Как угнать беспилотный автомобиль. Мнение эксперта
Лилия Алеева, эксперт по продвижению цифровых систем, кандидат экономических наук.
Где уязвимости?
- Коммуникационные каналы: если слабое шифрование или незащищённый канал передачи данных между облаком и машиной — появляется окно для атаки. — GPS и навигация: возможен GPS-спуфинг — подмена сигнала, из-за которого грузовик «думает», что он в другом месте.
- Интеграция с внешними сервисами: если подключено стороннее ПО (например, для мониторинга), оно тоже может быть точкой входа для злоумышленника.
- Физический доступ: особенно на стоянках или в пунктах перезагрузки. Если нет физической защиты CAN-шины (системы связи узлов автомобиля), возможна подмена команд.
Что можно сделать?
- Шифрование и защита каналов связи: данные между центром и беспилотником должны идти через защищённый VPN и с многоуровневой авторизацией.
- AI-анализ поведения машины в реальном времени: если грузовик отклоняется от маршрута или делает нетипичные действия — система автоматически включает тревогу и может перевести машину в безопасный режим.
- Аппаратный «чёрный ящик» и кнопка ручного сброса: чтобы при любой аномалии можно было остановить систему и зафиксировать инцидент.
- Изоляция управляющих систем: внешние API и системы телеметрии не должны иметь прямой доступ к критически важным функциям движения.
- Тестирование на взлом (пентест): перед выходом на дорогу — обязательный аудит на уязвимости, как в банковских системах.
И главный момент. Угроза есть, но её уже учитывают разработчики — не только в России, но и во всём мире. Поэтому беспилотник сегодня — не менее защищён, чем смартфон или банкомат. А иногда даже больше. Особенно если речь идёт о сертифицированных решениях, работающих на федеральных трассах. Но спокойствие обеспечит не технология сама по себе, а инфраструктура вокруг неё: киберслужбы, регулирующие органы, стандарты, работающие протоколы реагирования. Машина должна не просто ехать — она должна быть встроена в защищённую экосистему.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Заключительная публикация о грузовике-вездеходе КАМАЗ-65954. Предыдущие материалы читайте по ссылкам в конце статьи
Завод «Чайка-Сервис» выпускает сверх компактный кран-манипулятор, 10-метровую стрелу которого можно полностью сложить ниже уровня крыши кабины автомобиля