Газовый транспорт освободят от утильсбора — стимулирование ТС на газомоторном топливе или лазейка для иностранных производителей?

Министерство энергетики поддерживает инициативу предоставления временного освобождения от утильсбора для газомоторного транспорта. Эта возможность рассматривается правительством в рамках реализации энергетической стратегии России до 2050 года.
Цель инициативы — стимулирование увеличения потребления природного газа в качестве автомобильного топлива: предполагается рост с текущих 2,19 млрд кубометров в 2023 году до уровня около 21,3–29,3 млрд кубометров к 2050 году.
Недавно утвержденная концепция развития рынка газомоторного топлива до 2035 года, предусматривает выпуск порядка полумиллиона единиц техники на газовом топливе. Для перевозчиков освобождение от утилизационного сбора снизит первоначальные расходы на приобретение газовых автомобилей, а использование газа как альтернативного вида топлива способно существенно сократить эксплуатационные расходы.
Мнение эксперта.

Если не вдаваться в подробности того, что у Минпромторга и Министерства энергетики в данном вопросе может быть некий «конфликт корпоративных интересов», т.к. эта история может открыть определенный временной коридор для импортной техники в разрез с политикой протекционизма для локализованных отечественных производств. С другой стороны, от успешной реализации долгосрочной энергетической стратегии России в любом случае выиграет бюджет РФ, поэтому споры эти будут однозначно прекращены Председателем Правительства.
Если такая возможность будет предоставлена – ей непременно воспользуются ключевые поставщики коммерческой техники из Китая, которые и сейчас предлагают данные модификации на российский рынок, но успеха данная история пока не имеет в силу ряда причин. Во-первых, цена газовой техники (например популярного седельного тягача марки Sitrak С7Н) выше на 30-40% в сравнении с классическим дизелем, во-вторых, есть сложности с региональной неразвитостью сервисной сети, которая могла бы принимать данную технику в обслуживание, в-третьих, непонятна остаточная стоимость машины после использования (нет релевантного вторичного рынка, т.к. данная техника является неликвидной), и не стоит забывать, что ремонт данных автомобилей может быть более дорогостоящим и длительным, в виду перечисленных выше факторов. На текущий момент эти факторы пока перевешивают реальную экономику владения данной техникой, которая с точки зрения расходов на топливо безусловно гораздо эффективнее дизеля.
Одним из примеров этого может быть сам Китай, где в тяжелой коммерческой технике полностью превалирует газомоторный-транспорт, так как он на порядок экономичнее. В России весьма удачные эксперименты с использованием данных машин пока проводят только крупные логистические операторы и ритейлеры, но этого не достаточно, чтобы создать новую концепцию развития рынка комтранса. Возможно шаг по 0 утилю для такой техники будет тем самым решением, которое сдвинет эту историю на новый уровень, как бы не противились этому водители и механики, у которых часто есть «свой интерес» в ГСМ, различные предрассудки или не желание в принципе выходить из «зоны комфорта». В дальнейшем, безусловно, эту историю для импортеров также прикроют и предоставят льготы только для локализованных производств, но ничего плохо в этом нет, зато сформируется новый стандарт, который будет полезен как для целевого использования природных ресурсов России, так и для экологии.
Где и сколько стоит топливо: 1 декабря
По примеру западных стран, аренда коммерческой техники существовала в России в виде оперативного лизинга. Но лизинговые компании данную услугу не продвигали. Так может ли аренда получить развитие в нынешних условиях?