Галерея (1)


Главная > Статьи > Экономика > Каким будет такси — итоги Международного Евразийского форума «ТАКСИ»

Каким будет такси — итоги Международного Евразийского форума «ТАКСИ»

В Москве прошел X юбилейный Международный Евразийский форум «ТАКСИ» (МЕФТ). В его работе приняли участие около 1000 представителей органов федеральной и региональной власти, экспертов, участников таксомоторной и смежных отраслей из регионов России и 6 иностранных государств. Участники обсудили планы дальнейшего развития отрасли. Особенное внимание было уделено новому законопроекту о такси, который был принят недавно Госдумой в первом чтении.
X юбилейный Международный Евразийский форум «ТАКСИ» (МЕФТ)

Сегодня такси в России – это сформированная отрасль. В такси занято более 700 тыс. водителей такси, на конец 2021 года было выдано 460 тыс. разрешений. Только в Москве ежедневно такси перевозят 1,6 млн. пассажиров. За последние 10 лет это число выросло в 20 раз.  В Москве работает 220 863 водителя, из которых 74% — это граждане России, а 26% — иностранные граждане. Средний возраст такси в Москве один из самых маленьких в Европе – всего 3,3 года. Лидером по использованию автомобилей в таксомоторной отрасли является Hyundai Solaris, следом идет Volkswagen Polo, замыкает тройку лидеров модель Kia Rio. 83,5% заказов через мобильные приложения происходят с помощью Яндекс.Такси.

«Юбилейный МЕФТ проходит совершенно в особенное время. Сейчас меняется экономическая и социальная политика государства, уходят или меняют свои бизнес-модели крупные компании; появляются новые серьезные вызовы и для отрасли такси. Неизменным остается одно – востребованность такси как массового вида транспорта, который обеспечивает свыше двух миллиардов поездок в год по Российской Федерации. Это серьезный вклад в экономику государства и социальная функция, важность которой трудно переоценить», — говорит Дина Горячева, директор АНО «МЕФТ» (организатор форума).

В ходе мероприятия были озвучены приоритеты дальнейшего развития отрасли. Прежде всего, это повышение безопасности, в том числе, снижение количества ДТП с участием легковых такси за счет совместной работы с надзорными органами. Кроме того, важной задачей является цифровизация таксомоторной отрасли, которая предполагает развитие цифровых профилей водителей такси, внедрение телемедицины, а также проведение техосмотров транспортных средств дистанционным способом.

Главный вопрос отрасли сегодня – это разработка правил, по которым должно работать современное такси в новых экономических условиях.  Обсуждение нового законопроекта о такси стало ключевой дискуссией форума. В ней приняли участие крупнейшие эксперты отрасли. Дискуссия вызвала большой интерес среди профессионального сообщества, участниками сессии был высказан ряд конструктивных предложений.  

Участники X  МЕФТа обратились к спикеру Госдумы В.В. Володину с просьбой провести парламентские слушания в Государственной Думе с целью достижения баланса интересов бизнеса, государства и потребителей при формировании эффективного и современного законодательства для отрасли такси Российской Федерации.

Итогом работы Форума станет общественная резолюция, которая помогает доносить до федеральных властей отраслевые инициативы. После завершения мероприятия в документ вносятся все предложения и идеи участников и спикеров по совершенствованию государственной политики в сфере такси. Резолюция направляется в органы государственной власти.

Организатором Форума выступает Общественный институт развития такси и городской мобильности «МЕФТ». Форум состоялся при поддержке и участии Правительства Москвы, Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, МВД России и др.

Владимир Луговенко на Форуме

Стране нужен новый закон о такси

Открыл стратегическую сессию «Разработка законопроекта о такси: финальный раунд» Владимир Луговенко, заместитель директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ. Он отметил, что такси в России сегодня — это сформированная отрасль. В такси занято более 700 тыс. водителей такси, на конец 2021 года было выдано 460 тыс. разрешений. Негативной стороной деятельности такси является высокая аварийность. За 2021 год с участием такси в России совершено 3700 ДТП, 149 человек погибло. Две третьих аварий происходит по вине водителей такси.

«Старый законопроект не отвечает новым реалиям.  Технологии шагнули далеко, отсюда и потребность в новом законе о такси. Законопроект формировался на площадке Минтранса. Конечная цель для нас была – безопасность пассажира. Сейчас закон согласован с ФОИВ, поддержан общественностью и внесен в Госдуму. Мы вышли на новый уровень, когда нужно широко посмотреть на этот документ. Он является компромиссом между тем, что хотели мы, бизнес и контролирующие органы. Та редакция, которая опубликована, не является конечной, мы открыты для предложений. Закон о такси сегодня очень нужен стране», — сообщил Луговенко.

Обсуждение нового закона о такси прошло в рамках стратегической сессии «Разработка законопроекта о такси: финальный раунд». Обсуждение вызвало большой интерес среди профессионального сообщества, участниками сессии был высказан ряд конструктивных предложений.  Модератором дискуссии выступила Сабина Цветкова, председатель Комиссии Общественной палаты Москвы по транспорту.

Олег Зайцев, начальник Правового управления Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подробно рассказал о некоторых новеллах законопроекта о такси. В частности, вместо одного реестра выданных разрешений на такси появится два (реестр перевозчиков и реестр автомобилей). Такое разделение позволит на законных основаниях передавать автомобили, сведения о которых внесены во второй реестр, для осуществления перевозок лицам, имеющим разрешение. Сейчас на это действует запрет. Законопроект прописывает правовой статус служб заказа такси («агрегаторов») и требования к ним. Как один из основных участников рынка такси, они фактически определяют стандарты перевозок, но их правовой статус до сих пор был не определен. Законопроект предусматривает механизм установления минимального тарифа на перевозку для городов федерального значения и прилегающих регионов.  Также важной нормой станет допуск самозанятых граждан к перевозкам на законных основаниях. Субъектам РФ документ дает полномочия установить требования к аттестации водителей на знание основных объектов инфраструктуры. Расширился перечень оснований, по которым водитель может быть не допущен к вождению в такси. Кроме того, предусматривается возможность для регионов по регулированию перевозок от аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов с учетом требований, который установит Минтранс России. «Мы считаем, что новый законопроект позволит лучше защищать безопасность пассажира», — резюмировал эксперт.

Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров, попросил обратить внимание законодателей на то, как будет законопроект работать в отдаленных населенных пунктах.

«Закон не идеален, но он и должен быть компромиссным. Общественная палата поддержала закон в рамках нулевых чтений. Я считаю, что в нем нужно дать больше свободы регионам, но предусмотреть четкие ориентиры по тарифам, по безопасности», — говорит Зотов.

Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», сделала ряд конструктивных замечаний к содержанию законопроекта. В частности, она отметила, что документ не должен накладывать дополнительных обременений на участников рынка, а регулирование цен — это сложный процесс, который должен быть частью антимонопольного регулирования. Кроме того, она предложила добавить в законопроект нормы по страхованию ответственности перевозчика.

«Разрабатываемый закон позволяет обеспечить правовой фундамент отрасли. Он требует доработок, но это не то, что может его сейчас тормозить. Закон должен быть рамочным. Ряд норм можно вынести в подзаконные акты, чтобы потом можно было внести оперативно вносить изменения», — пояснила Ольга Федоткина.

Владимир Луговенко, заместитель директора Департамента автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ поблагодарил участников дискуссии.

«По итогам дискуссии уже есть мысли, что можно поправить в документе. Любой закон — это ограничение наших прав и свобод, но важно, чтобы это было обоснованно. Закон сегодня очень нужен, это то, что назрело, потому что новый участник этого процесса (агрегатор) требует регулирования», — резюмировал Владимир Луговенко .

Экспертное сообщество не поддержало допуск самозанятых в такси

На X Международном Евразийском форуме «ТАКСИ» прошла дискуссия «Выйти из сумрака: перспективы самозанятости в такси». Модератором дискуссии выступил Сергей Алексюк, начальник отдела развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

Эксперты попытались ответить на вопрос, можно ли допускать самозанятых в отрасль такси, какие у них должны быть права и обязанности, как обеспечить социальные гарантии самозанятым, нужны ли дополнительные требования к водителям такси, и как контролировать их соблюдение. В дискуссии приняли участие директор Ассоциации «СРО «МОАТП» Андрей Абрамов, координатор Общественного движения «Стоп нелегал» Евгений  Грэк, заместитель председателя Союза Работников Такси Павел Калинчев, индивидуальный предприниматель Иван Свердлик и другие.

Практически все спикеры высказались против того, чтобы допускать самозанятых в отрасль такси, некоторые предложили отложить это решение. Прозвучало мнение, что случайные лица без необходимой подготовки не могут быть допущены к управлению такси, иначе возникает угроза жизни пассажиров и других участников дорожного движения.

Галерея (1)

Комментировать





Поделиться