Седельный тягач Scania V8 6×6
Трансмиссия
Давно известно, что для полноприводного вездехода оптимальна коробка-автомат с гидромеханической передачей, с переключением передач без разрыва потока мощности. Значит, машина будет уверенно двигаться по любому грунту и песку, не станет терять динамику на подъеме. При этом не факт, что при использовании автоматических коробок с гидротрансформатором увеличивается расход топлива. Все зависит от наличия блокировок гидротрансформатора – они должны быть не только на высшей передаче, но и на промежуточных. В таком случае расход растет незначительно. Основной поставщик таких АКП – Allison Transmission. Из продукции Allison по назначению и крутящему моменту двигателя для подобных тягачей лучше всего подходят коробки серии «4500» и «4700». У серии «4500» шесть диапазонов со следующими передаточными числами: I – 4,70; II – 2,21; III – 1,53; IV – 1,00; V – 0,76; VI – 0,67. У коробки серии «4700» уже семь диапазонов: от 7,63 на первой до 0,64 на седьмой. Обычно у «автоматов» Allison есть универсальные программы электронного управления, позволяющие более тонко настраивать АКП для конкретных условий работы. В коробку встроен трансмиссионный замедлитель-ретардер, повышающий эффективность торможения и сокращающий износ тормозных колодок. Однако пока на тягачи Scania V8 6х6 такие коробки не ставят… Возможно, если у заказчиков возникнет спрос на гидромеханические АКП, шведы подберут нужную коробку.
Супертягач-вездеход комплектуют «роботом» Opticruise, который тоже существенно упрощает работу водителя. Scania издавна сама делает не только механические коробки, но и с 1994 года «автоматы» на их основе. Примечательно, что в отличие от подобных роботизированных коробок других производителей, в частности ZF, у АКП Scania Opticruise механизм переключения с электропневматическим управлением установлен на абсолютно стандартную КП. То есть нет каких-то особенных корпусов коробок, валов и шестерен, сохранены даже синхронизаторы! Поэтому в случае необходимости отремонтировать 8-, 9-, 12- или 12+2-ступенчатую коробку, оснащенную функцией Opticruise, можно в любом сервисном центре Scania. Ремонтники давно знают эти коробки, есть оборудование и оснастка, на складах не надо иметь много оригинальных запчастей.
Сцепление также является стандартным. На всех грузовиках Scania применяется только однодисковое диафрагменное сцепление диаметром 430 мм, двухдискового сцепления нет даже на тяжелых строительных самосвалах. Понятно, что в зависимости от момента двигателя есть определенная разница в силе нажимной пружины, в демпферном устройстве диска, гасителе крутящих колебаний, приводе. С учетом того, что применяется мощный двигатель и вообще нет педали сцепления, на Scania V8 6х6 используется защита сцепления от перегрузки, которая уменьшает обороты двигателя при трогании автопоезда с места, если на трансмиссию в целом воздействует слишком большая нагрузка.
Коробки передач Opticruise устанавливают не только на магистральные тягачи, но и на самосвалы Scania, причем со специальной программой, максимально учитывающей особенности эксплуатации. Такие АКП Scania Opticruise появились в 2011 году. Одно из главных отличий от прежней версии – автоматическое выключение сцепления при каждом переключении в коробке. Раньше размыкание дисков происходило только при трогании автомобиля с места и его остановке, а переход с одной ступени на другую осуществлялся выравниванием оборотов коленвала и первичного/промежуточного валов коробки. Совместное использование обоих алгоритмов сокращает время переключения, уменьшает период разрыва потока мощности. А это важно на бездорожье. Кроме того, у нового Opticruise есть режим Оff-road, на котором каждую из передач при переходе вверх «придерживают» немного дольше – мотор работает с некоторой перекруткой оборотов. Дополняет Оff-road опция Power mode, которая позволяет работать мотору на повышенных оборотах холостого хода. Тем самым сдвигается диапазон работы двигателя в сторону большего крутящего момента – груженому автомобилю легче брать затяжные подъемы. Еще одна функция у Opticruise-Kickdown. Но в отличие от легковых автомобилей она нужна не для динамичного обгона, а для уверенного преодоления внезапно появившегося сложного участка дороги. Kickdown на полноприводном грузовике позволяет мгновенно переключиться на одну или две ступени ниже и удержать нужный уровень тяги на колесах.
Новый Opticruise способен к самопрограммированию. Если грузовик будет работать на одном и том же маршруте, то хитрая электроника сначала все равно включает при трогании с места на пустом автомобиле одну из самых низших передач, но затем запомнит, что водитель принудительно включал на одну-две ступени выше, и в дальнейшем будет использовать именно скорректированную программу.
Раньше на полноприводных версиях тяжелых грузовиков Scania применялись 12+2-ступенчатые коробки моделей GRS 900 или GRS 905 с передаточными числами от 16,41 до 1,00. Для самосвалов или тягачей 6х4 и 8х4 они шли только на заказ. На Scania V8 6х6 коробка передач другая – модели GRSО 925R, она тоже сделана по схеме 12+2, но высшая передача – повышающая. Коробка рассчитана на больший крутящий момент двигателя, кроме того, у нее есть принудительное охлаждение масла – на раме смонтирован теплообменник с вентилятором. А еще установлен новый гидравлический трансмиссионный замедлитель – ретардер. У Scania он называется R4100, как следует из обозначения, максимальный тормозной момент, поглощаемый при торможении, составляет 4100 Н.м, а максимальная кратковременная выходная мощность – 500 кВт. Это модернизированная версия замедлителя R3500 предыдущего поколения. В нем было увеличено с 3,04 до 3,26 передаточное число, благодаря чему тормозной момент вырос на 17%. Сканиевский ретардер здорово помогает тормозить на спусках, не дымя колодками.
В дополнение к 14 передачам есть еще и раздаточная коробка с двумя рядами – понижающим и повышающим, а не с прямым. Итого получается 28 передач – есть возможность очень точно подобрать нужную. Причем раздатка не «сканиевская», а покупная – производства ZF модели VG 2700, рассчитанная на 3500 Н.м. Привод переднего моста – постоянный, без отключения, есть блокируемый межосевой дифференциал.
Ведущие мосты Scania делает сама. Так же как и на тяжелые самосвалы, на тягач Scania V8 6х6 устанавливают мосты только со ступичными планетарными редукторами, но в особом исполнении. Редукторы на мостах тележки имеют обозначение RBP835, они сконструированы специально для тяжелых условий эксплуатации, для грузовиков Scania, постоянно используемых в строительстве и на бездорожье. Конечно же, в дифференциалах мостов Scania есть и блокировки. Интересно, что у ведущих мостов трех- и четырехосников 6х4 и 8х4 передаточное число может быть до 7,18, но чаще всего применяют одинаковое – 4,27, причем даже при используемых двигателях одинаковой мощности и одинаковых коробках. Это же число выбрано и для полноприводного тягача, и большее число не применяют. Возможно, это связано с редуктором переднего моста – у него нет такого выбора чисел, как у мостов 6х4 и 8х4.
Закономерен вопрос: почему используют колесную формулу 6х6, а не 8х8, ведь в таком случае проходимость получается еще выше? Оказывается, это связано с нежелательным увеличением длины тягача и, соответственно, длины всего автопоезда. Кроме того, дополнительный ведущий мост увеличит и без того немалую цену нового тягача.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным
Где и сколько стоит топливо: 25 ноября