Галерея (37)


Сухари тросов замка двери держат хлипкие пластмассовые кронштейны
Двигатель, КП, передняя подвеска и рулевое собраны на подрамнике
Табличку с кодом ZFA в начале VIN-номера завод ставит только на FIAT
Вал привода левого колеса длиннее и оснащен промежуточной опорой
Пока резиновый чехол ШРУСа герметичен, шарнир будет в порядке
Сайлентблоки шарниров рессор на Ducato служат годами
Подушки стабилизатора требуют через 100 тыс. км
Главная > Статьи > Автобаза > Эксплуатация > Малотоннажный фургон FIAT Ducato X250

Малотоннажный фургон FIAT Ducato X250

FIAT Ducato – самый доступный среди импортных малотоннажников. По опыту перевозчиков, технические проблемы итальянца связаны в основном с зимней эксплуатацией в суровом российском климате

В нашей стране FIAT Ducato X250 официально продают с 2012 года, и в данных аналитического агентства «Автостат» это отражено резким скачком количества зарегистрированных автомобилей. То есть около двух тысяч машин 2006-2011 годов выпуска были ввезены из Европы подержанными. 16-кратная разница между 2011-м и 2012-м годами впечатляет, однако менее пяти с половиной тысяч Ducato, проданных дилерами за два последующих года, – весьма скромно. Примерно пятикратное отставание по объемам продаж от лидера сегмента – последнее время это звание прочно удерживает Ford Transit – тем более удивительно: базовый Ducato-«коротыш» с низкой крышей (автомобиль, собранный в дорогой Италии и за который уплачены все сборы и пошлины!) стоит примерно на 200 тысяч рублей дешевле аналогичного переднеприводного «Транзита», собранного в России. Видимо, причина относительно низкого спроса отчасти в недостаточном доверии наших завгаров к бренду FIAT, перенесенном из чисто потребительской сферы легкового транспорта. После всплеска продаж 2012 года, когда все, кто понимает, что итальянское – не значит ненадежное, пополнили свои автопарки новенькими Ducato, последовал спад, причем более чем двукратный. За это время у ряда перевозчиков «двухсотпятидесятые» успели пробежать по сто и более тысяч километров, особо не ломаясь. Это, возможно, поможет переломить сознание прочих, которые пока еще присматриваются и выбирают марку и модель малотоннажника.

Модификации

FIAT Ducato третьего поколения (заводской индекс X250) выпускают с 2006 года без существенных изменений. В производственной программе завода SEVEL, что расположен в Валь-ди-Сангро (регион Абруццо, Италия), представлены три модели однотипных малотоннажников – помимо преобладающего по количеству Ducato около 40% машин сходят с конвейера под именами Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Французские собратья опередили Ducato на российском рынке на добрых шесть лет. Причина столь долгого забвения – сборка и продажа в России модели прежнего поколения Х244 с 2008-го по 2011 годы. Ducato, собранные в Елабуге (Татарстан), имеют VIN-номер, начинающийся на XU3, у чисто итальянских Ducato X250 первые три знака – ZFA. Цельнометаллические грузовые фургоны в нашей стране продаются под родным VIN-номером, если же их переоборудуют в автобусы, свой код WMI готовой машине даст российское предприятие-ребилдер. Ducato на рамных шасси с приваренной к лонжеронам кабиной также получают надстройки (в основном промтоварные и изотермические фургоны) российских производителей и, соответственно, новый VIN.
Цельнометаллические модификации традиционно пользуются наибольшим спросом у наших перевозчиков. Фургоны Ducato завод выпускает в четырех вариантах длины при трех вариантах колесной базы. Также на выбор три высоты крыши. В итоге получается 13 типоразмеров кузова полезным объемом от 8 до 17 м3. Грузоподъемность – от 995 до 1900 кг. В обозначении модификаций после букв VAN (цельнометаллический фургон) зашифрована длина кузова – цифрой от 1 до 4 после буквы L. Далее следуют буква H и цифра, указывающая на высоту крыши. Например, L4H2 – длиннобазный фургон с удлиненным задним свесом и «средней» крышей. Иногда длину базы в обозначении приводят аббревиатурой из трех букв: SWB – короткая, MWB – средняя, LWB – длинная. Если перед LWB есть дополнительная буква X, это значит, что кузов L4 с удлиненным задним свесом. В конце маркировки обычно указана округленная полная масса в сотнях килограммов. Значения 25 и 2,795 относятся к модификациям с юридической (но отнюдь не фактической!) грузоподъемностью менее одной тонны, 30, 33 и 35 – это обычные малотоннажники категории В, и, наконец, число 40 указывает на модификацию мaxi полной массой 4 тонны, требующую для управления категорию C.
Грузопассажирские Ducato Combi покупают гораздо реже и используют, как правило, в качестве корпоративных микроавтобусов – в Россию их поставляют в двух вариантах кузова: L1H1 и L2H2. Шасси FIAT Ducato под спецфургоны на нашем рынке представлены только в длинах L3 и L4 (колесная база 4035 мм), причем в отличие от Peugeot и Citroen машину итальянской марки можно заказать с двухрядной 6- или 7-местной кабиной, не заменимой для транспорта выездных ремонтных бригад. Обозначение рамных шасси аналогично тому, что у фургонов, только вместо VAN стоит Chas, затем приведены две буквы SC, которыми зашифрована однорядная кабина, или DC, указывающие на двухрядную.

FIAT Ducato, как и его близнецы французских брендов, базируется только на переднеприводном шасси типично легковой схемы: поперечнорасположенный двигатель, главная передача с цилиндрическими шестернями, полуоси на ШРУСах, реечное рулевое, передняя подвеска на телескопических стойках McPherson и простейшая задняя с балкой из трубы квадратного профиля на рессорах. Тормоза всех колес – дисковые. Главное отличие Ducato от братьев-близнецов – свой итальянский двигатель SOFIM 2,3 MultiJet мощностью 120 л. с. с ременным приводом ГРМ вместо английского цепного мотора семейства Puma, что ставят на Boxer и Jamper. На наш рынок Ducato пока идет с двигателем в исполнении Евро-4. Коробка передач – механическая 6-ступенчатая с тросовым приводом кулисы и рычагом управления на консоли панели приборов. Полноприводные версии Ducato с трансмиссией французской фирмы Dangel официальный дистрибьютор в Россию не поставляет.

В 2014 году завод SEVEL обновил всю троицу выпускаемых малотоннажников, и после официальной презентации Ducato четвертого поколения машины нынешнего уйдут в историю. Изменений в конструкции последует немного – они затронут внешний вид, интерьер, электронную начинку и т. п. Основные же новшества – увеличение полной массы версии мaxi до 4,4 тоннн и повышение мощности того же 2,3-литрового мотора до 130 л. с.

Что ломается

По сравнению с гораздо более многочисленными в России Ducato елабужской сборки чистокровные итальянцы X250 намного надежнее. Почти изжиты такие детские болезни, как течь гидравлической жидкости из рулевого механизма, отказы блоков управления отопителем. Отлично покрашены кузова – эмаль не скалывается. Но покупателям из регионов с суровой зимой не следует забывать, что ременный привод ГРМ не допускает пуск двигателя с буксира: велик риск, что ремень перескочит по шкиву на несколько зубьев. В лучшем случае при этом сломаются рокеры – нередко сразу 8 штук, в худшем – погнутся клапаны. Иногда ремень перескакивает и при пуске стартером, поэтому бывалые владельцы для перестраховки заливают в двигатель масло класса вязкости 0W – с ним вероятность такой аварии существенно снижается. И, конечно же, не стоит ориентироваться на европейские нормы ходимости зубчатого ремня – для собственного спокойствия лучше заменять его через каждые 60 тыс. км.
Слабое место моторов 2,3 Multi­Jet – сблокированный с выжимным подшипником рабочий цилиндр сцепления. Для перевозчивов, эксплуатирующих машины преимущественно в крупном городе, где в пробках педаль сцепления приходится выжимать тысячи раз в день, регулярные замены потекших цилиндров становятся привычной процедурой, и весьма недешевой – порядка 16 тыс. рублей, включая работу. Ведь чтобы добраться до цилиндра, приходится снимать коробку передач, предварительно разъединяя ступицы и ШРУСы.

В ходовой части у Ducato проблем почти нет, а если и бывают, то почти всегда прослеживается их четкая связь с выездами в провинцию с ее разбитыми дорогами, либо с хроническими перегрузами. Задняя подвеска – практически вечная, и даже вроде бы хлипенькие однолистовые рессоры могут пережить саму машину, поскольку при полной нагрузке вступает в работу эластичный отбойник, предотвращающий запредельную деформацию листа. Теоретически возможны случаи повреждения балки задней подвески, но чтобы ее погнуть, надо хорошенько приложиться о препятствие вроде торчащего пенька при подаче машины задним ходом. В передней подвеске при перегрузах могут быстро выходить из строя опорные подшипники телескопических стоек. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта тормозов, аккуратные владельцы регулярно осматривают пыльники поршней суппортов – лучше вовремя заменить копеечную резинку, чем потом покупать новый суппорт за 11 тыс. рублей.
Еще одна беда южанина Ducato, попавшего в холодную Россию, – хрупкость пластика. В основном это касается ручек сдвижных дверей. Кронштейны сухарей тросов ломаются, и ручку приходится заменять в сборе. И порой – не единожды за зиму. Решение проблемы – отлить деталь целиком не из пластмассы, а например, из силумина – пока не приходит в голову итальянским конструкторам. И единственное, что можно посоветовать владельцам, – регулярно снимать обивку двери и смазывать тросики замка влаговытесняющей смазкой-спреем. Это предотвратит скопление водяного конденсата под рубашкой тросов и снизит нагрузки на привод замка и кронштейны сухарей.

Мнения

Александр Ганотченко
генеральный директор ООО «Логистик», Московская область

В нашем автопарке около семидесяти грузовиков разного тоннажа, из них 14 единиц FIAT Ducato X250. 10 машин 2012 года выпуска – цельнометаллические фургоны с низкой крышей, короткой базой и паспортной грузоподъемностью в пределах одной тонны, что позволяет без дополнительных разрешений въезжать в центр столицы. Еще четыре Ducato приобрели в 2013 году – они уже покрупнее, с удлиненной базой, средней крышей грузоподъемностью 1850 кг. Транспорт у нас задействован на доставке товара (преимущественно автомобильных шин) покупателям по Москве и Московской области. Пробеги Ducato достигают 40-50 тыс. км, каких-либо серьезных неисправностей пока не возникало. Обслуживаем и ремонтируем автомобили FIAT – только в сервисном центре официального дилера. Родные летние шины пока ни на одном из новых Ducato не меняли – только ставим по сезону зимние, марки Nokian.
Технические проблемы у Ducato есть, но в основном по мелочам. Например, ненадежны гидроцилиндры привода сцепления, особенно рабочий. На новом Ducato он совмещен с выжимным подшипником сцепления, и замена в случае появления течи занимает около четырех часов – приходится снимать коробку передач. Чем больше машина ездит по загруженным транспортом улицам, тем быстрее выходит из строя рабочий цилиндр. Еще одно слабое место машины – пластмассовые защитные кожухи жгутов электропроводки, ведущих в задние распашные двери. Достаточно задеть кожух массивным грузом (коробкой, ящиком и пр.), и хрупкая пластмасса ломается. Видимо, было бы лучше, если бы завод применял в этом месте эластичные рукава.
В целом автомобиль FIAT Ducato нас устраивает хорошим соотношением цена/качество. Современная модель оказалась существенно надежнее прежней – нам есть с чем сравнивать, в парке осталось еще 10 единиц FIAT Ducato X244 елабужской сборки. Новые итальянские машины существенно лучше окрашены, эмаль с грунта не слезает. Нет проблем со снятием тормозных барабанов, поскольку теперь задние тормоза – тоже дисковые.

Сергей Лаптев
технический директор группы компаний «СпецСтройМеханизация», Москва

Автомобили FIAT Ducato X250 (у нас в парке их четыре штуки) мы используем в качестве передвижных мастерских-техничек. На балансе предприятия – 34 экскаватора-погрузчика марки JCB, которые приходится ремонтировать прямо на объектах. Кроме того, мы оказываем услуги по обслуживанию техники JCB и сторонних организаций – ремонтным бригадам приходится выезжать в разные районы Москвы и Подмосковья. При выборе марки и модели автомобиля для техничек ориентировались на цену при приемлемом качестве. Ducato в требуемой конфигурации – короткая база и низкая крыша – оказался примерно на полмиллиона рублей доступнее, чем рассматриваемый Ford Transit в аналогичном исполнении, что и стало решающим доводом в пользу итальянского автомобиля.
Несмотря на то, что наши Ducato не перевозят какой-либо товар и прочие коммерческие грузы, условия их работы довольно тяжелые. Машины постоянно ходят с полной нагрузкой и нередко с перегрузом – в фургонах размещено достаточно массивное оборудование: электрогенераторные установки, сварочные аппараты, оснастка для изготовления рукавов высокого давления, съемники, приспособления и прочий инструмент, а также комплекты запчастей первой необходимости. Еще один неблагоприятный для долговечности машин фактор – плохие дороги, по которым приходится добираться до объектов, расположенных порой в семистах километрах от Москвы. Но пока говорить об оценке надежности FIAT Ducato рано: пробег машин всего около 20 тыс. км, и все их узлы находятся в отличном состоянии. При выездах в период сильных морозов были единичные случаи отказов автономных подогревателей Webasto – из-за загустевания не подходящего по сезону топлива. Перед первой зимой переобули автомобили в зимние шины Goodyear, весной снова поставили родные покрышки.
Пока действует заводская гарантия, будем ездить на ТО в дилерский сервисный центр, впоследствии перейдем на полностью собственное обслуживание. Для нашей технической базы, приспособленной к работе с несопоставимо более сложной спецтехникой, и специалистов соответствующей квалификации не составит ни малейших проблем выполнить любой ремонт малотоннажного грузовика, включая агрегатный. Запчасти для Ducato планируем использовать оригинальные – при необходимости их всегда можно оперативно приобрести у официальных дилеров.

Сергей Поляков
главный механик ЗАО «Армада», Москва

Профиль работы нашей компании – сервис сменных ковров. Для доставки выстиранных ковров корпоративным заказчикам мы содержим внушительный автопарк малотоннажных фургонов – всего 58 автомобилей. Из них – 16 единиц FIAT Ducato X250 выпуска 2013 года. Модификацию выбрали с короткой базой, низкой крышей и грузоподъемностью менее 1000 кг, что позволяет свободно обслуживать офисы в самом центре Москвы. Учитывая огромное количество точек доставки и то, что многие из них расположены в Московской области (часть – в отдаленных ее районах), машины довольно быстро набирают километраж – на сегодняшний день пробеги Ducato составляют в среднем 60 тыс. км, а у некоторых доходят до 100 тыс. км. Обслуживаем и ремонтируем автомобили FIAT, включая свежекупленные, мы самостоятельно – силами собственной ремонтной службы, что экономит немалые средства. Как показали подсчеты, гипотетическая возможность заменить какой-либо узел по гарантии не стоит того, чтобы платить внушительные суммы за проведение ТО в сервисе официального дилера. Нам гораздо выгоднее покупать масло и фильтры для замены силами собственной ремонтной службы.
Технические проблемы у FIAT Ducato немногочисленны. Например, на нескольких машинах регулярно выходят из строя опорные подшипники поворотных стоек передней подвески. Отчасти это связано с повышенной нагрузкой на передние колеса – специфика нашей работы. На каждой из точек по маршруту следования водитель забирает грязные ковры, которые в зимний сезон пропитаны водой, поэтому довольно тяжелые – нередко машины возвращаются на базу с перегрузом. Усугубляют ситуацию и разбитые дороги – если маршрут включает обслуживание заказчиков из Подмосковья. Заменив опоры стоек один раз, в дальнейшем приходится повторять это примерно через каждые 15 тыс. км – качество поступающих в запчасти подшипников оставляет желать лучшего. Еще одна хроническая болезнь Ducato – поломки ручек сдвижных дверей, точнее – пластмассовых стоек крепления сухарей тросов. Летом такого практически не бывает, но зимой, при замерзании влаги под оболочкой тросов, усилие на ручке возрастает настолько, что пластмасса ломается. Ручка в сборе стоит около 5 тыс. рублей, и ждать ее доставки из Италии порой приходится по четыре месяца.
В остальном FIAT Ducato показал себя вполне надежным автомобилем. Ни на одной из машин мы пока не меняли сцепление – отчасти благодаря аккуратному обращению водителей. Без нареканий работают двигатели, коробки передач. Ни разу не меняли ступичные подшипники. На зиму обязательно ставим зимние шины – по нашему опыту, весьма неплохи Cargo Speed Winter сербской марки Tigar. Для своего качества они весьма выгодны по цене.

Вадим Лебедев
руководитель отдела сервиса компании «Ралли-Сервис», официального дилера FIAT Professional, Москва

Опыт ремонта автомобилей FIAT Ducato, включая машины прежнего поколения российской сборки, у нас накоплен немалый. У современной модели X250 проблемных мест гораздо меньше – к нам на ТО и мелкий ремонт приезжают машины с пробегами до 200 тыс. км – их основные узлы, как правило, находятся в отличном состоянии. Ни разу не приходилось ремонтировать двигатели по причине износа – разве что отдельные его системы. В частности, из-за заправок некачественным топливом (чаще на автомобилях, совершающих рейсы в другие регионы) бывают сбои в работе топливной аппаратуры Common Rail. Но обычно к выходу из строя дорогостоящих узлов (форсунок, ТНВД и др.) это не приводит – мы просто промываем систему, включая топливный бак, затем стираем код ошибки из памяти ЭБУ, и нормальная работа двигателя восстанавливается. Также несложно устранение врожденного дефекта системы EGR (рециркуляции отработавших газов), связанного с недостаточным проходным сечением тройника ваккуумных трубопроводов. Признаки неисправности – нестабильные обороты холостого хода и повышенная дымность выхлопа, но главное – хорошо слышимый из кабины звук, напоминающий зуммер. Если с ремонтом не поспешить, клапан EGR может выйти из строя, а при благоприятном исходе достаточно будет рассверлить канал тройника до стандартного диаметра, и проблема уйдет раз и навсегда.
Срок службы сцепления сильно зависит от состояния и своевременности ремонта гидропривода. Слабое место Ducato – недолговечность рабочего цилиндра сцепления, совмещенного с выжимным подшипником. Бывали случаи выхода узла из строя на гарантийных машинах при пробегах 10-15 тыс. км. Из-за негерметичности уплотнения появляется течь жидкости, ход подшипника уменьшается, он давит на лепестки диафрагменной пружины с перекосом, что вызывает их деформацию. Результат – необходимость замены не только цилиндра с выжимным, но и всего комплекта сцепления.
В ходовой части никаких забот владельцам не приносят узлы задней подвески – балка, ступицы, рессоры и прочие элементы служат годами, не требуя замен каких-либо деталей. Разумеется, если владелец не перегружает машину сверх всякой меры. В передней подвеске изредка требуют замены ступичные подшипники, причем в ряде случаев неисправный подшипник разбивает посадочное гнездо наружной обоймы, вызывая необходимость заменять и ступицу.
Настоящей проблемой для российских владельцев Ducato стали ручки сдвижных дверей – арматура не приспособлена к эксплуатации в морозном климате. При замерзании водяного конденсата в оболочках тросов привода замка усилие, прилагаемое к ручке, резко возрастает, пластмассовые упоры тросов изгибаются и от усталости со временем ломаются. Приходится заменять ручку двери в сборе. В целом же автомобили FIAT Ducato вполне долговечны, и владельцы ими, как правило, довольны.

Галерея (37)

Сухари тросов замка двери держат хлипкие пластмассовые кронштейны
Двигатель, КП, передняя подвеска и рулевое собраны на подрамнике
Табличку с кодом ZFA в начале VIN-номера завод ставит только на FIAT
Вал привода левого колеса длиннее и оснащен промежуточной опорой
Пока резиновый чехол ШРУСа герметичен, шарнир будет в порядке
Сайлентблоки шарниров рессор на Ducato служат годами
Подушки стабилизатора требуют через 100 тыс. км

Комментировать





Поделиться