Галерея (37)


Сухари тросов замка двери держат хлипкие пластмассовые кронштейны
Двигатель, КП, передняя подвеска и рулевое собраны на подрамнике
Табличку с кодом ZFA в начале VIN-номера завод ставит только на FIAT
Вал привода левого колеса длиннее и оснащен промежуточной опорой
Пока резиновый чехол ШРУСа герметичен, шарнир будет в порядке
Сайлентблоки шарниров рессор на Ducato служат годами
Подушки стабилизатора требуют через 100 тыс. км
Дефект патрубка тройника вызывает неисправности системы EGR
Если не рассверлить канал, может выйти из строя сам клапан
Рабочий цилиндр сцепления Ducato X250, по сути, расходная деталь
Чтобы заменить масло и фильтр, надо снять защиту силового агрегата
Задние концы рессор шарнирно соединены с кузовом серьгами
Если дренаж коробки воздухопритока зарос семенами растений, дождевая вода льется через край и вызывает замыкания в блоке предохранителей
«Прикуривая» от другой машины, «минус» подключаем к спецшпильке
Пластмассовый кожух жгута электропроводки можно повредить при загрузке
Рычаг переключения передач расположен на консоли панели приборов и не мешает водителю выходить через правую дверь
Рукоятка стояночного тормоза – под левой рукой. Надо привыкать
Двигатель от IVECO перевозчики ценят за надежность
Петли допускают поворот кормовых распашных дверей на 270 градусов
Несмотря на огромные размеры, фонарь стоит недорого
На версиях Maxi применяются двухлистовые рессоры. На другие модификации ставят однолистовые
На модификациях шасси под спецкузов кабина приварена к лонжеронам
FIAT в России предлагает шасси и с двойными 4-дверными кабинами
Наиболее востребованы шасси с обычными 3-местными кабинами и «будками»
Так выглядит Ducato образца 2014 года
Главная > Статьи > Автобаза > Эксплуатация > Малотоннажный фургон FIAT Ducato X250

Малотоннажный фургон FIAT Ducato X250

FIAT Ducato – самый доступный среди импортных малотоннажников. По опыту перевозчиков, технические проблемы итальянца связаны в основном с зимней эксплуатацией в суровом российском климате

В нашей стране FIAT Ducato X250 официально продают с 2012 года, и в данных аналитического агентства «Автостат» это отражено резким скачком количества зарегистрированных автомобилей. То есть около двух тысяч машин 2006-2011 годов выпуска были ввезены из Европы подержанными. 16-кратная разница между 2011-м и 2012-м годами впечатляет, однако менее пяти с половиной тысяч Ducato, проданных дилерами за два последующих года, – весьма скромно. Примерно пятикратное отставание по объемам продаж от лидера сегмента – последнее время это звание прочно удерживает Ford Transit – тем более удивительно: базовый Ducato-«коротыш» с низкой крышей (автомобиль, собранный в дорогой Италии и за который уплачены все сборы и пошлины!) стоит примерно на 200 тысяч рублей дешевле аналогичного переднеприводного «Транзита», собранного в России. Видимо, причина относительно низкого спроса отчасти в недостаточном доверии наших завгаров к бренду FIAT, перенесенном из чисто потребительской сферы легкового транспорта. После всплеска продаж 2012 года, когда все, кто понимает, что итальянское – не значит ненадежное, пополнили свои автопарки новенькими Ducato, последовал спад, причем более чем двукратный. За это время у ряда перевозчиков «двухсотпятидесятые» успели пробежать по сто и более тысяч километров, особо не ломаясь. Это, возможно, поможет переломить сознание прочих, которые пока еще присматриваются и выбирают марку и модель малотоннажника.

Модификации

FIAT Ducato третьего поколения (заводской индекс X250) выпускают с 2006 года без существенных изменений. В производственной программе завода SEVEL, что расположен в Валь-ди-Сангро (регион Абруццо, Италия), представлены три модели однотипных малотоннажников – помимо преобладающего по количеству Ducato около 40% машин сходят с конвейера под именами Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Французские собратья опередили Ducato на российском рынке на добрых шесть лет. Причина столь долгого забвения – сборка и продажа в России модели прежнего поколения Х244 с 2008-го по 2011 годы. Ducato, собранные в Елабуге (Татарстан), имеют VIN-номер, начинающийся на XU3, у чисто итальянских Ducato X250 первые три знака – ZFA. Цельнометаллические грузовые фургоны в нашей стране продаются под родным VIN-номером, если же их переоборудуют в автобусы, свой код WMI готовой машине даст российское предприятие-ребилдер. Ducato на рамных шасси с приваренной к лонжеронам кабиной также получают надстройки (в основном промтоварные и изотермические фургоны) российских производителей и, соответственно, новый VIN.
Цельнометаллические модификации традиционно пользуются наибольшим спросом у наших перевозчиков. Фургоны Ducato завод выпускает в четырех вариантах длины при трех вариантах колесной базы. Также на выбор три высоты крыши. В итоге получается 13 типоразмеров кузова полезным объемом от 8 до 17 м3. Грузоподъемность – от 995 до 1900 кг. В обозначении модификаций после букв VAN (цельнометаллический фургон) зашифрована длина кузова – цифрой от 1 до 4 после буквы L. Далее следуют буква H и цифра, указывающая на высоту крыши. Например, L4H2 – длиннобазный фургон с удлиненным задним свесом и «средней» крышей. Иногда длину базы в обозначении приводят аббревиатурой из трех букв: SWB – короткая, MWB – средняя, LWB – длинная. Если перед LWB есть дополнительная буква X, это значит, что кузов L4 с удлиненным задним свесом. В конце маркировки обычно указана округленная полная масса в сотнях килограммов. Значения 25 и 2,795 относятся к модификациям с юридической (но отнюдь не фактической!) грузоподъемностью менее одной тонны, 30, 33 и 35 – это обычные малотоннажники категории В, и, наконец, число 40 указывает на модификацию мaxi полной массой 4 тонны, требующую для управления категорию C.
Грузопассажирские Ducato Combi покупают гораздо реже и используют, как правило, в качестве корпоративных микроавтобусов – в Россию их поставляют в двух вариантах кузова: L1H1 и L2H2. Шасси FIAT Ducato под спецфургоны на нашем рынке представлены только в длинах L3 и L4 (колесная база 4035 мм), причем в отличие от Peugeot и Citroen машину итальянской марки можно заказать с двухрядной 6- или 7-местной кабиной, не заменимой для транспорта выездных ремонтных бригад. Обозначение рамных шасси аналогично тому, что у фургонов, только вместо VAN стоит Chas, затем приведены две буквы SC, которыми зашифрована однорядная кабина, или DC, указывающие на двухрядную.

FIAT Ducato, как и его близнецы французских брендов, базируется только на переднеприводном шасси типично легковой схемы: поперечнорасположенный двигатель, главная передача с цилиндрическими шестернями, полуоси на ШРУСах, реечное рулевое, передняя подвеска на телескопических стойках McPherson и простейшая задняя с балкой из трубы квадратного профиля на рессорах. Тормоза всех колес – дисковые. Главное отличие Ducato от братьев-близнецов – свой итальянский двигатель SOFIM 2,3 MultiJet мощностью 120 л. с. с ременным приводом ГРМ вместо английского цепного мотора семейства Puma, что ставят на Boxer и Jamper. На наш рынок Ducato пока идет с двигателем в исполнении Евро-4. Коробка передач – механическая 6-ступенчатая с тросовым приводом кулисы и рычагом управления на консоли панели приборов. Полноприводные версии Ducato с трансмиссией французской фирмы Dangel официальный дистрибьютор в Россию не поставляет.

В 2014 году завод SEVEL обновил всю троицу выпускаемых малотоннажников, и после официальной презентации Ducato четвертого поколения машины нынешнего уйдут в историю. Изменений в конструкции последует немного – они затронут внешний вид, интерьер, электронную начинку и т. п. Основные же новшества – увеличение полной массы версии мaxi до 4,4 тоннн и повышение мощности того же 2,3-литрового мотора до 130 л. с.

Что ломается

По сравнению с гораздо более многочисленными в России Ducato елабужской сборки чистокровные итальянцы X250 намного надежнее. Почти изжиты такие детские болезни, как течь гидравлической жидкости из рулевого механизма, отказы блоков управления отопителем. Отлично покрашены кузова – эмаль не скалывается. Но покупателям из регионов с суровой зимой не следует забывать, что ременный привод ГРМ не допускает пуск двигателя с буксира: велик риск, что ремень перескочит по шкиву на несколько зубьев. В лучшем случае при этом сломаются рокеры – нередко сразу 8 штук, в худшем – погнутся клапаны. Иногда ремень перескакивает и при пуске стартером, поэтому бывалые владельцы для перестраховки заливают в двигатель масло класса вязкости 0W – с ним вероятность такой аварии существенно снижается. И, конечно же, не стоит ориентироваться на европейские нормы ходимости зубчатого ремня – для собственного спокойствия лучше заменять его через каждые 60 тыс. км.
Слабое место моторов 2,3 Multi­Jet – сблокированный с выжимным подшипником рабочий цилиндр сцепления. Для перевозчивов, эксплуатирующих машины преимущественно в крупном городе, где в пробках педаль сцепления приходится выжимать тысячи раз в день, регулярные замены потекших цилиндров становятся привычной процедурой, и весьма недешевой – порядка 16 тыс. рублей, включая работу. Ведь чтобы добраться до цилиндра, приходится снимать коробку передач, предварительно разъединяя ступицы и ШРУСы.

В ходовой части у Ducato проблем почти нет, а если и бывают, то почти всегда прослеживается их четкая связь с выездами в провинцию с ее разбитыми дорогами, либо с хроническими перегрузами. Задняя подвеска – практически вечная, и даже вроде бы хлипенькие однолистовые рессоры могут пережить саму машину, поскольку при полной нагрузке вступает в работу эластичный отбойник, предотвращающий запредельную деформацию листа. Теоретически возможны случаи повреждения балки задней подвески, но чтобы ее погнуть, надо хорошенько приложиться о препятствие вроде торчащего пенька при подаче машины задним ходом. В передней подвеске при перегрузах могут быстро выходить из строя опорные подшипники телескопических стоек. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта тормозов, аккуратные владельцы регулярно осматривают пыльники поршней суппортов – лучше вовремя заменить копеечную резинку, чем потом покупать новый суппорт за 11 тыс. рублей.
Еще одна беда южанина Ducato, попавшего в холодную Россию, – хрупкость пластика. В основном это касается ручек сдвижных дверей. Кронштейны сухарей тросов ломаются, и ручку приходится заменять в сборе. И порой – не единожды за зиму. Решение проблемы – отлить деталь целиком не из пластмассы, а например, из силумина – пока не приходит в голову итальянским конструкторам. И единственное, что можно посоветовать владельцам, – регулярно снимать обивку двери и смазывать тросики замка влаговытесняющей смазкой-спреем. Это предотвратит скопление водяного конденсата под рубашкой тросов и снизит нагрузки на привод замка и кронштейны сухарей.

Мнения

Александр Ганотченко
генеральный директор ООО «Логистик», Московская область

В нашем автопарке около семидесяти грузовиков разного тоннажа, из них 14 единиц FIAT Ducato X250. 10 машин 2012 года выпуска – цельнометаллические фургоны с низкой крышей, короткой базой и паспортной грузоподъемностью в пределах одной тонны, что позволяет без дополнительных разрешений въезжать в центр столицы. Еще четыре Ducato приобрели в 2013 году – они уже покрупнее, с удлиненной базой, средней крышей грузоподъемностью 1850 кг. Транспорт у нас задействован на доставке товара (преимущественно автомобильных шин) покупателям по Москве и Московской области. Пробеги Ducato достигают 40-50 тыс. км, каких-либо серьезных неисправностей пока не возникало. Обслуживаем и ремонтируем автомобили FIAT – только в сервисном центре официального дилера. Родные летние шины пока ни на одном из новых Ducato не меняли – только ставим по сезону зимние, марки Nokian.
Технические проблемы у Ducato есть, но в основном по мелочам. Например, ненадежны гидроцилиндры привода сцепления, особенно рабочий. На новом Ducato он совмещен с выжимным подшипником сцепления, и замена в случае появления течи занимает около четырех часов – приходится снимать коробку передач. Чем больше машина ездит по загруженным транспортом улицам, тем быстрее выходит из строя рабочий цилиндр. Еще одно слабое место машины – пластмассовые защитные кожухи жгутов электропроводки, ведущих в задние распашные двери. Достаточно задеть кожух массивным грузом (коробкой, ящиком и пр.), и хрупкая пластмасса ломается. Видимо, было бы лучше, если бы завод применял в этом месте эластичные рукава.
В целом автомобиль FIAT Ducato нас устраивает хорошим соотношением цена/качество. Современная модель оказалась существенно надежнее прежней – нам есть с чем сравнивать, в парке осталось еще 10 единиц FIAT Ducato X244 елабужской сборки. Новые итальянские машины существенно лучше окрашены, эмаль с грунта не слезает. Нет проблем со снятием тормозных барабанов, поскольку теперь задние тормоза – тоже дисковые.

Сергей Лаптев
технический директор группы компаний «СпецСтройМеханизация», Москва

Автомобили FIAT Ducato X250 (у нас в парке их четыре штуки) мы используем в качестве передвижных мастерских-техничек. На балансе предприятия – 34 экскаватора-погрузчика марки JCB, которые приходится ремонтировать прямо на объектах. Кроме того, мы оказываем услуги по обслуживанию техники JCB и сторонних организаций – ремонтным бригадам приходится выезжать в разные районы Москвы и Подмосковья. При выборе марки и модели автомобиля для техничек ориентировались на цену при приемлемом качестве. Ducato в требуемой конфигурации – короткая база и низкая крыша – оказался примерно на полмиллиона рублей доступнее, чем рассматриваемый Ford Transit в аналогичном исполнении, что и стало решающим доводом в пользу итальянского автомобиля.
Несмотря на то, что наши Ducato не перевозят какой-либо товар и прочие коммерческие грузы, условия их работы довольно тяжелые. Машины постоянно ходят с полной нагрузкой и нередко с перегрузом – в фургонах размещено достаточно массивное оборудование: электрогенераторные установки, сварочные аппараты, оснастка для изготовления рукавов высокого давления, съемники, приспособления и прочий инструмент, а также комплекты запчастей первой необходимости. Еще один неблагоприятный для долговечности машин фактор – плохие дороги, по которым приходится добираться до объектов, расположенных порой в семистах километрах от Москвы. Но пока говорить об оценке надежности FIAT Ducato рано: пробег машин всего около 20 тыс. км, и все их узлы находятся в отличном состоянии. При выездах в период сильных морозов были единичные случаи отказов автономных подогревателей Webasto – из-за загустевания не подходящего по сезону топлива. Перед первой зимой переобули автомобили в зимние шины Goodyear, весной снова поставили родные покрышки.
Пока действует заводская гарантия, будем ездить на ТО в дилерский сервисный центр, впоследствии перейдем на полностью собственное обслуживание. Для нашей технической базы, приспособленной к работе с несопоставимо более сложной спецтехникой, и специалистов соответствующей квалификации не составит ни малейших проблем выполнить любой ремонт малотоннажного грузовика, включая агрегатный. Запчасти для Ducato планируем использовать оригинальные – при необходимости их всегда можно оперативно приобрести у официальных дилеров.

Сергей Поляков
главный механик ЗАО «Армада», Москва

Профиль работы нашей компании – сервис сменных ковров. Для доставки выстиранных ковров корпоративным заказчикам мы содержим внушительный автопарк малотоннажных фургонов – всего 58 автомобилей. Из них – 16 единиц FIAT Ducato X250 выпуска 2013 года. Модификацию выбрали с короткой базой, низкой крышей и грузоподъемностью менее 1000 кг, что позволяет свободно обслуживать офисы в самом центре Москвы. Учитывая огромное количество точек доставки и то, что многие из них расположены в Московской области (часть – в отдаленных ее районах), машины довольно быстро набирают километраж – на сегодняшний день пробеги Ducato составляют в среднем 60 тыс. км, а у некоторых доходят до 100 тыс. км. Обслуживаем и ремонтируем автомобили FIAT, включая свежекупленные, мы самостоятельно – силами собственной ремонтной службы, что экономит немалые средства. Как показали подсчеты, гипотетическая возможность заменить какой-либо узел по гарантии не стоит того, чтобы платить внушительные суммы за проведение ТО в сервисе официального дилера. Нам гораздо выгоднее покупать масло и фильтры для замены силами собственной ремонтной службы.
Технические проблемы у FIAT Ducato немногочисленны. Например, на нескольких машинах регулярно выходят из строя опорные подшипники поворотных стоек передней подвески. Отчасти это связано с повышенной нагрузкой на передние колеса – специфика нашей работы. На каждой из точек по маршруту следования водитель забирает грязные ковры, которые в зимний сезон пропитаны водой, поэтому довольно тяжелые – нередко машины возвращаются на базу с перегрузом. Усугубляют ситуацию и разбитые дороги – если маршрут включает обслуживание заказчиков из Подмосковья. Заменив опоры стоек один раз, в дальнейшем приходится повторять это примерно через каждые 15 тыс. км – качество поступающих в запчасти подшипников оставляет желать лучшего. Еще одна хроническая болезнь Ducato – поломки ручек сдвижных дверей, точнее – пластмассовых стоек крепления сухарей тросов. Летом такого практически не бывает, но зимой, при замерзании влаги под оболочкой тросов, усилие на ручке возрастает настолько, что пластмасса ломается. Ручка в сборе стоит около 5 тыс. рублей, и ждать ее доставки из Италии порой приходится по четыре месяца.
В остальном FIAT Ducato показал себя вполне надежным автомобилем. Ни на одной из машин мы пока не меняли сцепление – отчасти благодаря аккуратному обращению водителей. Без нареканий работают двигатели, коробки передач. Ни разу не меняли ступичные подшипники. На зиму обязательно ставим зимние шины – по нашему опыту, весьма неплохи Cargo Speed Winter сербской марки Tigar. Для своего качества они весьма выгодны по цене.

Вадим Лебедев
руководитель отдела сервиса компании «Ралли-Сервис», официального дилера FIAT Professional, Москва

Опыт ремонта автомобилей FIAT Ducato, включая машины прежнего поколения российской сборки, у нас накоплен немалый. У современной модели X250 проблемных мест гораздо меньше – к нам на ТО и мелкий ремонт приезжают машины с пробегами до 200 тыс. км – их основные узлы, как правило, находятся в отличном состоянии. Ни разу не приходилось ремонтировать двигатели по причине износа – разве что отдельные его системы. В частности, из-за заправок некачественным топливом (чаще на автомобилях, совершающих рейсы в другие регионы) бывают сбои в работе топливной аппаратуры Common Rail. Но обычно к выходу из строя дорогостоящих узлов (форсунок, ТНВД и др.) это не приводит – мы просто промываем систему, включая топливный бак, затем стираем код ошибки из памяти ЭБУ, и нормальная работа двигателя восстанавливается. Также несложно устранение врожденного дефекта системы EGR (рециркуляции отработавших газов), связанного с недостаточным проходным сечением тройника ваккуумных трубопроводов. Признаки неисправности – нестабильные обороты холостого хода и повышенная дымность выхлопа, но главное – хорошо слышимый из кабины звук, напоминающий зуммер. Если с ремонтом не поспешить, клапан EGR может выйти из строя, а при благоприятном исходе достаточно будет рассверлить канал тройника до стандартного диаметра, и проблема уйдет раз и навсегда.
Срок службы сцепления сильно зависит от состояния и своевременности ремонта гидропривода. Слабое место Ducato – недолговечность рабочего цилиндра сцепления, совмещенного с выжимным подшипником. Бывали случаи выхода узла из строя на гарантийных машинах при пробегах 10-15 тыс. км. Из-за негерметичности уплотнения появляется течь жидкости, ход подшипника уменьшается, он давит на лепестки диафрагменной пружины с перекосом, что вызывает их деформацию. Результат – необходимость замены не только цилиндра с выжимным, но и всего комплекта сцепления.
В ходовой части никаких забот владельцам не приносят узлы задней подвески – балка, ступицы, рессоры и прочие элементы служат годами, не требуя замен каких-либо деталей. Разумеется, если владелец не перегружает машину сверх всякой меры. В передней подвеске изредка требуют замены ступичные подшипники, причем в ряде случаев неисправный подшипник разбивает посадочное гнездо наружной обоймы, вызывая необходимость заменять и ступицу.
Настоящей проблемой для российских владельцев Ducato стали ручки сдвижных дверей – арматура не приспособлена к эксплуатации в морозном климате. При замерзании водяного конденсата в оболочках тросов привода замка усилие, прилагаемое к ручке, резко возрастает, пластмассовые упоры тросов изгибаются и от усталости со временем ломаются. Приходится заменять ручку двери в сборе. В целом же автомобили FIAT Ducato вполне долговечны, и владельцы ими, как правило, довольны.

Галерея (37)

Сухари тросов замка двери держат хлипкие пластмассовые кронштейны
Двигатель, КП, передняя подвеска и рулевое собраны на подрамнике
Табличку с кодом ZFA в начале VIN-номера завод ставит только на FIAT
Вал привода левого колеса длиннее и оснащен промежуточной опорой
Пока резиновый чехол ШРУСа герметичен, шарнир будет в порядке
Сайлентблоки шарниров рессор на Ducato служат годами
Подушки стабилизатора требуют через 100 тыс. км

Комментировать





Поделиться