Российский автопром. Проблемы и перспективы
Резкое снижение спроса в условиях переизбытка мощностей может привести к полной «деиндустриализации» автомобильной промышленности. Для того чтобы не допустить подобного сценария развития событий, Минпромторгом разработана программа поддержки автопрома на 2016 год, которая включает поддержку спроса на уровне выживаемости и инвестиционную привлекательность. Это позволит не допустить снижения объемов рынка ниже 1,5 млн шт. в год. Необходимо оптимизировать неэффективные мощности за счет концентрации господдержки вокруг высоколокализованных производителей. В результате будут сохраняться и развиваться производства с уровнем локализации более 50%. И, наконец, важно создать условия для повышения экспортоориентированности автомобильного производства, с тем чтобы к 2020 году экспорт вырос в 2 раза.
Но меры только тогда чего-то стоят, если они поддержаны финансово. Пока из всех направлений поддержки в проект бюджета на 2016 год заложены 5,2 млрд руб. на субсидирование компенсации части процентных платежей по инвестиционным кредитам.
Но помимо мер тактических необходимы меры долгосрочного характера с учетом макроэкономических вызовов 2016-2020 гг. Это касается ограничения сроков эксплуатации коммерческих авто. Ежегодно должно заменяться не менее 11 тыс. грузовиков, 1 тыс. автобусов, 5 тыс. тягачей и 21 тыс. легких автомобилей. Такие кардинальные меры обновления связаны с введением возрастного и экологического коэффициентов в транспортном налоге.
Позиция федерального органа власти Минпромторга ясна: предсказанное падение производства и рынка автомобильной отрасли теперь уже свершившийся факт, ближайшая перспектива не вызывает оптимизма. Но свет в конце тоннеля для российского автопрома виден, и эксперты это связывают с двумя основными моментами. Первый – несмотря на значительное давление кризиса, российский автопром остается стратегически важной отраслью для экономики страны. Второе – развитие экспорта при слабой национальной валюте может стимулировать восстановление автомобильной промышленности в России и привести к устойчивому развитию отрасли.
Что касается первого момента, нет смысла перечислять все правительственные постановления в этой области начиная с 2005 года. Цели регулирования и помощи отрасли, естественно, благие и были направлены на рост локализации в массовом сегменте, увеличение доли добавленной стоимости в России, усиление компетенций национальных производителей. Но благими намерениями, как известно…
Правила игры в рамках постановлений менялись в ходе реализации, применялся единообразный подход к разным сегментам (легковым и грузовым). На начальной стадии при приходе иностранных автопроизводителей не были установлены объемы выпуска машин. При выпуске 10 тыс. ед. – а именно с такими объемами работают совместные предприятия – ожидать высокого уровня локализации по значимым узлам и деталям не приходится. Далее, разнообразие выпускаемых у нас иномарок, которое так радует глаз (а пришедшие на первоначальном этапе зарубежные производители исчислялись десятками), также не стимулирует производителей повышать локализацию. В результате дешевле и проще завести небольшие объемы деталей и узлов. Наконец, непонятна судьба сборочных производств после 2018 года, когда режим ВТО вступит в полную силу, а действующие постановления утратят свою силу. Как следствие – более 70% автопроизводств на территории России представляют собой крупноузловую и мелкоузловую сборку (по данным компании Roland Berger). Уровень локализации, который должны достичь производители, составляет 60% (по факту у основных производителей он не превышает 35%).
Российская автомобильная промышленность сегодня стоит перед выбором – или столкнуться с возвратом к импортной модели, или формироваться в экспортную модель. Тем более что кризис, приведший к падению национальной валюты, создает для этого условия. Дешевеющий рубль выгоден для потенциальных инвесторов, которые собираются организовать производство в России.
При низком рубле продукция, выпущенная российским автопромом, становится конкурентоспособной и может экспортироваться в зарубежные страны. Экспорт по легковым, грузовым автомобилям и автобусам в 2015 году – 3,5 млрд долл., что составляет лишь 2% от всего экспорта. Для сравнения: немецкий автопром экспортирует на 110-115 млрд долл., в том числе 35 млрд долл. – экспорт комплектующих. Так что российскому автомобильному экспорту есть куда расти. Тем более что у наших партнеров по БРИКС есть удачные примеры развития экспорта автомобилей. Так, фирма Hyundai сделала Индию своим глобальным центром производства малолитражных автомобилей – в 2003 году было выпущено 93 тыс. машин, на экспорт было отправлено всего 6 тыс. единиц, то есть 7%. А в 2013 году из выпущенных 633 тыс. машин экспортировали 255 тыс., то есть 40%.
В долгосрочной перспективе для того чтобы не только выжить, но и развиваться, российский автопром должен повысить свою экспортоориентированость.
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов