Делаем КАМАЗы доступными
- Андрей Дмитриевич, статистика лизинга автотраспорта за 2021-2023 год показывает, что только грузовой транспорт все три года давал непрерывный рост. В чем причина такой стабильности?
– Я не думаю, что это стабильность. Просто сформировался еще в 2021 году отложенный спрос, когда снизился объем перевозок. Со сменой логистических маршрутов, восстановлением и ростом перевозок возникла необходимость обновления и увеличения парка.
- Лизинг грузовиков дал прирост в 2021 году в 15,5 %, в 2023 – 50,8 %. Рост будет продолжаться в 2024?
– Будет, но не такой большой. Процентов 20 максимум. Замену парка никто не отменял, и работа новая у перевозчиков появляется.
- Почему перевозчики выбирают именно лизинг, а не кредит?
– Уже лет десять на рынке лидирует финансовый лизинг. А кредит получить не так просто. Оформить автотехнику в лизинг проще и быстрее, чем получить кредит. Например, нет необходимости в залоге или гарантиях возврата кредита (сам объект лизинга является его обеспечением). Механизм лизинга позволяет оптимизировать налоговые платежи в бюджет (НДС и налог на прибыль), получить экономию в размере 20 % за счет возврата НДС из бюджета с лизинговых платежей. Лизинговый платеж без НДС относится на себестоимость и уменьшает налог на прибыль.
- Компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» обеспечивает наших перевозчиков отечественными автомобилями. Как обстоит дело с наличием грузовиков – сколько придется ждать автотранспортному предприятию КАМАЗ в лизинг?
– Если контракт небольшой, 5-10 машин, то можно все оформить и получить ТС в течении двух, максимум, трех недель. Если речь идет о крупном контракте – более сотни машин, как правило, более 50 машин в месяц клиент не берет – нет необходимого количества водителей, затраты на ввод автомобилей в эксплуатацию, зарплата водителям, ГСМ. И тогда в рамках трехмесячного планирования нужно сделать заказ в производство.
- В России сложилась напряженная ситуация с седельными тягачами. Ушли европейские производители и возрос спрос на отечественную технику. Как обстоят дела с лизингом КАМАЗ 54901?
– Как раз последние несколько лет основной категорией нашего лизинга являются седельные тягачи. В магистральных перевозках важно длительное планирование, и мы предлагаем от «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» продукт «Лизинг на 7 лет». Предмет лизинга – седельные тягачи и автопоезда. Срок лизинга – до 7 лет, первоначальный взнос – от 10 %, страхование КАСКО по ставке 1,6 %. Включена государственная субсидия.
- Вы упомянули госсубсидию. Каков ее размер и как работают государственные программы поддержки лизинговой отрасли и автопроизводителей?
– Госпрограммы направлены на поддержку автоперевозчика. Лизинговая компания фактичекски посредник – транзитом передаем льготу конечному получателю. С 2015 года мы участвуем в программе субсидирования МИНПРОМТОРГА РФ «Льготный лизинг». Благодаря этой популярной программе, клиенту лизинговой компании предоставляется скидка на авансовый платеж по договорам лизинга до 10 % от стоимости автотранспорта. Максимальная скидка для седельных тягачей 850 тысяч рублей, для остальных автотранспортных средств, подходящих под программу субсидирования, 500 тысяч.
Как я уже упомянул, для седельных тягачей с 2023 года в рамках постановления Правительства № 649 работает отдельная программа субсидирования, благодаря которой лизингополучатель может получить скидку до 10 % от стоимости автомобиля с лимитом 850 тысяч рублей на один автомобиль.
- Компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» предлагает и седельные тягачи с пробегом. Как они появляются у Лизинговой компании «КАМАЗ» и насколько эта услуга востребована?
– Тягачи с пробегом у нас – это, в основном, КАМАЗ 5490 с кабиной К4. Появляются они, как ни печально, от недобросовестных лизингополучателей. Техника в хорошем состоянии, тягачам 2-3 года и пробег 300-350 тысяч километров. Приобрести у нас их можно по системе купли-продажи, договору аренды и в лизинг через лизинговую компанию-партнера. Повторно передать их в лизинг мы не можем, так как уже являемся собственниками, но у нас есть договоренности с коллегами в лизинговой отрасли: мы передаем технику им как поставщик, а они уже предоставляют лизинг как услугу. Хочу также отметить, что оформляя технику с пробегом через лизинговую компанию-партнера, можно воспользоваться теми же налоговыми преимуществами, что и при лизинге новых машин.
- Да, такие тягачи с таким пробегом пройдут еще столько же. Я заметил, что у «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» есть дополнительные программы – топливо со скидкой, страхование КАСКО…
– Это наши программы совместно с партнерами. Рынок лизинга очень конкурентен, и мы создаем дополнительные опции, кроме привлекательной ставки. Иногда включаем их прямо в продукт, иногда предлагаем допуслугой. На сегодня заключая лизинговый договор с нами, клиенты компании получают скидку 1 % на топливо на более чем 7000 заправочных станций сервиса «Топливо+» по всей стране. По КАСКО у нас очень привлекательные условия. Во-первых, оно полное, во вторых, территория действия расширена: кроме РФ оно покрывает страны СНГ, Европы и Китай. Клиент может выбрать одну из четырех страховых компаний-партнеров по единой ставке 1,6 % или застраховать автомобиль самостоятельно. Мы строго проводим отбор – партнеры должны быть из первой десятки рынка страхования.
- У самой компании «КАМАЗ-Лизинг» тоже есть существенные и эксклюзивные преференции для клиентов.
– Например, мы не берем комиссию за оформление и сопровождение сделки, как это делают наши конкуренты. Также не накладываем штраф за досрочное завершение договора, как это принято в отрасли. По сумме сделки не ставим никаких ограничений. Мы практикуем электронный документооборот, что сильно упрощает и ускоряет работу – на сегодня более 90 % наших договоров заключаются электронно.
- К двадцатилетнему юбилею компании вы создали продукт «Юбилейный». Он действует и сейчас, но ему на смену выводится новый «Ставка ниже». Давайте разложим условия, как говорится, по полочкам. И начать предлагаю не со ставок, а с увеличения выкупной стоимости. За счет этого снижены платежи в первые месяцы, как раз тогда, когда перевозчик вводит грузовик в строй и начинает получать первую прибыль от его работы?
– В этот продукт мы свели много привлекательных условий. Как вы правильно отметили, за счет увеличенного размера выкупного платежа до 30 %, первые два платежа снижены на 60 %. Перевозчик имеет возможность направить высвободившиеся денежные средства на ввод автомобиля в эксплуатацию и в конце срока реализовать его на вторичном рынке и зафиксировать прибыль.
- В продукте «Ставка ниже» есть, пожалуй, уникальное условие – обязательство компании «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» снизить сумму договора лизинга при снижении ключевой ставки Банка России. Снижение ставки точно будет?
– Ответственные сотрудники Центробанка сделали заявление о намерении снизить ключевую ставку во втором полугодии. Часть перевозчиков решили потерпеть и отложить закупку техники, поэтому мы и ввели данное условие. При заключении договора с «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» клиент знает, что если Центробанк снизит ставку, то у лизингополучателя есть возможность однократно пересчитать условия договора.
- То есть пересчитать можно только один раз за время действия договора? Тяжело будет перевозчику выбрать самый удачный момент…
– В отрасли перевозок на сегодняшний день работают люди финансово грамотные. Более того, при обратном процессе, повышении ключевой ставки, сумма договора остается неизменной.
- Вы упомянули, что продукт «Ставка ниже» собрал в себе не одно и не два привлекательных предложения. Есть смысл привести их все.
– Прежде всего, первоначальный взнос – 0 руб. Срок лизинга – 60 месяцев. Лизинговая субсидия на автомобиль – 850 000 руб.
Как говорил ранее, первые два платежа снижены на 60 % за счет увеличения размера выкупного платежа до 30 %. Перерасчет суммы договора лизинга (размера лизинговых платежей) в сторону уменьшения при снижении ключевой ставки Банка России. При повышении ключевой ставки сумма договора остается неизменной.
Кроме того, отсутствуют дополнительные затраты, которые практически всегда прописаны мелким текстом у других лизинговых компаний: комиссия за оформление сделки, за сопровождение сделки и обслуживание, штраф за досрочное завершение договора – у нас этого нет. График платежей клиент может выбрать тот, который подходит именно ему: равномерный, убывающий или даже сезонный. У нас нет ограничений по сумме сделки. И мы практикуем электронный документооборот и онлайн подписание договора.
Уже упоминал страхование КАСКО – по ставке 1,6 % в год, на весь срок лизинга (можно выбрать самострахование). Бортовое навигационное оборудование и телематические услуги (ГЛОНАСС).
Предметом лизинга может быть любая автотехника и спецтехника на шасси КАМАЗ, прицепная техника производства ПАО «КАМАЗ» (НЕФАЗ, ТЗА, UAT) и прицепная техника сторонних производителей любого вида, передаваемая вместе с автомобилем.
- Каковы у «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» итоги прошлого года?
– «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» выполнил все задачи, которые ставил перед нами акционер. Мы передали клиентам более трех тысяч автомобилей и более 500 прицепов и полуприцепов. Выручка компании за прошлый год составила 5,9 млрд рублей, чистая прибыль – 721 млн рублей. В прошлом году клиенты активно покупали технику с пробегом. Поступления от реализации б/у автотехники за отчетный период составили 6,5 млрд рублей. Налоги во все уровни бюджетов уплачены в 2023 году на сумму 2,8 млрд рублей. На 31 декабря величина лизингового портфеля составила 69 млрд рублей.
- Компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» планирует свою работу сразу на три года вперед. Сейчас принят план на 2024-2026 годы. Что ждете от года нынешнего?
– Мы встраиваем себя в стратегию КАМАЗа. А КАМАЗ планирует трехгодичными циклами. Нынешний, 2024 год, мы выстраиваем достаточно консервативно. Мы хотим сохранить результаты 2023 года с умеренным ростом.
- А самая основная цель на текущий год?
– «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» сделает все, чтобы грузовики КАМАЗ были доступнее для автоперевозчиков. Главная задача на текущий год – продвижение нового модельного ряда КАМАЗ, развитие финансовых продуктов, повышение доступности автотехники КАМАЗ для клиентов.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.