Рулевые шины Goodyear с широким профилем
Установка шин с широким профилем на рулевую ось грузовиков является следствием ряда важных факторов, связанных с конструкцией автомобилей и условиями их эксплуатации. Начнем с того, что работа по изменению конструкции транспортных средств идет непрерывно, в том числе в направлении увеличения мощности моторов и повышения экологического класса автомобилей. В связи с этим в ряде случаев происходит заметное перераспределение массы транспортного средства по его осям, в частности увеличение нагрузки, которая приходится на переднюю, рулевую ось. Дополнительная масса и, соответственно, идущая от нее нагрузка является следствием применения более мощных моторов, а также обеспечивающих их работу различных вспомогательных систем. Среди таковых прежде всего отметим системы снижения токсичности выхлопа, которые позволяют машинам соответствовать современным экологическим нормам. Вес дополнительного оборудования двигателей, баков с мочевиной и прочих компонентов значительно распределяется на переднюю ось грузовика. Также не забудем и о заботе, которую проявляют автопроизводители о водителях. Оснащение кабин различным дополнительным оборудованием, входящим, например, в системы комфорта и безопасности, постоянно растет, что также отражается на массе кабин (читай нагрузке), которая приходится как раз на переднюю ось грузовика.
Итак, поскольку, как мы уже сказали выше, нагрузка на переднюю ось транспортных средств непрерывно растет, то грузовикам необходимы шины, которые эту нагрузку выдерживали бы. Один из путей решения проблемы – переход на шины большего диаметра. Однако при его увеличении потребуется вносить изменения в конструкцию ходовой части машин, кроме того, чтобы сохранить полезный объем для транспортировки грузов, придется сделать автомобиль больше по высоте, но на текущий момент во всех странах действуют законодательства, строго ограничивающие габаритные размеры транспортных средств. Соответственно, увеличение внешнего диаметра шины – не выход. Дополнительно к этому увеличение внешнего диаметра шины приведет к увеличению высоты профиля, что скажется на комфорте и управляемости автомобилей. Если оставить высоту профиля неизменной, то придется увеличивать посадочные диаметры, которые на текущий момент стандартизированы, и для грузовых автомобилей в основном используются 22.5, 19.5, 17.5. При изменении этих параметров придется менять стандарты и дополнительно разрабатывать множество компонентов заново, например колесные диски.
Другой путь создания шины, способной нести большую нагрузку, есть увеличение ширины ее профиля. На сегодня широкопрофильные модели присутствуют в продуктовых линейках всех производителей шин, технология их производства отлажена, конструкции соответствуют текущим стандартам отрасли. Обычно для широкопрофильных шин производители адаптируют уже имеющиеся рисунки протекторов стандартных размеров. При разработке новых моделей рулевых шин изначально инженеры закладывают в дизайн наличие шин с широким профилем наряду со стандартным.
В основном на рулевых осях под широкопрофильной шиной понимают размеры 385/65R22.5 и 385/55R22.5, существуют еще и 355/50R22.5, 375/50R22.5, 375/45R22.5.
Широкие шины могут быть установлены на рулевую ось грузовиков либо на заводе (первичная комплектация автомобиля), либо их можно смонтировать позже, вместо стандартных (315/70R22.5, 315/60R22.5, 295/60R22.5 и т.д.). Главное, чтобы завод-производитель грузовика допускал использование указанных выше размерностей. Иными словами, переход на широкий профиль может быть осуществлен уже на стадии покупки транспортных средств либо уже в процессе эксплуатации. Надо помнить, что «широкие» шины требуют применения соответствующего размера дисков, поэтому при переходе на новые размеры уже во время эксплуатации придется потратиться еще и на диски. Их стоимость, если мы говорим о производителях премиум-сегмента, довольно высока. Цена широкопрофильных шин и соответствующих дисков при заказе автомобиля в первичной комплектации уже вложена в общую стоимость транспортного средства, что обычно удобнее для конечного потребителя с точки зрения расходов и может быть более экономично, чем при переходе во время эксплуатации.
Разумеется, для тех парков, которые не являются приверженцами перехода на широкую резину, производители шин предлагают стандартные модели, но с увеличенным индексом нагрузки. Например, модель рулевой шины 315/70R 22.5 от Goodyear будет иметь в маркировке вместо стандартного индекса нагрузки 154 более высокий 156, а также аббревиатуру HL (High Load), что говорит о том, что они являются усиленными и могут нести большую нагрузку при неизменном индексе скорости. В продуктовой линейке компании Goodyear такая шина есть в семействе KMAX S (размерность 315/70R 22.5).
Тенденция оснащения транспортных средств широкопрофильными шинами четко прослеживается на грузовиках, которые демонстрируются на специализированных выставках. Это говорит о том, что некоторые автостроители делают ставку именно на широкие, а не стандартные, усиленные шины. И делают они это не только по причине их большей несущей способности. Помимо способности воспринимать более высокую нагрузку широкопрофильные шины улучшают курсовую устойчивость грузовика при движении по дорогам невысокого качества, в том числе имеющим так называемую колейность. Для России данное качество более чем актуально, так же как и для Европы. Преимущество широкопрофильной шины при движении в колее заключается в том, что грузовик лучше держит заданное направление движения и меньше отклоняется от него. Несмотря на неровности дороги в виде колеи, водителю проще контролировать траекторию движения автомобиля.
Идем дальше. Согласно данным заводских испытаний, которые подтверждены практикой, широкопрофильные шины, по сравнению со стандартными, демонстрируют меньшую интенсивность изнашивания, что увеличивает их ресурс и, соответственно, уменьшает стоимость километра пробега. Меньшая интенсивность износа широких шин объясняется просто: в пятне их контакта с дорогой находится больший объем изнашиваемой резины, а чем больше материала, тем дольше (при прочих равных условиях) он будет истираться. Словом, при одинаковой глубине протектора выигрыш широких шин по пробегу будет очевиден. Отметим, что производители шин у некоторых широкопрофильных моделей сознательно уменьшают глубину протектора. Делается это, разумеется, не для снижения ресурса, а для улучшения ходовых характеристик шин. В частности, небольшая глубина протектора положительно влияет на топливную экономичность, так как чем меньше деформация блоков протектора, тем ниже сопротивление качению шин и выше топливная экономичность. Для справки, глубина протектора 358-й шины по ряду моделей меньше, чем у 315-й, примерно на 1 мм.
Отметим, что уменьшение глубины протектора никоим образом не отражается на ухудшении работы шины в сложных условиях, при мокром и заснеженном дорожном покрытии. Масса грузовика большая, удельное давление в пятне контакта шины с дорогой достаточно высокое, снег, грязь и влага, попадающие в протекторную зону пятна контакта, эффективно отводятся через соответствующие канавки, полости и т.д. Не вызывает никаких опасений и эффект аквапланирования, так как скорости движения грузовиков относительно невысоки, а удельные давления в пятне контакта, как мы уже говорили, достаточно высокие. Чтобы колесо начало скользить на мокрой поверхности без сцепления с твердым покрытием дорожного полотна, транспортное средство должно передвигаться с очень высокими скоростями, до которых обычно никто не разгоняется из соображений здравого смысла и безопасности. Создавая рисунки протекторов для широких шин, конструкторы учли их площадь пятна контакта с дорогой. Так например, если рисунок протектора стандартной «315-й» шины имеет три продольные канавки и пять ребер, то у «385-й» пять канавок и семь ребер соответственно. Иными словами, рисунки протекторов адаптируются под ширину протектора.
Одним из весомых преимуществ перехода на широкие шины является возможность их использования, по достижению определенного износа, на прицепной технике, где они будут «докатаны». А после полного износа, при сохранении целостности каркаса, возможно восстановление протектора холодным или горячим способом и повторное использование шины. Это также даст дополнительную и весьма существенную экономию. Надо обязательно отметить, что прицепные шины, которые часто совпадают по размеру с широкими рулевыми шинами, нельзя использовать на позиции рулевых, для этого на прицепных шинах ставится маркировка FRT (Free Rolling Tire) – шина свободного качения.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным