Главная > Статьи > Автомобили > Легко ли грузовику въехать в Москву? Как возникли посредники

Легко ли грузовику въехать в Москву? Как возникли посредники

Круглосуточный запрет ТС массой от 12 тонн на транзитное движение по МКАД, с 5 апреля распространен и на грузовики массой от 3,5 тонн. Мы продолжаем серию публикаций по режиму ограничений движения грузового транспорта в Москве. Как возникла целая индустрия посредников в получении пропусков в столице?

Предпосылки для появления посредников следующие 

Никто не читает регламент

Вся процедура оформления грузового пропуска достаточно полно регулируется нормативно-правовыми актами. Есть перечень условий для получения пропуска, установлены требования к документам и оформлению. Тем не менее, получение пропуска практически всеми заявителями воспринимается как некий обряд или магия. Нет никакого волшебства, есть даже пошаговая инструкция. И это вполне понятно. Регламент, как и большинство юридических текстов, написан достаточно «суконным», бюрократическим языком. Нужно иметь соответствующий навык и немало опыта, чтобы расшифровывать его нормы. Особенно это касается оснований отказов.

Помимо сложности с пониманием самого текста, он часто составлен с низким качеством юридической техники. Например, те же основания для отказа в выдаче пропуска нередко сформулированы таким образом, что содержат, по сути, несколько таких оснований. Взять тот же пресловутый отказ по противоречивым сведениям. В нем на самом деле три возможные причины: нечитаемые копии, недостоверность (несоответствие базам данных) и противоречивость (например, ошибки в расчетах). К слову, в грядущих изменениях это основание отказа разделили: нечитаемые копии документов теперь отдельно.

Документы

Здесь вроде бы более-менее понятно, требования к ним расписаны в указанных выше регламентах, которые никто не читает. Плюс достаточно порочная практика, к которой перевозчики привыкли в своей основной деятельности. В последнее время с развитием технологий стало гораздо проще с различного рода копиями документов. В грузоперевозках они используются чаще всего для подтверждения факта доставки и выгрузки и отсутствия претензий у грузополучателя. Поэтому широкое распространение получила отправка фотографий накладных.

Следуя этой «славной традиции», заявители какие только документы не прилагают. Представьте себе снятую под немыслимым ракурсом, в сумраке кабины грузовика на фоне готовящегося ужина фотографию смятой прежде в трубочку диагностической карты. Это еще не все. Сама ДК — это ксерокопия распечатанной на плохом принтере с полосой и кончающимися чернилами скан-копии ДК.

Отсутствие целостного подхода со стороны департамента

Самое частое, что я слышу перед тем, как провожу обучение: прежде у меня выходили пропуска, а теперь перестали. И дело даже не в меняющемся законодательстве, как, например, ожидаемые изменения 5 мая 2021 года. Взять те же диагностические карты: два года назад достаточно было приложить любой документ, хотя бы отдаленно напоминающий ДК. Спустя полгода специалисты департамента с линейкой измеряют расстояния между линиями бланка документа.

Одним из проявлений такого подхода являются аннулирования пропусков по основанию 8.2. — предоставление заведомо недостоверных сведений из-за ненадлежащих адресов погрузки/выгрузки. Соль в том, что адреса за это время никак не поменялись, поменялась только оценка этих адресов как валидных. При этом, Мостранс никак не обосновывает свои решения, приводя в них только ссылку на норму и ее цитату. Без указания на фактические обстоятельства, соответствующие этому основанию. И никак не разъясняет свои действия. В той же Московской области и вебинары проводят, и встречи со специалистами, принявшими решение.

Низкое качество информационного взаимодействия

Здесь можно привести множество ситуаций, как между пользователем мосуслуг и департаментом транспорта (опосредованно через департамент ИТ), так и между государственными органами. Примеров первого просто тьма. Здесь и проблемы синхронизации портала с электронно-цифровой подписью. Была масса таких случаев, когда в личный кабинет «подтягивалась» неверная информация. Например, 2 года назад проблемы были с личными кабинетами ИП из-за КПП, которого у них нет; или год назад поле «полное наименование» (организации) автоматически заполнялось сведениями «краткое наименование». Из личного кабинета эти данные попадают в заполненное заявление на пропуск (анкету), а заявитель в итоге получает отказ из-за недостоверности сведений. Из свежего: стало невозможно скачать полную заполненную анкету из запроса; в ней теперь только сведения о заявителе и список приложенных документов. Самой анкеты, как таковой, по сути, нет.

Не меньше проблем возникает и при обмене информацией между государственными органами в процессе              так называемого «межведомственного взаимодействия». Еще свежи в памяти события ноября 2020 года, когда шли массовые отказы по основанию «предоставление недостоверных сведений» из-за ошибки в базе ГИБДД: водительские удостоверения, выданные позже 2015 года, при проверке оказывались «недействительными». Такую информацию Мостранс получал из Базового регистра (тот самый «межвед»). В публичных источниках типа гибдд.рф у таких ВУ была пометка в графе срок действия «нет данных». Явление носило массовый характер, а вакханалия с водительскими правами, вполне валидными, продолжалась весь ноябрь. Во всех этих случаях нет никакой вины заявителя, но из-за предельно формального подхода Дептранса все негативные последствия в виде отрицательных решений о выдаче пропуска получает именно он.

Коррупция

Я долго думал, стоит ли упоминать коррупционный фактор, о котором непременно бы заговорили в беседе о причинах таких сложностей с получением пропуска профессиональными участниками рынка грузоперевозок. Большинство из них уверены, что трудности создаются специально и умышленно, и с этим сложно не согласиться, особенно в периоды массовых отказов в выдаче пропусков, в условиях, когда сам департамент не делает никаких публичных разъяснений и отмалчивается.

Прошлым летом 2020 года говорили об очередном переделе рынка: тогда по основанию несоответствия диагностических карт по форме и содержанию выходил лишь 1 пропуск из 3 запросов, это по самым скромным подсчетам. Причем понять, что именно не устраивало Департамент транспорта Москвы в ДК идентичных тем, по которым пропуск вышел, было невозможно. К счастью, с 5 мая 2021 года эта проблема исчезнет: скан-копии диагностических карт предоставлять будет больше не нужно.

Об авторе

Николай Околог — основатель курса обучения самостоятельному оформлению грузовых пропусков в Москву. В грузоперевозках с 2003 года. Прошел путь от специалиста транспортной компании до генерального директора. Работал как в экспедиции, так и в транспортной компании со своим парком. Руководил логистикой в производственной компании (автопарк, склад, закупки, управление запасами). С 2017 года занимается логистическим консалтингом. С 2018 года обучает самостоятельному оформлению грузовых пропусков.

 

Как вводили пропускную систему

Как работает пропускная система

В следующей публикации расскажем о посредниках в приобретении пропуска. Как не попасть на мошенников.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

КМУ «Чайка-NR816 2S»

Крано-манипуляторная установка «Чайка-NR816 2S» – комбинация достоинств

В производственной программе завода «Чайка-Сервис» ранее были автомобили с импортными КМУ разных типов, включая тросовые с L-образной стрелой

Новинки КАМАЗа

Новинки КАМАЗа – от эвакуатора до самосвала

Одно из направлений развития продуктовой линейки «КАМАЗа» – мало- и среднетоннажные грузовики «Компас»

Комментировать





Поделиться