Мусоровоз Hidro-MAK на шасси КАМАЗ 65115
Необходимость сокращать производственные расходы возникает не только в кризисное время. Последнее лишь обостряет желание эксплуатирующих организаций снизить затраты и повысить прибыль. Один из путей, которые дают реальный экономический эффект в сфере вывоза ТБО, – приобретение спецмашин, которые совмещают в себе два вида коммунальной техники. Именно такой спецмашиной и является мусоровоз HM-18.
Трехосное шасси КАМАЗ-65115 было выбрано для постройки мусоровоза не случайно. Во-первых, оно как нельзя лучше подходит 18-кубовой турецкой установке по грузоподъемности. То есть низы и верхи отлично сочетаются по основным рабочим характеристикам. Во-вторых, сегодня камские грузовики имеют весьма привлекательную цену по отношению к подорожавшим импортным аналогам. В-третьих, за последние годы качество грузовиков КАМАЗ существенно выросло, и отчасти благодаря производимым на совместных предприятиях моторам, коробкам передач. Не станем забывать и о широкой сервисной сети марки. Получить квалифицированную помощь перевозчик может практически в любом уголке России.
Основная задача машины HM-18 – сбор твердых бытовых отходов и вывоз их на полигон или площадку сортировки, мусоросжигательный завод. Благодаря универсальному захвату для загрузки мусоровоз может работать с евроконтейнерами объемом 1,1 м3, отечественными металлическими 0,8 м3, а также с пластиковыми контейнерами объемом 120, 240, 360, 1100 литров. То есть охватывает практически весь парк контейнеров. Особенностью машины, наделяющей ее более широкими возможностями, является портальный механизм с аутригерами шириной 210 см, который предназначен для загрузки 4-8-кубовых контейнеров-«лодочек». Тем самым одна машина может заменить собой две – классический мусоровоз с задней загрузкой и бункеровоз-«рогатку». При этом эксплуатирующая организация существенно экономит как на обслуживании автомобилей, так и на заработной плате водителей-операторов, что также важно при сокращении численности персонала. Как показывает практика, оптимальная загрузка машины достигается в жилых районах, новостройки которых не только заселены, но и продолжают отстраиваться. Это значит, что на территории можно встретить самые различные типы контейнеров. Разумеется, универсальность машины не безгранична. Так, если на территории обслуживания преобладают 8-кубовые «лодочки», то без бункеровоза-«рогатки» обойтись будет сложно, так как именно данного типа машина даст наивысший показатель по эффективности перевозки ТБО в 4-8-кубовых контейнерах. Соотношение баков должно быть разумным. Скажем, на полсотни евробаков приходится пять «лодочек».
Четыре года модернизации
Примечательно, что самые первые машины с турецкими установками были собраны на трехосных шасси камского автозавода. Однако с того момента техника претерпела существенные изменения, которые заметно повысили ее эксплуатационные характеристики по вывозу мусора с российской (!) спецификой. А она, как известно, отличается от европейского и азиатского подходов к перевозкам ТБО, в частности, по полному отсутствию предварительной сортировки ТБО. Наши люди все отходы ссыпают в один и тот же бак – неважно, пищевого или строительного вида мусор идет на утилизацию. Сегодня потребителям предлагается доведенный за четыре года производства мусоровоз, который отвечает требованиям российских эксплуатирующих организаций.
Например, для того чтобы повысить грузоподъемность спецмашины и облегчить прохождение весового контроля на стационарных пунктах проверки нагрузки на ось, конструкция установки была облегчена более чем на 300 килограммов. При этом никаких огульных решений по снижению толщины листов металла, из которых сварена конструкция, принято не было. Так, сам бункер облегчать не стали: его прочность должна быть на соответствующем уровне. Снижение массы достигнуто за счет модернизации загрузочной ванны. Ее пол как наиболее загруженная часть остался без изменений, а «разгрузка» была достигнута за счет модернизации боковин, в частности, ликвидации различных профилированных усилителей. Разумеется, полностью их не ликвидировали, а лишь уменьшили. Отрадно, что модернизацию в чертежах, расчетах, апробацию решений производили конструкторы и техники российского представительства турецкой фирмы – компании «Автобау». Она же занимается и сборкой товарных машин.
Кстати, еще одной заметной доработкой загрузочной ванны стала приварка к ее дну нескольких ребер-усилителей. Они позволяют избежать деформаций конструкции при прессовании отходов, и в частности, различных твердых предметов, например, боя кирпича или кусков бетонных конструкций. Разумеется, ограничители давления прессования, которые не допускают разрушения силовой конструкции ванны, пресс-плиты и бункера, также имеют место быть. Кроме того, внесенные в конструкцию ребра уже спасли не одну загрузочную ванну от контакта с грунтом при передвижении мусоровоза по полигону бытовых отходов, а также от наезда сзади транспортных средств при движении спецмашины по дорогам общего пользования.
Примечательно, что мусоровозные установки приходят в Россию исключительно в грунте, а финишная окраска материалами немецкой фирмы Basf производится на участке сборки машин российским дистрибьютором. Как оказалось, даже рост стоимости на зарубежные лакокрасочные материалы не послужил поводом отказа от них в пользу продукции иных фирм-конкурентов. Клиент не готов экономить на качестве внешней защиты металлических элементов установки от воздействия окружающей среды. Также инженеры «Автобау» не стали отказываться от комплектации установки импортными гидравлическими цилиндрами, распределителями, рукавами высокого давления и прочими элементами гидросистемы, от которых зависит надежность работы установки. А вот при выборе коробки отбора мощности (КОМ) клиент может отдать предпочтение продукции одного из нескольких производителей, среди которых есть и отечественные. Гидравлические насосы тандемного типа, стыкуемые с КОМ, выбраны из продуктовой линейки итальянской фирмы OMFB. Эти агрегаты, как показала практика, являются оптимальными для рассматриваемого нами мусоровоза, в частности, по надежности. Однако при желании клиента их могут заменить аналогами таких же не менее уважаемых производителей, как Hidrocar или Casappa.
Важной вехой в модернизации конструкции мусоровозов является перенос аутригеров из межколесного пространства непосредственно за колеса. В первом случае гидроцилиндры монтируются напрямую к раме шасси, а во втором – крепятся к ней через консоли. В результате переноса аутригеров удалось полностью исключить саму вероятность их отрыва при движении машины в глубокой колее.
Также хочется обратить внимание на бак довольно большой емкости, предназначенный для сбора жидких отходов. Его объем равен 150 литрам, и, как показала практика, полное заполнение происходит за один рабочий рейс, только если мусор мокрый, а среди ТБО много отходов овощей, фруктов и т. д. Содержимое бака сливается непосредственно в пункте выгрузки ТБО. Отвод жидкости в бак выполнен из передней части бункера, где имеется специальная накопительная ниша.
Учитывая суровые зимы, которые периодически случаются в России, конструкторы предусмотрели систему предварительного прогрева гидравлической жидкости. Для того чтобы пустить масло по малому кругу и тем самым разогреть его, достаточно повернуть в положение «прогрев» соответствующий рычаг на гидрораспределителе, установленном на передней части установки, сразу за кабиной шасси. Для прогрева жидкости достаточно примерно пяти минут. Заметим, данная опция есть уже в базовой комплектации мусоровоза. Применяя прогрев гидравлической жидкости перед началом работы, водитель-оператор полностью исключает залипание или замерзание клапанов гидрораспределителя.
Также эксплуатирующие организации отмечают простоту управления установкой, которая включает в себя как электрическую, так и пневматическую части. Подчеркнем еще раз – электроники, которая присутствует в ряде именитых европейских установок, нет. При этом контроль рабочих параметров системы ведется по показателям двух манометров, врезанных в гидравлические магистрали. Показания приборов необходимо фиксировать хотя бы один раз в 2-3 дня.
Среди новшеств, которые в прямом смысле слова сразу бросаются в глаза, отметим применение светодиодных фонарей освещения рабочей зоны и оснащение установки видеокамерой. Хороший обзор рабочей зоны это не только легкое маневрирование при подаче машины к точке погрузки/разгрузки, но и безопасность рабочего персонала.
Что касается централизованной системы смазки, которую сегодня принято «выпячивать» при презентации техники клиентам, скажем так: при желании такая система может быть смонтирована и на турецкую установку. Однако в северных регионах, где зимой столбик термометра нередко опускается ниже значения -30° С, как показала практика, автоматическая система может давать сбои. Поэтому отказываться от опрессовки шарниров и точек смазки вручную нельзя. Больше всего внимания при выполнении данной операции необходимо уделять точкам смазки, расположенным на пресс-плите и в проушинах гидроцилиндров.
Эффективный объем и максимальная масса
При оценке эффективности работы мусоровоза практически все компании, занятые в сфере вывоза мусора, предпочитают отталкиваться от количества загруженных в кузов баков. Тем самым они определяют количество точек, которые может обойти мусоровоз до полного заполнения кузова. Вторым показателем, который также оценивается при испытании мусоровоза, является масса вывозимого мусора. Эффективный, полезный объем кузова установки мусоровоза равен 18,23 кубических метра, о чем говорит маркировка НМ-18. Однако проводить расчет количества вмещаемых в бункер контейнеров определенного объема, что называется, в лоб, например, европейского стандарта 1,1 м3 или 0,8 м3 российского, нельзя. Причина – разный состав и плотность мусора, который может находиться в баках. Как показывает практика, в мегаполисах мусор более плотный, тяжелый. В регионах, малых городах, напротив, выбрасываемые в баки отходы легче и не столь слежавшиеся. Кроме того, в баках, установленных в городских массивах с плотной застройкой, чаще оказываются элементы мебели, иной крупногабаритный мусор.
Разумеется, на количество загружаемых баков и, соответственно, на массу перевозимого мусора будет оказывать влияние также и настройка гидросистемы по усилию прессования. Для справки, у НМ-18 заявленный коэффициент прессования равен 1:6 (вернее, достигает указанной величины). А реальное его значение, достигаемое в процессе эксплуатации машины, зависит от упомянутой выше плотности мусора. При этом рабочее давление, на которое настроена гидроаппаратура, например, при котором работают гидроцилиндры пресс-плиты, равно 180 Бар. Конечно, рабочее давление можно и поднять, увеличив тем самым эффективность наполнения кузова. При этом запас прочности самой установки позволит сделать это без разрушения последней, так как в штатном режиме нагрузка на силовую часть не превышает 70% от максимально возможной. Однако не стоит забывать, что шасси может при этом работать с перегрузом, то есть его надежность упадет. Кроме того, при выборе коэффициента уплотнения мусора важно учитывать, куда пойдет собранный мусор – прямиком на полигон бытовых отходов или на завод по переработке, где важно, чтобы отходы не были спрессованы сильно. В противном случае их просто не разделить и, соответственно, эффективно не отсортировать. Не станем забывать, что полигоны по хранению ТБО находятся далеко от города, и машины, вывозящие на них отходы, работают на длинном плече. Сортировочные и мусоросжигательные заводы, напротив, часто расположены в городской черте, а значит, затраты на транспортировку мусора будут ниже.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.