Цифра против ДТП: ИТ-инструменты повышения транспортной безопасности
Неприятности языком цифр
– Не так давно была опубликована статистика по ДТП в России за первую половину 2023 года. По совокупным данным, за это время в стране произошло около 70 тысяч аварий, в результате которых погибли более 7 тысяч человек, включая свыше 300 детей до 16 лет. Самое неприятное – число аварий и погибших в них людей увеличилось по сравнению с прошлым годом (плюс 17 % инцидентов). Этот рост вызывает множество вопросов.
С одной стороны, мы постоянно слышим про меры, призванные обеспечить безопасность дорожного движения. О проблеме знают и ее решают на всех уровнях. С другой – такие цифры. Что же является причиной такой драматической ситуации?
Движение без остановки
Возможной причиной ухудшения дорожной обстановки стала интенсификация внутреннего трафика. Внутренний туризм в стране активизировался, и это привело к увеличению потоков транспортных средств между населенными пунктами. По данным РТС, за 6 месяцев 2023 года объемы внутреннего туризма выросли на 15 % по сравнению с прошлым годом.
Конечно, не весь этот объем приходится на автомобили. Люди летают на самолетах или едут поездом, но, тем не менее, перемещение большего количества автомобилей, особенно на дальние расстояния, естественным образом увеличивает риски ДТП. В том числе и с фатальным исходом.
«Узкие места» дорог
На туристический тренд накладываются проблемы дорожной инфраструктуры.
- Недостаточное качество дорожного покрытия
Ямы, выбоины, рутинное отсутствие ремонта – все это может привести к потере управления автомобилем.
- Отсутствие или плохое качество разметки
Разметка помогает водителям ориентироваться на дороге, особенно в плохую погоду или ночью.
- Неэффективное или отсутствующее освещение
На дорогах без освещения значительно повышается риск аварий из-за плохой видимости.
- Ошибки в проектировании
Например, опасные перекрестки, неправильно спроектированные развязки, слишком крутые повороты.
- Отсутствие или плохое состояние дорожных знаков
- Неадекватные или отсутствующие безопасные пешеходные переходы
- Отсутствие разделителей и отбойников
Они предотвращают лобовые столкновения и помогают снизить риск выезда на встречную полосу.
- Сужение дорог или отсутствие обочин
Это может привести к столкновениям при обгоне или экстренной остановке.
- Проблемы с системами дренажа
Лужи на дорогах могут вызвать аквапланирование.
- Отсутствие или недостаток мест для отдыха на длительных трассах
Усталость водителей – одна из основных причин ДТП. С учетом роста внутреннего трафика это один из главных факторов.
- Неадекватное реагирование на изменение погодных условий
Например, отсутствие своевременной уборки снега или посыпки дорог песком/солью при гололеде.
- Ограниченные возможности для безопасного обгона
Все эти факторы существенно влияют на безопасность дорожного движения. Для улучшения ситуации необходима комплексная работа, включающая в себя как ремонт и модернизацию существующей инфраструктуры, так и внедрение новых технологий и подходов к проектированию дорог.
Очевидно, что безопасность на дорогах не только в руках водителей. В очень высокой степени она зависит от качества дорожной инфраструктуры. Только на первый взгляд может показаться, что решение здесь лежит в повышении осведомленности водителей или введении новых штрафов и ограничений. Но без качественного улучшения дорожной инфраструктуры и внедрения новых технологий такие меры могут оказаться лишь временным решением, малоэффективной полумерой.
Возвращаясь к статистике, стоит задать вопрос: не станет ли следующий год еще хуже? Только комплексный подход к решению проблемы может переломить этот тревожный тренд.
ИТС – шаг к безопасности
Однако на фоне беспокоящей статистики о росте числа ДТП в России есть и хорошие новости. Происходит активное развитие и внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Эти высокотехнологичные решения становятся не просто модным трендом, но реальным инструментом повышения безопасности на дорогах. ИТС – это комплекс ИТ-решений, предназначенных для оптимизации транспортных потоков, управления дорожной инфраструктурой и планированием ее развития на основе опыта, методических и нормативных документов, а также для повышения безопасности дорожного движения.
Основное их преимущество – возможность учитывать множество различных факторов, влияющих на статистику аварийности, и анализировать их в реальном времени. Таким образом, информационные транспортные системы позволяют не только диагностировать проблемные, «узкие места» в инфраструктуре или в поведении участников дорожного движения, но и принимать оперативные меры для их устранения.
Ключевым моментом является то, что с помощью ИТС можно перейти от реактивных методов реагирования на происшествия к проактивным мерам их предотвращения.
Важно понимать, что успешное внедрение и использование ИТС требует комплексного подхода. Это не только технологии и оборудование, но и компетентные специалисты, способные анализировать полученную информацию, а также взаимодействие между государственными органами, владельцами дорог и участниками дорожного движения.
Решение модулем
Еще один важный момент: сама по себе ИТС решает вопросы безопасности опосредованно – за счет суммы различных функциональных возможностей. Однако оптимальное решение здесь – ввод в состав таких решений специализированного выделенного модуля безопасности дорожного движения – модуля БДД.
В качестве примера можно привести собственную разработку для цифровой платформы RITM³ – БДД-модуль, предназначенный для аудита текущего состояния безопасности дорожного движения. Он разработан на базе математического моделирования с возможностями применения искусственного интеллекта (ИИ).
Основное предназначение – детальный анализ текущего обустройства дорожной сети, в том числе состояние дорожного полотна. Технология на основе ИИ выявляет отклонения от нормативов, рассчитывает прогноз аварийности, определяет наиболее опасные участки, после чего формируется комплекс мероприятий по снижению аварийности. В сумме все это позволяет не только снижать количество смертельных ДТП, но и предотвращать риски возникновений самих столкновений в рамках превентивного подхода.
Как работает БДД
В начале работы проводят диагностику дороги с построением цифрового двойника, формируя их в 2D и 3D. Это позволяет получить детальное и объективное представление о текущем состоянии дорожной сети. Далее проводят комплексный аудит. В ходе аудита оценивают фактический уровень состояния, включая дефекты дорожного полотна, разделительной полосы, дефекты обочин, видимость и многое другое. Затем, путем аналитики данных, формируют ранжирование участков по степени опасности, с отображением их на карте.
Кроме того, система анализирует статистику аварийности и аварийно-опасные участки, выявляя места наиболее частых ДТП и определяя степень риска возникновения происшествий на различных участках дороги. После сбора и анализа всех данных система определяет места, где произошли ДТП, и выделяет наиболее опасные участки. Исходя из полученной информации, программный комплекс предлагает конкретные мероприятия для повышения уровня безопасности дорожного движения.
Модуль РИТМ3 БДД может решать ряд вызовов, ведущих к повышению риска ДТП: он помогает установить несоответствия параметров и характеристик эксплуатационного состояния покрытия проезжей части, обочин, разделительных полос и других показателей нормативным требованиям.
В базовой версии модуля предусмотрены варианты основных мероприятий по организации безопасного движения, регламентированные ГОСТ. В будущем перечень и вариативность мероприятий значительно расширятся. Так, модуль БДД сможет рассчитывать эффективность локальных экспериментальных мер, а также обосновать финансовые затраты на них, что позволит эффективно планировать бюджеты. В архитектуру решения заложено внедрение элементов самообучения и искусственного интеллекта, включая расширение предиктивной аналитики.
Модуль поможет профильным региональным и федеральным ведомствам, которые управляют дорогами. Он также будет полезен коммерческим организациям, занимающимся проектированием, строительством и ремонтом дорожного полотна, содержанием и обустройством дорог.
Изменения в стратегии планирования
Современные технологические решения могут эффективно воздействовать на причины возникновения ДТП. Однако для кардинального улучшения безопасности в транспортной сфере необходимо, чтобы прогресс в технологическом внедрении сопровождался изменениями в стратегии планирования транспортной инфраструктуры в масштабах региона. Только тогда из доступных на рынке технологий получится извлекать максимальную пользу.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега