Моторные масла Евро-5
Есть мнение, что российским транспортным компаниям и ремонтным организациям переход на подвижной состав более высокого экологического класса дается легче, чем их европейским коллегам. С одной стороны, это действительно так. В то время как у нас актуальными нормами для грузовиков и автобусов значатся Евро-4, Европа уже привыкает к машинам Евро-6. При этом отечественные перевозчики, работающие на европейских направлениях, уже давно имеют в своих парках современные грузовики, аналогичные тем, что эксплуатируют европейцы, и поэтому внимательно следят за тем, какие шишки набивают их западные конкуренты. Учиться всегда лучше и, добавим, дешевле на чужих ошибках.
Примечательно, что многие транспортные компании, переходя на более «чистые» машины, отмечали, что стоимость владения современными грузовиками экологического стандарта Евро-5 и выше существенно отличается от машин Евро-3 и Евро-4, причем в большую сторону. Ряд экспертов автомобильного мира называют это платой за экологию. Плата эта автоматически переносится на клиентов – заказчиков перевозки. Для того чтобы снизить эксплуатационные затраты, перевозчики, в первую очередь, используют все известные им пути сокращения расхода топлива, а также ищут возможности применения запасных частей, расходных материалов альтернативных производителей. И если с топливом все предельно ясно и понятно (см. Рейс №6 2007 г. «Деньги из бака»), то подбор «расходников», и в том числе моторных масел, о которых сегодня пойдет речь, для современных грузовиков есть процесс отнюдь не простой. Приемы и принципы, частично описываемые нами (№7 2007 г. «Одно на всех», №5 2010 г. «Рецепт долголетия», №11 2010 г. «Энергетики», №9 2012 г. «Коктейль»), применительно к машинам Евро-5 можно назвать лишь условно годными. А виной тому – существенное усложнение конструкции автомобилей и применение в них различных систем нейтрализации выхлопных газов. Еще раз подчеркнем: те приемы и знания, что действовали и были актуальны для машин классов Евро-2, Евро-3 и Евро-4, нельзя использовать в полном объеме, так как это чревато выходом машин из строя и весьма существенными затратами на их ремонт. Чтобы избежать потерь, рассмотрим алгоритмы подбора моторных масел для грузовиков и автобусов, соответствующих экологическому классу Евро-5.
Масло от производителя
Самый простой и в то же время беспроигрышный вариант подбора моторного масла – покупка его на фирменной станции технического обслуживания конкретной марки автомобиля. Там вам предложат масло в канистре с логотипом автопроизводителя (брендом), и все что нужно сделать перевозчику, это залить масло в мотор грузовика. Причем содержимое канистры будет точно соответствовать техническим особенностям конкретно взятой машины. Чем еще хороши фирменные моторные масла. Такие продукты в обязательном порядке имеют допуск автопроизводителя. Что это означает? Как минимум то, что масло было опробовано и всесторонне испытано в условиях реальной эксплуатации. У каждого производителя двигателей и автомобилей своя, оригинальная методика испытаний и оценки свойств и качеств моторных масел. Так, фирма Scania использует испытания с увеличенным пробегом, которые заключаются в том, что смазка отрабатывает в силовом агрегате более длительный срок. После третьей смены масла инженеры разбирают двигатель и проводят измерение износа и коррозии всех его частей. У других автопроизводителей свои методики и принципы испытания масел. В чем-то они повторяют шведскую, в чем-то различаются. Важно другое: производители двигателей и компании – изготовители смазочных материалов, которые, собственно говоря, и производят масла для конкретной марки автомобилей, могут корректировать состав пакета присадок, конкретно взятого продукта, добиваясь желаемого результата. При этом автопроизводитель может входить по затратам в долю, то есть финансово участвовать в создании нового смазочного материала. Для чего это нужно? А для того, что фирма-производитель масла продавать такой продукт под собственным брендом, согласно заключенному договору, не имеет права. То есть речь идет об эксклюзиве, на котором можно дополнительно и весьма неплохо заработать. По крайней мере, в гарантийный период эксплуатации подвижной состав обязан обслуживаться на фирменных СТО, где эти масла и реализуются. Примечательно, что автопроизводители не раскрывают секрет, кто именно из «масленщиков» является их главным партнером и кто именно изготавливает фирменные моторные масла. Делается это с целью не допустить потери прибыли от реализации «брендовых» моторных масел через сеть фирменных сервисных центров. Чем еще хороши фирменные моторные масла? А тем, что их можно смело доливать в двигатель, не опасаясь того, что может произойти какая-либо негативная реакция, в результате которой произойдет окисление присадок, образование осадка, конгломератов или иные нежелательные последствия. Приятно, что для того чтобы обеспечить продажи смазочных материалов через фирменную сеть марки, компании-автопроизводители делают все, чтобы не допускать превышения разумного предела стоимости литра моторного масла. Однако рынок есть рынок, и предложения альтернативных производителей масел всегда будет более привлекательным.
Альтернатива
Прежде всего, покупая альтернативное моторное масло для подвижного состава, следует обращать внимание на так называемые листы допуска автопроизводителей. В них включаются продукты от разных компаний, чьи масла прошли испытания по оригинальной методике производителя автомобиля. Все указанные в листе продукты могут применяться без какого-либо вреда для мотора. Также важно, что при применении масел из официального листа допуска сохраняется гарантия на мотор, а также не меняются обозначенные заводской инструкцией по эксплуатации интервалы замены масел. Разумеется, сроки необходимо корректировать в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. Листы допуска обновляются с завидной периодичностью и изменение состава включенных в список продуктов раз в полгода есть нормальное положение вещей. Именно по этой причине служба главного механика обязана отслеживать появление и исключение из листа тех или иных смазочных материалов. Просто так, ради интереса, автопроизводитель не станет испытывать новый продукт и открывать ему допуск в свои моторы. С экономической точки зрения ему это не принесет никакой прибыли, следовательно, смысла тратить время, средства и силы нет. По этой причине большое количество масел остается «за бортом». Причем это вовсе не означает, что не вошедшие в лист допуска смазки не отвечают требованиям автопроизводителя. Напротив, они могут иметь и лучшие, превосходящие действующие требования свойства и качества. При этом их цена будет ниже, чем у «официальных» конкурентов.
Чтобы получить реальную экономию средств и правильно подобрать масло, в данной ситуации необходимо уже не просто ориентироваться на класс качества продукта – параметр, который долгое время был основным ориентиром, – а также учитывать и особенности систем, которые обеспечивают соответствие грузовика требованиям Евро-5. Самые важные из них – системы нейтрализации выхлопных газов. Примечательно, что на грузовики одной и той же марки, модели, года выпуска, но предназначенных для разных рынков, например Европы и России, могут применяться разные системы (средства) обеспечения экологического стандарта Евро-5. Это особенно актуально знать компаниям, которые в стремлении сократить расходы на приобретение грузовиков, покупают бывший в эксплуатации подвижной состав за рубежом. Предложений по б/у машинам предостаточно, а компании, которые занимаются этим видом бизнеса уже давно и прочно обосновались в России. В данном случае ориентироваться при выборе масел на рекомендации, сформированные автопроизводителями для российского рынка (официальные продажи машин), будет неправильно. При обслуживании грузовика, приобретенного на вторичном рынке, и подборе оптимального для его мотора моторного масла в обязательном порядке необходимо учитывать тип используемой системы нейтрализации выхлопных газов. Как известно, такая система может быть создана на основе принципа селективной нейтрализации отработавших газов SCR с использованием раствора мочевины AdBlue, рециркуляции выхлопных газов (сокращенно EGR) или же различных вариантов сажевых фильтров (DPF, RPF, CSPF, PM-KAT® и т. д.). Для обеспечения требуемого результата производители грузовиков и автобусов могут применять и комбинации систем. Это делает процесс подбора смазочных материалов еще более сложным. Так, если требования экологического стандарта Евро-5 производителем грузовика (двигателя) выполняются использованием систем нейтрализации выхлопных газов, включающих сажевый фильтр (DPF), то крайне важно, чтобы моторное масло относилось к группе малозольных продуктов LowSAPS. Помимо низких значений сульфатной зольности данные моторные масла также имеют и ограничения по содержанию фосфора, серы и иных вредных для системы нейтрализации химических элементов. Если при выборе смазки пренебречь данным требованием, то сокращения ресурса сажевого фильтра до 50% от расчетного, не избежать. Стоимость же нового агрегата с его заменой и ряда сопутствующих операций может потянуть более чем на сотню тысяч рублей! Убытки, помноженные на количество машин в парке, могут и вовсе оказаться разорительными. При этом не стоит забывать, что современные грузовики буквально напичканы электроникой, которая отслеживает показания датчиков и на основе этих данных выбирает тот или иной алгоритм работы ДВС. Если есть сбой, например электроника зафиксирует засорение сажевого фильтра, управление мотором будет переведено в аварийный режим. В таковом об эффективном выполнении транспортной задачи не идет и речи.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Где и сколько стоит топливо: 25 ноября
Грузовики с эмблемой в виде двух ласточек (а были это самосвалы) появились в нашей стране два десятка лет назад. В последние годы стали активно завозить седельные тягачи GX и KX. Серия GX – не только топовая модель Dongfeng, но и машина, практически полностью сделанная на заводах китайского производителя