Тягач Volvo FH с двигателем, работающем на сжатом метане
Нефть на мировом рынке дешевеет, вместе с ней дешевеет и природный газ. Уже появилась шутка, что сланцевая революция ушла в глубокое подполье – на ближайшее время теряется смысл искать альтернативные виды топлива. Однако и на этом фоне газомоторное топливо в два раза (и даже больше!) дешевле солярки. Уменьшить долю затрат на горючее при перевозках, получить льготы от правительства, да еще и сохранить экологию родной страны позволяют газобаллонные автомобили.
Чуть меньше года назад нам довелось познакомиться с газобаллонной версией грузовиков Scania, а теперь появилась возможность сесть за руль седельного тягача Volvo FH, тоже работающего на сжатом метане. У российского представительства Volvo Trucks есть несколько таких тягачей, которые отдают перевозчикам для тестов. Кроме того, с помощью эксплуатации этих грузовиков шведы косвенно отслеживают те изменения в ситуации с газомоторным топливом, которые реально происходят в России. Год-два назад газовыми тягачами были Volvo FH прежнего, пятого поколения, а теперь это уже новый FH, который на российский рынок выводят под собственным именем Volvo FH SuperNova. Причем эти автомобили могут быть собраны и на российском заводе Volvo Group в Калуге. Однако не только седельные тягачи флагманской серии FH шведы готовы перевести на CNG (сompressed natural gas, что означает «компримированный природный газ»), но и более демократичные по цене Volvo FM. И Volvo FH, и Volvo FM оснащаются одинаковыми двигателями D13С, адаптированными для работы на сжатом метане, а по характеристикам тягачи ничем не отличаются от собратьев с дизелями.
Процент замещения
Оказывается, у Volvo и Scania совершенно по разному конвертированы дизели под газ. У Scania применяются пятицилиндровые моторы OC09 объемом 9,3 литра мощностью 280 л. с./ 1350 Н.м или 340 л. с./1600 Н.м. Эти моторы работают по циклу Отто, то есть они с воспламенением от искрового зажигания: есть свечи и высоковольтные катушки. А солярка используется только для работы отопителя-автономки. Сам мотор переделан очень серьезно.
Однако на Volvo FH установлен практически обычный 12,7-литровый двигатель D13С настройкой мощности 460 л. с. и моментом 2300 Н.м, работающим по газодизельному циклу. Как говорится, бог с ним, с разным объемом и разной мощностью. Но почему эти издавна жестко конкурирующие между собой шведские фирмы применяют разные циклы? Чем один цикл лучше другого?
Все дело в назначении автомобиля. У Scania трехосные P280 6x2HNB и P340 6x2HNB, а также седельные тягачи P340 LA4x2MNA – развозные грузовики, ориентированные на работу в городе или пригороде. То есть больше привычные к толчее в пробках. А Volvo FH – магистральный грузовик. Хотя у Volvo Trucks есть чисто газовые двигатели, работающие по циклу Отто, но их тоже используют на развозных перевозках – на Volvo FE. Причем иногда применяют и покупной мотор – Cummins.
Напомним, что такое газодизельный цикл. Сжатый газ под давлением, через дополнительные газовые форсунки с электронным управлением, впрыскивается во впускной трубопровод именно на такте впуска. Метан смешивается с воздухом и поступает через впускные клапаны в определенный цилиндр двигателя. В конце такта сжатия, для воспламенения полученной газовоздушной смеси, в камеру сгорания впрыскивается дизтопливо. То есть совмещены основополагающие принципы двух циклов: внешнее смесеобразование от цикла Отто и воспламенение топливовоздушной смеси от сжатия – в соответствии с заветами Рудольфа Дизеля.
У Volvo эта система называется Dual-Fuel (двухтопливная), и это название запатентовано. От российских специалистов Volvo я впервые услышал термин «замещение одного вида топлива другим». Именно замещение, а не просто прекращение подачи газа. Процесс образования метановоздушной смеси у современного газодизельного двигателя более сложный, чем элементарное открытие-закрытие какого-то крана. Нужно такое же тонкое регулирование подачи газа, как и изменение цикловой подачи дизтоплива. Эта задача и возложена на электронику. То есть на определенных режимах, в основном с ростом оборотов, у двигателя Volvo D13C (или с ростом нагрузки) солярка интенсивно замещается газом, а с уменьшением оборотов – доля газа тоже уменьшается. Максимальный процент газа – 75, оставшиеся 25% – дизтопливо. Но в среднем при движении по магистрали получается соотношение 60/40. Если пересчитать, с учетом разницы в цене солярки – 35 рублей за литр и метан – 14 или 16 рублей за куб. С этой разницы и получается экономия. На холостом ходу мотор работает только на дизтопливе, поэтому нет никакого выигрыша при стоянии в пробках. Газодизельному тягачу Volvo FH нужен простор и скорость.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)