Галерея (2)


Главная > Статьи > Автобаза > Диагностика двигателя. Берем пробу масла и все ясно

Диагностика двигателя. Берем пробу масла и все ясно

Лабораторные анализы масла и технических жидкостей из двигателя в сравнении с эталонным образцом позволяют диагностировать неисправности. Пионером в этом направлении стала американская компания Caterpillar, еще в далеком 1968 году запустившая программу Cat S.O.S Services. Аббревиатура S.O.S. расшифровывается как Scheduled Oil Sampling, то есть, «плановый отбор проб». В России единственная лаборатория Cat S.O.S Services базируется в Москве (точнее, в подмосковных Химках) и принадлежит компании «Цеппелин Русланд»

Методика отбора проб

Компания Caterpillar разработала для клиентов четкую методику отбора проб – для этого надо приобрести специальный комплект RSOSkit, включающий баночку, транспортный контейнер и наклейку. А также медный щуп и трубку длиной около 15 см. Рекомендованные интервалы взятия проб – 250 мото-часов наработки спецтехники или 15 000 км пробега транспортного автомобиля. И при замене масла на плановых ТО. Для каждого агрегата определены точки взятия проб, и это не поддон картера, где из масла выпадает осадок. Наиболее объективные результаты дает исследование образцов из магистралей, по которым прошедшее через фильтр масло прокачивается с достаточно высокой скоростью – там и установлены специальные клапаны для взятия проб. На всех машинах марки Cat, кроме ряда старых моделей. Но и на них можно поставить комплект клапанов для взятия проб – в любом авторизованном сервисном центре. Как правило, пробы рабочих жидкостей берут сами эксплуатационники. Двигатель при этом работает и масло под давлением поступает через клапан и трубку в баночку. На этикетке следует указать модель машины, ее серийный номер и показания счетчика моточасов. 

Единственная в России

В России единственная лаборатория Cat S.O.S Services базируется в Москве (точнее, в подмосковных Химках) и принадлежит компании «Цеппелин Русланд», получившей в 2012 году авторизацию поставщика услуг по анализу масел и рабочих жидкостей для всех дилеров Cat. Напомним, сама эта компания – официальный дилер американской марки на территории европейской части страны. Разумеется, создание лаборатории, структурно входящей в Центр по мониторингу оборудования, потребовало немалых инвестиций. Наиболее дорогостоящие приборы в лаборатории – атомно-эмиссионные ИСП-спектрометры Avio 500 (в паре с которым работает автосэмплер, оптимизирующий подачу проб) и Optima 8300V. Оба – производства американской компании PerkinElmer.

Оптическая эмиссионная спектрометрия с индуктивно связанной плазмой – самый современный метод спектрального анализа, подходящий, в частности, для исследования смазочных материалов и технических жидкостей. Суть метода – в термическом возбуждении свободных атомов и регистрация оптического спектра излучения. В специальную горелку вертикального расположения подается инертный газ аргон, в котором распыляется исследуемое масло. Образующийся аэрозоль нагревается до 10 тыс. градусов искровыми разрядами, вещества переходят в состояние плазмы и распадаются на атомы, которые возбуждаются и испускают электромагнитное излучение в световом диапазоне частот. Как известно, атомам разных химических элементов свойственны свои частоты (длины волн) излучения. В оптической системе спектрометра (с линзами, призмами и пр.) формируется изображение спектра в виде линий. Спектральный диапазон приборов позволяет проводить качественный анализ содержания более 80 элементов Периодической системы. Разумеется, спектрометры полностью компьютеризованы, управляются операционной системой Windows, а результаты исследований выводятся на дисплей.

ИСП-спектрометр Avio 500 повышает
результативность анализа даже при
работе со сложными образцами

Ставим диагноз

Количественный анализ содержания в пробе металлов и прочих элементов, который позволяет оценить степень и темп износа деталей агрегата (а также наличие в масле должного пакета присадок), основан на стандартизации исследуемых проб и использовании готовых таблиц износа – индивидуальных для каждого из узлов каждой модели спецтехники Cat. А поскольку исследовательский центр головной компании Caterpillar в США не прекращает работу по программе S.O.S Services, таблицы постоянно обновляются и появляются новые – для агрегатов последних разработок. Для определения степени старения масла и окисления веществ его основы в лаборатории компании «Цеппелин Русланд» используют оптический метод ИК‐Фурье спектроскопии. Применяются также традиционные химические и физические методы определения кислотного и щелочного чисел нефтепродуктов, кинематической вязкости и пр. По результатам анализа специалисты сделают соответствующие выводы или предположения. Например, откуда и как в масло попали вода, грязь, абразивные частицы и прочие вещества, которых в системе смазки или гидросистеме быть не должно.

В лаборатории используются химические и физические методы определения кислотного и щелочного чисел нефтепродуктов, кинематической вязкости

Не забыть про антифриз

Для исследования охлаждающей жидкости (ее пробы тоже отбирают через установленные на двигателях специальные клапаны) разработана специальная программа. На первом уровне которой определяют химический состав антифриза, что позволяет выявить некачественную (поддельную, дешевую, не соответствующую по параметрам данной технике) жидкость, а также снижение уровня pH (то есть, повышение кислотности). Последнее позволяет предположить окисление этиленгликоля, например, вследствие перегрева при прорыве выхлопных газов в рубашку охлаждения двигателя. Если анализ по уровню 1 дает тревожный результат, специалисты лаборатории выполняют исследование по уровню 2 – с расширенным химическим анализом, который позволит уточнить и конкретизировать проблему: то ли эксплуатационник регулярно перегревает двигатель, ленясь промывать радиатор от пыли и мошкары, то ли машинист доливал воду в радиатор, причем, из грязного ведра… Если же дело серьезней, то анализ антифриза (также как и масла) поможет вовремя отправить машину на сервис, и «обойтись малой кровью». Потратив на ремонт, например, всего 10 тыс. рублей. А не 300 тысяч, как в запущенном случае.

Читайте также на Рейс.РФ:

Синтетические масла для грузовиков

Диагностическое оборудование TEXA для грузовиков и спецтехники

Галерея (2)

Комментировать





Поделиться