Рынок автоперевозок: объемы падают, но рост будет
Рынок автоперевозок в России ожидает положительная динамика в стоимостном выражении, несмотря на сокращение физического объема грузоперевозок. Это подтверждают исследования аналитического агентства M.A.Research и логистического оператора ПЭК.
Основные выводы экспертов:
- По итогам I полугодия 2025 года объем автоперевозок вырос на 3,5%, но выручка перевозчиков снизилась на 5% из-за падения ставок.
- Одна из причин сложившейся ситуации — избыток предложений на рынке, связанный с активным развитием интернет-магазинов и маркетплейсов.
- Примерно треть общего объема перевозок приходится на внутрикорпоративные транспортные компании крупных предприятий.
- С июля началась стабилизация рынка, появилась тенденция к сокращению числа перевозчиков и повышению ставок.
«Мы связываем ситуацию не только с макроэкономическими факторами — замедлением «товарной» экономики, снижением потребительского спроса, замедлением рынка строительства, но и с перераспределением грузопотока из рыночного в кэптивный сегмент автоперевозок, обусловленным бурным развитием маркетплейсов в последние 3-5 лет и перетоком из офлайн-розницы в онлайн», – считает Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК.
Прогноз на будущее:
- Эксперты предполагают уход с рынка около 15% действующих перевозчиков к концу 2025 года.
- Стоимостной объем рынка автоперевозок в 2025 году возрастет на 1%, достигнув 2,63 триллиона рублей.
- Грузооборот вырастет на 2,7%.
- Уровень тарифов восстановится к началу следующего года.
По мнению Людмилы Симоновой, управляющего партнера аналитического агентства M.A.Research, эти факторы приведут к повышению тарифов на 15-20% к уровню первого полугодия. Однако на практике, по словам Романа Ромашевского, речь идет скорее о восстановлении ставок. С начала октября показатель увеличился на 13,4%, по сравнению с предыдущим месяцем, до 75 руб. за км., согласно данным «Авто-ПЭК» (входит в Группу компаний ПЭК). Его восстановления к уровню прошлого года в компании не наблюдают.
«Если в прошлом году опережающий рост LTL-тарифов создал определенную «подушку» для перевозчиков в 2025, но в будущем году ее уже не будет. Это отражает и прогноз по «логистической инфляции» на 2025 год составляет 7,4%, при общем индексе потребительских цен (ИПЦ) в 6,8% — надбавка составляет всего 0,6%, в то время как годом ранее она равнялась 11,7% (21,2% против 9,5%)», – пояснил Роман Ромашевский.
В дальнейшем предполагается, что рост рынка в 2026 году на 4% до 2,73 трлн рублей будет обеспечиваться преимущественно за счет повышения тарифов, а физический объем останется практически на прежнем уровне.
«Положительная динамика будет определяться преимущественно ростом тарифов, тогда как темпы роста грузоперевозок в реальном выражении снизятся до 2,5%, грузооборота – до 1,5%», – прогнозирует Людмила Симонова.
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
При поиске подержанного Renault Trafic на сайтах объявлений, рассматриваем пассажирские модификации, ориентируясь на пробег и техническое состояние автомобиля
Чего следует опасаться прежде всего? Какие меры следует принять каждому автоперевозчику самостоятельно, не дожидаясь принятия общегосударственных мер?