Рынок автоперевозок: объемы падают, но рост будет

Рынок автоперевозок в России ожидает положительная динамика в стоимостном выражении, несмотря на сокращение физического объема грузоперевозок. Это подтверждают исследования аналитического агентства M.A.Research и логистического оператора ПЭК.
Основные выводы экспертов:
- По итогам I полугодия 2025 года объем автоперевозок вырос на 3,5%, но выручка перевозчиков снизилась на 5% из-за падения ставок.
- Одна из причин сложившейся ситуации — избыток предложений на рынке, связанный с активным развитием интернет-магазинов и маркетплейсов.
- Примерно треть общего объема перевозок приходится на внутрикорпоративные транспортные компании крупных предприятий.
- С июля началась стабилизация рынка, появилась тенденция к сокращению числа перевозчиков и повышению ставок.
«Мы связываем ситуацию не только с макроэкономическими факторами — замедлением «товарной» экономики, снижением потребительского спроса, замедлением рынка строительства, но и с перераспределением грузопотока из рыночного в кэптивный сегмент автоперевозок, обусловленным бурным развитием маркетплейсов в последние 3-5 лет и перетоком из офлайн-розницы в онлайн», – считает Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК.
Прогноз на будущее:
- Эксперты предполагают уход с рынка около 15% действующих перевозчиков к концу 2025 года.
- Стоимостной объем рынка автоперевозок в 2025 году возрастет на 1%, достигнув 2,63 триллиона рублей.
- Грузооборот вырастет на 2,7%.
- Уровень тарифов восстановится к началу следующего года.
По мнению Людмилы Симоновой, управляющего партнера аналитического агентства M.A.Research, эти факторы приведут к повышению тарифов на 15-20% к уровню первого полугодия. Однако на практике, по словам Романа Ромашевского, речь идет скорее о восстановлении ставок. С начала октября показатель увеличился на 13,4%, по сравнению с предыдущим месяцем, до 75 руб. за км., согласно данным «Авто-ПЭК» (входит в Группу компаний ПЭК). Его восстановления к уровню прошлого года в компании не наблюдают.
«Если в прошлом году опережающий рост LTL-тарифов создал определенную «подушку» для перевозчиков в 2025, но в будущем году ее уже не будет. Это отражает и прогноз по «логистической инфляции» на 2025 год составляет 7,4%, при общем индексе потребительских цен (ИПЦ) в 6,8% — надбавка составляет всего 0,6%, в то время как годом ранее она равнялась 11,7% (21,2% против 9,5%)», – пояснил Роман Ромашевский.
В дальнейшем предполагается, что рост рынка в 2026 году на 4% до 2,73 трлн рублей будет обеспечиваться преимущественно за счет повышения тарифов, а физический объем останется практически на прежнем уровне.
«Положительная динамика будет определяться преимущественно ростом тарифов, тогда как темпы роста грузоперевозок в реальном выражении снизятся до 2,5%, грузооборота – до 1,5%», – прогнозирует Людмила Симонова.
Парки переходят на KAMAZ К5 – когда экономика определяет выбор подвижного состава.
Продолжаются ресурсные испытания колодок дискового тормоза TRIALLI, предназначенных для установки на грузовики КАМАЗ‑5490. Техническую поддержку проекта оказывает официальный дилер ПАО «КАМАЗ» – ООО «ТЦ Автобау»
С обслуживанием и ремонтом спецнадстроек производства завода «Чайка-Сервис» у эксплуатационников проблем обычно не бывает