Почасовая оплата грузоперевозок ликвидирует демпинг? Мнения экспертов

Это нововведение поможет бороться с демпингом и «серыми» схемами на рынке, поскольку действующая практика начисления платы только за вес и километраж провоцирует мелких и средних перевозчиков перегружать машины и заставлять водителей без отдыха гнать фуры долго и быстро. Новая система оплаты должна будет учитывать полное время работы перевозчика, включая периоды ожидания на пунктах пропуска и разгрузки, и покрывать все его «белые» расходы.
Ожидаемый эффект для отрасли:
- Снижение аварийности на дорогах на 40-50 %.
- Увеличение налоговых поступлений в бюджет на 25-30 %.
- Контроль за перевозчиками будет осуществляться через онлайн-тахографы и систему «ЭРА-ГЛОНАСС».
Насколько реалистично данное предложение? Как еще можно бороться с демпингом?
Плюсы и минусы

менеджер по логистике компании ATU Forwarding (ООО «А2 Экспедирование»)
– Как менеджер по логистике, давно работающий с автоперевозчиками, считаю предложение Ассоциации «Грузавтотранс» о переходе на почасовую оплату грузоперевозок шагом своевременным и необходимым для отрасли. Поскольку текущая схема оплаты, учитывающая километраж и тоннаж, давно не отражает реальные расходы перевозчиков. За время пути происходят простои на складах, ожидание разгрузки, задержки на контрольных пропускных пунктах. Однако все это не берется в расчет. Компании вынуждены искать неофициальные пути возмещения убытков, что часто приводит к демпингу.
Почасовая оплата позволит более точно учитывать все затраты перевозчика (время в пути, время на погрузку/разгрузку, простои), что сделает ценообразование более справедливым и понятным для всех участников рынка. Система контроля «ЭРА-ГЛОНАСС» плюс тахографы помогут отслеживать рабочее время водителей и предотвращать нарушения режима труда и отдыха. Однако у такого подхода есть и минусы. Тариф зависит от времени поездки, поэтому заранее просчитать стоимость логистических затрат в каждом конкретном случае просто невозможно. Итоговая сумма сильно меняется в зависимости от дорожной обстановки и времени ожидания при загрузке и выгрузке. Для клиентов это затрудняет планирование расходов.
Вариативным решением может стать гибридный подход к расчету – сочетание почасовой ставки с базовой оплатой за километраж или вес груза. Это позволит сохранить прозрачность ценообразования и одновременно снизить колебания стоимости.
От почасовой тарификации к фиксированной стоимости

директор по логистике
бренда автозапчастей Marshall
– Почасовая тарификация перевозок существует и сейчас. Однако для грузовладельцев она, как правило, неэффективна. Дело в том, что итоговая стоимость доставки становится непредсказуемой и, по сути, не зависит от факта оказания услуги (приходится оплачивать простой в «пробках» и неоптимальную работу водителя). Именно поэтому в такси отказались от почасовой тарификации и перешли к фиксированной стоимости за поездку, которая рассчитывается в момент заказа.
Включение почасовой системы оплаты в систему «ГосЛог» и ЭДО могло бы упростить контроль со стороны регуляторных органов за выручкой перевозчиков и настроить систему управления рисками по аналогии с налоговыми органами. На мой взгляд, нововведение приведет к укрупнению рынка и росту затрат на перевозки. И в этом свете увеличение налоговых поступлений в бюджет на 25-30 % выглядит вполне достижимым.
Вырастет ли при этом спрос на запчасти? Здесь нет прямой взаимосвязи, поскольку общий объем перевозок не изменится, а значит, не изменится и общий пробег грузовых автопарков. Поменяется лишь структура спроса на запчасти с ростом крупных ТК.
Борьба с демпингом

коммерческий директор «Облачной логистики» (сервис автоматизации процессов логистики цифровой платформы закупок и продаж В2В-РТС)
– Перевозчики, активно гонявшие машины без отдыха и с перегрузом, очевидно, продолжат работать в таком же режиме. Их задача понятна – заработать и покрыть набранные кредиты и лизинги. Если цель – используя демпинг, забрать заказ, то зачем им отдых и отсутствие перегруза с переходом на часовые тарифы. Скорее наоборот, они по-прежнему будут заявлять, что «перевезут за 1 рубль и всего за 1 день».
Что касается борьбы с демпингом, с одной стороны, необходимо создать единые правила стоянки авто и отдыха водителей с обязательным контролем и проверкой выполнения этих правил при помощи единой информационной системы. Система поможет фиксировать автомобили и перевозчиков, которые едут без остановок, или, не соблюдая скоростной режим, при необходимости автоматически накладывая штрафы на собственников транспорта. Также важно создать прозрачные системы отчетности перевозчика, где он отражает свои расходы, и если цена ниже расходов – организовывать проверку фискальными органами.
С другой стороны, стоит поощрять добросовестных перевозчиков, соблюдающих правила. Например, создав специальный рейтинг перевозчиков, который будет виден всем заказчикам.
Читайте также:
Парки переходят на KAMAZ К5 – когда экономика определяет выбор подвижного состава.
Согласно новой системе обозначения нижегородских грузовых моделей, цифра 9 в названии означает, что полная масса полноприводного автомобиля около девяти тонн. Из которых 5,2 тонны приходится на груз. И это, пожалуй, главное достоинство новинки. Большинство остальных конструктивных изменений призваны обеспечить повышенную грузоподъемность
Несмотря на стагнацию, которую сегодня переживает шинный рынок, есть компании, сохраняющие стабильность и демонстрирующие положительную динамику продаж. К таким относится чешская Simpeco. Почему шины этого производителя пользуются устойчивым спросом у российских перевозчиков?