Развитие автоперевозок в РФ сдерживает дефицит профессиональных водителей
По словам генерального директора компании «АВТО-ПЭК» Дмитрия Иевлева, дефицит водителей стал развиваться после распада СССР и усилился, когда система обучения водителей была изменена, а профессия водителя перестала быть престижной. При этом нехватка профессиональных водителей в грузоперевозках – явление глобальное. В прошлом году в Европе и Азии не удалось найти водителей на 20% вакансий, в России – 17%, что следует из ежегодного опроса Международного союза автотранспорта (IRU).
В России количество людей, получающих права категорий, отличных от В, неуклонно снижается: так, если в 2017 году, согласно данным ГИБДД, около 260 тысяч лиц получили водительские права, отличные от категории В, то в 2020 году таковых было уже 250 тысяч. Только в Москве, по данным городской службы занятости, есть 17 тысяч вакансий профессиональных водителей.
«В последние годы нам приходится учитывать этот фактор при планировании, в том числе закупок грузовиков. При этом невысокая рентабельность автоперевозок не позволяет постоянно повышать зарплату», – отметил Иевлев. К дефициту профессиональных водителей привело сокращение количества автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей, и снижение престижности профессии. Отсюда – повышение среднего возраста водителя, сейчас в основном это удел 45–50 лет. «Также дефицит молодых кадров в транспортной отрасли связан с отсутствием гарантий дальнейшего трудоустройства начинающих водителей. Из-за отсутствия опыта транспортные компании не рискуют принимать новичков на работу», — полагают в ПЭК.
Чтобы привлечь кадры, перевозчики используют различные инструменты, включая предложение заработной платы выше рыночной или усиление соцпакета. Так, в 1 квартале 2021 года транспортная логистика стала самой высокооплачиваемой отраслью в России среди групп массовых профессий по данным сервиса «Авито. Работа». За январь-март 2021 года в транспортной логистике медианная зарплата составила 54 тыс. рублей, что на 8% больше, чем в 2020 году. При этом, водителям-дальнобойщикам предлагают до 120 тыс. рублей в месяц.
Для решения проблемы привлечения молодых кадров к профессии водителя «Первая экспедиционная компания» уже несколько лет сотрудничает с сетью автошкол Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ) по всей России. При необходимости ПЭК оплачивает ученикам обучение и предоставляет гарантии трудоустройства в компании.
Однако, по словам Дмитрия Иевлева, пока этого не хватает. В год в компанию приходят порядка 20 человек, прошедших обучение в ДОСААФ. Тогда как потребность компании с учетом перспективного развития измеряется несколькими сотнями профессиональных водителей большегрузов.
По мнению генерального директора «Авто-ПЭК», для решения проблемы необходимы не отдельные проекты транспортных компаний, а комплекс мер в государственном масштабе, в том числе возвращение обучения профессиональных водителей в систему среднего специального образования.
Эксперты IRU полагают, что нехватка водителей снова усилится в 2021 году, когда начнется процесс экономического восстановления. В Европе дефицит дальнобойщиков в отчетном периоде может достигнуть 17%. В некоторых странах он будет еще выше: в Мексике – 18%, в Турции – 20%, в России – 24%. Как заявил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто, нехватка водителей может нанести удар по торговле и в целом по мировой экономике.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.