Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > Амортизаторы Monroe для коммерческого транспорта

Амортизаторы Monroe для коммерческого транспорта

Амортизаторы подвески рано или поздно теряют свои демпфирующие свойства. Важно заменить изношенные узлы, не упустив момента

По данным специалистов компании Tenneco, выпускающей амортизаторы под маркой Monroe, на каждый километр пробега коммерческого автомобиля приходится в среднем 1087 циклов срабатывания подвески. И если ваш грузовик проезжает за год 120 тыс. км, то суммарное количество двойных ходов амортизаторов на сжатие-отбой составит астрономическое число 132 миллиона. При такой наработке износ деталей трения, по крайней мере частичный, неизбежен. Кроме того, стареет, теряет вязкость и насыщается продуктами износа залитая в амортизатор рабочая жидкость. Причем внешне амортизатор может не отличаться от нового – ​запылившего на первой сотне километров пробега. Но диагностика подвески покажет увеличение скорости хода отбоя, и если оно значительно, не стоит откладывать ремонт. Ведь пара амортизаторов – ​даже если они авторитетной фирмы с мировым именем – ​вдвое дешевле пары шин, стоящих на той же оси. А вывести последние из строя из-за неисправной гидравлики проще простого.
Заметив на шинах управляемых колес тягача или колес осей полуприцепа пятнистый износ протектора, следует в первую очередь проверить амортизаторы. Из-за потери гидравлического сопротивления движению штока скорость хода отбоя подвески возрастает, что при ряде сопутствующих условий вызывает отскок шины от дороги с последующим приземлением. Процесс носит вибрационный характер, вызывая многократное проскальзывание отдельных элементов протектора по асфальту и, как следствие, их ускоренный износ.
Второй важный фактор негативного влияния износа амортизаторов касается именно коммерческих автомобилей. И в большей мере – ​магистральных автопоездов. Повышенная усталость водителей из-за почти незаметной раскачки кабины проявляется обычно в дальних рейсах и нередко приводит к сокращению ежедневного пробега. Вычет всего лишь пятидесяти километров в сутки, умноженный на 365 дней в году и еще на сотню автопоездов в парке, дают в сумме потерю десятков миллионов тонно-километров и колоссальные убытки. Сопоставив все это с ценой одного амортизатора (5-7 тыс. рублей), хозяевам предприятия-перевозчика остается только подсчитать и прослезиться…
Да, всего около сотни долларов стоит амортизатор семейства Monroe Magnum, то есть из линейки моделей, специально разработанных для коммерческих автомобилей. Сравним, например, с ценой тормозного суппорта к седельному тягачу европейской марки – ​это тоже почти «расходник», но уже за 20 тысяч (!) рублей. Тем не менее в конструкцию грузовых амортизаторов заложен солидный запас прочности в расчете на соответствующую энергоемкость упругого элемента подвески – ​рессору с толстенными листами или объемистый пневмобаллон. А также – ​на сотни тысяч километров пробега, которые грузовик накрутит в разы быстрее, чем среднестатистическая легковушка.
Прежде всего, амортизатор семейства Magnum прочнее физически – ​стенки его корпуса толще, массивнее проушины, да и общие размеры соответствуют размерам колес грузовика. Работа в тандеме с мощной грузовой рессорой потребовала усилить и буфер отбоя. В узлах линейки Magnum он представляет собой не просто резинку, устраняющую стук металла по металлу, а полноценное гидравлическое устройство. Ход отбоя замедляется благодаря дополнительному поршню, установленному на штоке выше основного и входящего в выточку у верхнего торца направляющей трубы. Зазор между поршнем и стенкой выточки подобран так, чтобы масло просачивалось с определенной скоростью, вызывая резкое, но не ударное торможение штока.
В основной гидравлике применен разгрузочный клапан отбоя особой конструкции, включающий пакет пластин заданной упругости. При быстром ходе поршня (например, когда подвеска отрабатывает неровность дороги) клапан открывается, пропуская масло в подпоршневую полость. Тут все как обычно. А вот при медленном ходе – ​когда фургон, груженный высокими палетами, стремится накренить шасси в повороте – ​разгрузочный клапан остается закрытым и амортизатор, превратившись, по сути, в «деревяшку», придает машине свойство жесткого, как табуретка, спортивного карта. Таким образом, реализована двузадачность конструкции: минимизировать риск опрокидывания машины при сохранении плавности хода и стабильности контакта шин с дорогой.
Уплотнения в амортизаторах Monroe Magnum – ​из фторкаучука, рассчитанного на длительную работу при температуре до 200 оС, сохраняющего эластичность при морозах до –40 оС и стойкость ко множеству химических веществ, включая даже ряд кислот и окислителей.
Рецепт жидкости, заливаемой в амортизаторы Monroe, фирма хранит в секрете. Если для изделий фирм «второго эшелона», включая отечественные заводы, специальное гидравлическое масло до сих пор можно купить в канистрах и даже бочках, то в данном случае замена рабочей жидкости не предусмотрена. Ее качество настолько высоко и стабильно, даже при рабочих температурах до 150 оС, что масло выходит из строя не раньше прочих деталей амортизатора. После долгого срока службы. И вообще, разбирать Monroe Magnum, зажав его в тиски, – ​пустая затея. Запчасти для начинки тоже отдельно не продаются. Проще, выгоднее и разумнее заменить узел целиком, и потом года два ездить без проблем.
Но все же прикончить столь долговечный грузовой амортизатор прежде времени можно. И у некоторых перевозчиков это получается. Например, если регулярно ездить с перегрузами, сжав подвеску почти до отбойников, то и амортизатор будет большую часть времени «сложен». В таком положении частота возникновения ударных нагрузок при ходе сжатия максимальна – ​и узел выйдет из строя задолго до исчерпания расчетного ресурса. Другая крайность – ​работа в «усиленной» подвеске, в рессоры которой гаражные мастера добавили по несколько дополнительных листов. В этом случае все будет аналогично, только раздолбит амортизатор уже учащенным в разы ходом отбоя, когда машина едет порожняком или с неполной загрузкой. Ну и, как любое высокотехнологичное изделие, вывести амортизатор из строя можно неграмотным монтажом. Например, перетянув гайку крепления и сломав крепежный штырь.

 


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Снижаем затраты на эксплуатацию грузовых шин. Какие сервисные программы доступны перевозчикам в 2024 году.

Тормозные колодки GTS

Ресурсные испытания тормозных колодок GTS – что говорят водители

Группа компаний «Монополия» на принадлежащих ей транспортных средствах завершила ресурсные испытания тормозных колодок GTS. Делимся результатами

Цена топлива

Где и сколько стоит топливо: 18 марта

Цены на бензин и дизтопливо в различных регионах

Галерея (5)

На штоке справа – термостойкое уплотнение из фторкаучуковой резины
Жесткость амортизатора зависит от количества дисков в клапане сжатия

Комментировать





Поделиться