и среднего классов различного назначения: для городских и пригородных перевозок, для образовательных и социальных учреждений и др. При взгляде на новинку, произведенную Павловским заводом, становится понятно: «Русские автобусы» не оставляют без внимания малый класс. Там и доселе было много их представителей – ПАЗ-32053, ПАЗ-3204, выпущенный в 2005 году низкопольный ПАЗ-3237, и совместный с Volkswagen проект ПАЗ-City. Ну и, конечно, родившийся в ноябре 2007 года автобус Real, ставший творением сразу двух конструкторских бюро – российского и бразильского. Как и в случае с Real, павловский завод реализовал новый проект в содружестве, но уже с японским производителем Isuzu. Свою часть проекта Isuzu воплотил в поставке адаптированного под условия ПАЗ шасси. Продукция под этим брендом (по мнению ПАЗ) зарекомендовала себя на рынках России, СНГ и дальнего зарубежья как надежная и неприхотливая. Потому японское шасси поможет ПАЗ в борьбе за качество и станет конкурентным преимуществом. Примеров использования остовов Isuzu найдется немало, в их числе и украинские автобусы «Богдан» А-09204, коих на просторах нашей Родины еще недавно было бесчисленное множество. Как и упомянутый «Богдан», новинку «Вектор-3» изготовили с трехрядной планировкой пассажирского салона, рассчитанного на транспортировку 33-х пассажиров, включая 20 посадочных мест, в пригородной версии. В ней возможна установка мягких кресел типа «комфорт» с регулируемыми спинками, а также багажных полок и кондиционера мощностью до 18 кВт. Без использования принудительной вентиляции естественное обновление воздушного пространства будет происходить через оконные форточки и накрышный люк. Для ускорения процесса проветривания в крыше установят вентиляторы, но за дополнительную плату. Для отопления в зимний период салон оснащают жидкостными конвекторами, а двигатель – жидкостным автономным подогревателем Webasto. В производственной гамме ПАЗ запланирована и версия автобуса подешевле: вместимостью 21 кресло, для городской эксплуатации.
Ширина кузова «Вектор-3» составила 196 см (украинский аналог шире на 34 см), что обеспечит большую маневренность в городском потоке и меньший радиус разворота. По замыслу конструкторов, «Вектор-3» должен стать достойным конкурентом не только зарубежным аналогам, но и прежде всего, переделанным в маршрутки большим цельнометаллическим фургонам. И такая перспектива у модели есть, ведь в салоне ПАЗ, несмотря на сопоставимую с фургонами длину и ширину, гораздо свободнее. Шаг установки сидений в «Вектор-3» больше, так что сидеть можно не упираясь коленями в спинку переднего кресла. Да и стоять в центральном проходе можно без риска стукнуться головой. Это и понятно: создавался ПАЗ не методом вырезания оконных проемов. В основе машины – полунесущий кузов с коробчатым каркасом, сваренным из стальных (09Г2С) труб прямоугольного сечения. Каркас кузова – переднюю часть, заднюю часть и крышу – воедино сваривают в стапелях. Скрытые полости и днища обрабатывают антикоррозионным составом типа Dinitrol. Для повышения живучести автобуса передняя, задняя маски и крыша изготовлены из стеклопластика. Из этого же материала сформирована панель двери водителя. Антикоррозионную стойкость имеют и лючки боковин, изготовленные из оцинкованной стали, как, впрочем, и подоконный пояс. Для большей привлекательности крышки боковых лючков установлены на скрытых петлях. В переднюю маску встроили точечную светотехнику производства Hella. Эта же именитая фирма поставляет для автобуса и фонари (также точечные). Шарм автобусу придает и «аквариумное» остекление (стальные стойки крыши скрыты под стеклянной обшивкой). Для лучшей обзорности установили панорамное ветровое стекло с веерным стеклоочистителем. Для комфорта водителя его кресло с пневмо- (опция) либо с пружинной подвеской, а рулевая колонка с регулировкой, но только по высоте (досталась автобусу вместе с шасси). По наследству от Isuzu перепала комбинация приборов и рычаг управления механической коробкой передач с тросовым приводом механизма переключения.
На этапе проектирования японский производитель предложил использовать в качестве шасси изделие с индексом NMR85 грузоподъемностью 6,5 т и относящееся к линейке нового поколения 700P. Но после испытания потребовалась его доработка – были изменены характеристики задней подвески. В отличие от грузов пассажирам требуется комфорт. Этим и руководствовались инженеры при внесении необходимых технических изменений. Также по требованию ПАЗ дисковыми заменили передние барабанные тормозные механизмы. Привод же тормозной системы оставят гидравлическим и двухконтурным, с вакуумным усилителем с разделением контуров по осям и ABS. По требованию ПАЗ на шасси появился второй стабилизатор поперечной устойчивости, который обеспечит меньшие крены в поворотах. По информации от ПАЗ проблем с запасными частями быть не должно – дилерская сеть (почти 100 сервисных центров по стране) получит всю необходимую информацию о применяемых деталях, в том числе и об изменениях в шасси.
Двигатель на шасси Isuzu остался в переднем свесе, той же мощности 123 л. с., экологического стандарта Евро-4. Крутящий момент дизеля не очень велик – всего 354 Н.м при 1500 об/мин, но такой небольшой машине, как «Вектор-3», он обеспечит приемлемую динамику. По замерам производителя двигатель (в условиях городского режима эксплуатации и при полной загруженности салона) потребляет 18 литров дизельного топлива на 100 км. Запланированный межсервисный интервал обслуживания – 15 тысяч километров. В качестве дополнительных опций возможна установка видеорегистратора наружного и внутреннего наблюдения, цифрового тахографа, ГЛОНАСС/GPS, кондиционера, аудиосистемы, противотуманных фар, тонированных стеклопакетов, автоматических клапанов для слива конденсата из ресиверов, различных вариантов окраски кузова, в том числе и в цвет «металлик».
Мнение
Денис Митенин
главный специалист Павловского автобусного завода
Наш автобус предназначен для современного мегаполиса, где дороги перегружены транспортными средствами – юркий, маневренный, небольшой по габаритам, вместе с тем достаточно вместительный. Конструкторы и производственники уделили много внимания надежности модели, в ней применено шасси Isuzu. Кроме того, в конструкции силового каркаса кузова стали использовать малолегированную сталь повышенной прочности, а в экстерьере и интерьере автобуса – полимерные материалы (стеклопластик, АБС, ДБСП). Те, кто видел автобус, отмечали его привлекательный внешний вид. Пассажироперевозчики на встрече с управляющим директором ПАЗа Андреем Васильевым отметили такие преимущества автобуса, как современный дизайн, безопасность, экономичность и доступную цену. Есть бюджетные версии автобуса, а по желанию клиента можно устанавливать и кондиционеры, и систему навигации ГЛОНАСС/GPS. Запуск серийного производства новых моделей автобусов «Вектор-3» на ПАЗе планируется уже к концу 2015 года.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Рано утром 1 мая 1945 года, во время штурма Рейхстага, сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под руководством младшего лейтенанта Алексея Береста водрузили Знамя Победы на крыше здания Рейхстага
Депутаты Госдумы РФ готовят законопроект, предусматривающий создание официального перечня недопустимых для употребления за рулем лекарств. Мнения врача и юристов