Автоматические газозаправочные станции
Хорошие перспективы
Для развития сети газовых заправок в Российской Федерации концерн «Газпром» планировал в 2016 году построить еще 35 АГНКС и реконструировать четыре станции в 21 регионе России. Общий объем инвестиций в реализацию этих проектов составит порядка 8 млрд рублей. К концу 2018 года планируется расширить сеть до 470 станций. Как бы то ни было, а 4 октября 2016 года в Санкт-Петербурге на Международном газовом форуме в режиме прямой трансляции состоялся запуск 14 новых АГНКС в 6 федеральных округах. Новые газовые заправки «Газпрома» были открыты в Барнауле, Борисоглебске и Семилуках (Воронежская область), Великом Новгороде, в Ипатове Ставропольского края, Новокузнецке, Новосибирске, Орске, Санкт-Петербурге и Гатчине, Томске, Южно-Сахалинске, Уфе и Ярославле. Суммарная производительность этих АГНКС составляет около 100 млн м3 природного газа в год. Ежедневно на них сможет заправляться около 8000 автомобилей. До 2020 года предлагается сконцентрировать газозаправочную инфраструктуру на важнейших автомобильных дорогах: М-10 «Россия» от границы с Финляндией до Москвы, М-7 «Волга», М-5 «Урал» от Москвы до Екатеринбурга и М-4 «Дон». Второй этап (с 2021 по 2025 гг.) предполагает создание сети АГНКС с минимальным уровнем покрытия на всех других основных федеральных трассах. На третьем этапе (с 2026 по 2030 гг.) предусматривается уплотнение сети АГНКС, и даже КриоАЗС – для сжиженного природного газа! По результатам реализации первого и второго этапов будет рассмотрена возможность продления газомоторного коридора до Дальнего Востока. По мнению Минэнерго России, к 2030 году количество российских автомобилей, использующих газомоторное топливо, достигнет 3,8 млн единиц, количество АГНКС до 8,4 тыс. единиц. Все это позволит создать более 58,9 тыс. дополнительных рабочих мест, а также сократить вредные выбросы с отработавшими газами в атмосферу.
Между тем есть еще одно важное стратегическое решение по созданию инфраструктуры газовых заправок. Компания «Газпром газомоторное топливо» планирует по договоренности с владельцами сетей обычных «бензино-дизтопливных» АЗС дооборудовать их блоками для заправки автотранспорта сжатым природным газом. У владельцев АЗС появится возможность расширить сферу деятельности, а «Газпром» при таком партнерстве уменьшит свои расходы на создание новых АГНКС.
Без монополии
Однако на российском рынке газомоторного топлива работают и отечественные конкуренты «Газпрома». Крупнейший из них – компания «Роснефть», которая по итогам 2015 года увеличила добычу газа до 62,5 млрд м3, но это суммарно природный газ и попутный нефтяной или СУГ, то есть пропан-бутан. Еще в 2013 году «Роснефть» подписала ряд соглашений по расширению использования газомоторного топлива, в том числе с российским представительством концерна Volkswagen, «КАМАЗом», РЖД, а также с корпорацией «Русские машины» (в нее входит и холдинг «Группа ГАЗ»). Тогда было заявлено о планах «Роснефти» инвестировать в строительство 1000 АГНКС в России до 60 миллиардов рублей, сроки до 2023 года. Для сравнения: в 2015 году сеть действующих АЗС «Роснефти» по реализации бензина и дизтоплива состояла из 2557 собственных и арендуемых заправочных станций.
Среди других российских нефтяных компаний, которые могут подключиться к теме реализации газомоторного топлива, «Сибур» и «НОВАТЭК». Причем у компании «НОВАТЭК-АЗК» есть довольно развитая сеть автозаправочных станций в Челябинской, Ростовской, Волгоградской областях, в меньшей степени в Астраханской. Но это пропановые (СУГ) газозаправочные станции.
То есть основными игроками на российском рынке газомоторного топлива СПГ/CNG в ближайшее время все же остаются «Газпром» и «Роснефть».
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов