Главная » Статьи » Экономика » Почасовая оплата грузоперевозок ликвидирует демпинг? Мнения экспертов

Почасовая оплата грузоперевозок ликвидирует демпинг? Мнения экспертов

Ассоциация «Грузавтотранс» предложила Минтрансу изменить по аналогии с такси принцип формирования тарифов на грузоперевозки и включить в систему «ГосЛог» и электронный документооборот единый алгоритм расчетов заказов с почасовым тарифом

Это нововведение поможет бороться с демпингом и «серыми» схемами на рынке, поскольку действующая практика начисления платы только за вес и километраж провоцирует мелких и средних перевозчиков перегружать машины и заставлять водителей без отдыха гнать фуры долго и быстро. Новая система оплаты должна будет учитывать полное время работы перевозчика, включая периоды ожидания на пунктах пропуска и разгрузки, и покрывать все его «белые» расходы.

Ожидаемый эффект для отрасли:

  • Снижение аварийности на дорогах на 40-50 %.
  • Увеличение налоговых поступлений в бюджет на 25-30 %.
  • Контроль за перевозчиками будет осуществляться через онлайн-тахографы и систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

Насколько реалистично данное предложение? Как еще можно бороться с демпингом?

Плюсы и минусы

Ксения Макеева,
менеджер по логистике компании ATU Forwarding (ООО «А2 Экспедирование»)

– Как менеджер по логистике, давно работающий с автоперевозчиками, считаю предложение Ассоциации «Грузавтотранс» о переходе на почасовую оплату грузоперевозок шагом своевременным и необходимым для отрасли. Поскольку текущая схема оплаты, учитывающая километраж и тоннаж, давно не отражает реальные расходы перевозчиков. За время пути происходят простои на складах, ожидание разгрузки, задержки на контрольных пропускных пунктах. Однако все это не берется в расчет. Компании вынуждены искать неофициальные пути возмещения убытков, что часто приводит к демпингу.

Почасовая оплата позволит более точно учитывать все затраты перевозчика (время в пути, время на погрузку/разгрузку, простои), что сделает ценообразование более справедливым и понятным для всех участников рынка. Система контроля «ЭРА-ГЛОНАСС» плюс тахографы помогут отслеживать рабочее время водителей и предотвращать нарушения режима труда и отдыха. Однако у такого подхода есть и минусы. Тариф зависит от времени поездки, поэтому заранее просчитать стоимость логистических затрат в каждом конкретном случае просто невозможно. Итоговая сумма сильно меняется в зависимости от дорожной обстановки и времени ожидания при загрузке и выгрузке. Для клиентов это затрудняет планирование расходов.

Вариативным решением может стать гибридный подход к расчету – сочетание почасовой ставки с базовой оплатой за километраж или вес груза. Это позволит сохранить прозрачность ценообразования и одновременно снизить колебания стоимости.

От почасовой тарификации к фиксированной стоимости

Анастасия Тарасова,
директор по логистике
бренда автозапчастей Marshall

– Почасовая тарификация перевозок существует и сейчас. Однако для грузовладельцев она, как правило, неэффективна. Дело в том, что итоговая стоимость доставки становится непредсказуемой и, по сути, не зависит от факта оказания услуги (приходится оплачивать простой в «пробках» и неоптимальную работу водителя). Именно поэтому в такси отказались от почасовой тарификации и перешли к фиксированной стоимости за поездку, которая рассчитывается в момент заказа.

Включение почасовой системы оплаты в систему «ГосЛог» и ЭДО могло бы упростить контроль со стороны регуляторных органов за выручкой перевозчиков и настроить систему управления рисками по аналогии с налоговыми органами. На мой взгляд, нововведение приведет к укрупнению рынка и росту затрат на перевозки. И в этом свете увеличение налоговых поступлений в бюджет на 25-30 % выглядит вполне достижимым.

Вырастет ли при этом спрос на запчасти? Здесь нет прямой взаимосвязи, поскольку общий объем перевозок не изменится, а значит, не изменится и общий пробег грузовых автопарков. Поменяется лишь структура спроса на запчасти с ростом крупных ТК.

Борьба с демпингом

Семен Гришин,
коммерческий директор «Облачной логистики» (сервис автоматизации процессов логистики цифровой платформы закупок и продаж В2В-РТС)

– Перевозчики, активно гонявшие машины без отдыха и с перегрузом, очевидно, продолжат работать в таком же режиме. Их задача понятна – заработать и покрыть набранные кредиты и лизинги. Если цель – используя демпинг, забрать заказ, то зачем им отдых и отсутствие перегруза с переходом на часовые тарифы. Скорее наоборот, они по-прежнему будут заявлять, что «перевезут за 1 рубль и всего за 1 день».

Что касается борьбы с демпингом, с одной стороны, необходимо создать единые правила стоянки авто и отдыха водителей с обязательным контролем и проверкой выполнения этих правил при помощи единой информационной системы. Система поможет фиксировать автомобили и перевозчиков, которые едут без остановок, или, не соблюдая скоростной режим, при необходимости автоматически накладывая штрафы на собственников транспорта. Также важно создать прозрачные системы отчетности перевозчика, где он отражает свои расходы, и если цена ниже расходов – организовывать проверку фискальными органами.

С другой стороны, стоит поощрять добросовестных перевозчиков, соблюдающих правила. Например, создав специальный рейтинг перевозчиков, который будет виден всем заказчикам.

Читайте также:

Стабильно работать в нестабильных условиях

Кто уйдет, а кто останется?

Тотальная цифровизация грузоперевозок


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Парки переходят на KAMAZ К5 – когда экономика определяет выбор подвижного состава.

Грузовик «ГАЗ-Садко 9»

Полноприводный грузовик «ГАЗ-Садко 9» – в одной нише с «Земляком»

Согласно новой системе обозначения нижегородских грузовых моделей, цифра 9 в названии означает, что полная масса полноприводного автомобиля около девяти тонн. Из которых 5,2 тонны приходится на груз. И это, пожалуй, главное достоинство новинки. Большинство остальных конструктивных изменений призваны обеспечить повышенную грузоподъемность

Шины Simpeco

Чешские грузовые шины Simpeco – оптимизация расходов парка

Несмотря на стагнацию, которую сегодня переживает шинный рынок, есть компании, сохраняющие стабильность и демонстрирующие положительную динамику продаж. К таким относится чешская Simpeco. Почему шины этого производителя пользуются устойчивым спросом у российских перевозчиков?

Галерея (3)

Ксения Макеева
Анастасия Тарасова,
Семен Гришин

Комментировать





Поделиться