Автоматические газозаправочные станции
Любой автоперевозчик, задумываясь о переводе автопарка на газомоторное топливо, в первую очередь озадачивается вопросом: «где заправляться метаном?» В последние годы количество заправок с пропан-бутаном в сравнении с тем, что было лет десять назад, увеличилось в два-три раза, но АГНКС под природный газ по-прежнему редки. И новые заправки не открываются.
Незавидная статистика
По данным из разных источников, на конец 2016 года в Российской Федерации существовало от 237 до 280 АГНКС. Из них около 228 газозаправочных станций принадлежат «Газпрому», остальные сторонним организациям. Для сравнения: обычных АЗС, продающих бензин и дизтопливо в России, более 25 тысяч. В Москве их 745, в Московской области 1429, в Санкт-Петербурге около 550 АЗС, в Ленинградской области – 356 заправочных станций. На этом фоне не так важно точное число АГНКС у нас. Главное понимание того, что их просто в 100 раз меньше и распределены они по территории очень неравномерно. Общее количество «метановых» заправок в России сопоставимо с количеством АГНКС в отдельно взятых Армении, Узбекистане или в Грузии.
В лидерах по продвижению автомобилей на КПГ/СПГ/CNG: Татарстан, Дагестан, Башкирия, Саратовская, Ростовская, Свердловская и Оренбургская области, Ставропольский и Краснодарский края. В этих регионах от 8 до 15 действующих АГНКС, до 2-4 станций находятся на реконструкции и 2-3 станции строятся. В Москве сжатым метаном можно заправиться на пяти АГНКС, расположенных на МКАД. Еще три заправки есть в Московской области: в Сергиевом Посаде, Коломне и Орехово-Зуеве. Если, к примеру, ехать на восток, то после Орехово-Зуева, который стоит вдали от трассы М7, следующая заправка будет во Владимире или Муроме. В Нижегородской области три АГНКС: одна в Дзержинске и две на окраинах Нижнего. В Татарстане 10 АГНКС, из них три в окрестностях Казани. По трассе Москва–Петербург есть заправка на окружной дороге в Твери, потом в Великом Новгороде, а затем в Тосно. В самом Петербурге три заправки. Благодаря Интернету в России все же можно выстроить маршрут движения газобаллонных автомобилей при работе на межрегиональных перевозках по некоторым маршрутам. Считается, что в России «метановым» автомобилям лучше ездить в радиусе 150-200 километров от «колонки», то есть все же можно «крутиться» вокруг областных центров. В таких городах есть смысл переводить на газ коммунальные, развозные, дорожные и строительные автомобили, а также городские и пригородные автобусы. Казалось бы, сегмент газобаллонных транспортных средств достаточно большой, однако сотрудники АГНКС жалуются, что заправки загружены на 50-70 процентов. Но в некоторых регионах, как, к примеру, в Пермском крае, где есть семь «газпромовских» АГНКС, загрузка станций по итогам 2015 года вообще составляет 16 процентов. То есть явно не хватает газобаллонных автомобилей.
В 2015 году для автотранспорта России было реализовано около 454 млн м3 сжатого природного газа. В 2016 году планировалось увеличить продажи СПГ через АГНКС компании «Газпром» на 11%, доведя реализацию до 480 млн м3 – почти до полумиллиарда кубов. Для сравнения: в 2015 году в России было добыто 633,4 млрд м3 природного газа, из них на внутреннем рынке реализовано 441,1 млрд м3, а на экспорт, в Западную Европу, «Газпром» поставил 130,1 млрд м3. Между тем российская компания владеет 35 АГНКС в Германии, 15 АГНКС в Чехии, планируется создать сеть газпромовских заправок в Словакии и Польше. Как газомоторное топливо на этих АГНКС в 2015 году было реализовано около 18 млн м3 сжатого метана. Но это только на газпромовских заправках! Однако, по прогнозам специалистов «Газпрома», к 2030 году потенциал европейского рынка CNG оценивается в 45 млрд м3. Подойдет ли Россия к столь масштабному потреблению СПГ в это время?
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)