Индексация утилизационного сбора на коммерческую автотехнику – комментарий руководителя
Вплоть до 2030 года
Осенью 2024 года в ода вплоть до 2030 года. С 1 октября 2024 года ставку утильсбора подняли сразу на 70-85 %. С начала этого года, согласно правительственному документу, ставки утилизационного сбора на импортируемые грузовики и коммерческую технику проиндексировали на 10 %. Отметим, что пока такая индексация утильсбора не касается седельных тягачей полной массой от 12 до 20 тонн с двигателями экологических классов Евро-5 и Евро-6, которые будут использоватьсРоссии ввели поэтапное повышение на 10-20 % утилизационного сбора с 1 января каждого гя в международных перевозках. Кроме того, с 1 января 2025 г. проиндексирована на 15 % «утилизация» и для дорожно-строительной техники.
Утилизация и автомобильный рынок России
Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг»
– Как повышение утилизационного сбора скажется на продажах коммерческой и дорожно-строительной техники в 2025 году?
– С 1 января этого года коэффициент расчета утилизационного сбора вырос, но не на все виды техники. Например, на новые автомобили сегмента LCV с допустимой массой от 2,5 до 3,5 тонны повышение было с 5,46 до 6. В сегменте спецтехники изменения сильнее всего коснулись бульдозеров и гусеничных тракторов – рост в ряде подкатегорий более чем в 2 раза. Также изменились коэффициенты на грейдеры, погрузчики и дорожные катки.
При умножении коэффициента на базовую ставку, можно наглядно увидеть, что цифры в рублях внушительные. Например, размер утильсбора на бульдозеры мощностью силовой установки от 400 до 600 л. с. вырос с 2 587 500 до 5 799 450 рублей.
По результатам нововведений мы видим, что цены на технику растут, но не на полный размер сбора. Из-за общего замедления процессов на рынке импортных грузовиков и спецтехники, а также других факторов, влияющих на повышение цен, поставщики скорее склонны поступиться своей маржинальностью, чем перекладывать рост цен на покупателя. Например, стоимость популярных фронтальных погрузчиков мощностью от 200-250 л. с. и грузоподъемностью 5 тонн в ближайшей перспективе, по нашим прогнозам, может увеличиться не более чем, на 10-30 % в зависимости от типа техники.
– Получат ли отечественные производители коммерческой и дорожно-строительной техники преимущество в 2025 году перед дистрибьюторами импортной техникой вообще и китайской в частности?
– В сегментах легкой коммерческой техники, тяжелых грузовиков и дорожно-строительной техники ситуация разная. В секторе LCV после ухода из России ведущих импортеров их нишу практически полностью заняли отечественные производители. По нашим данным, топ самых популярных марок в этой категории практически полностью российский. В число востребованных входят только два китайских бренда – Dongfeng и Foton. В то же время в сегменте спецтехники уже не первый год подряд в числе лидеров продаж только китайские и турецкие марки, отечественных брендов в топ-30 нет. В категории тяжелой грузовой техники китайские бренды также стабильно занимают первые строчки по объемам реализованной техники.
Индексация утильсбора и другие меры по стимулированию продаж отечественных марок, на мой взгляд, не изменят соотношение сил в сегментах. Российские производители в ближайшей перспективе не смогут удовлетворить потребности рынка в новой грузовой и специальной технике, а китайские компании не готовы потерять свою долю на рынке. В то же время под влиянием роста ставки утилизационного сбора продолжит развиваться тренд на локализацию производства техники на территории РФ. Будет увеличиваться объем надстроек и модификаций, выпущенных на российских заводах на базе китайской продукции.
– Как ежегодное повышение утилизационного сбора скажется на автомобильном рынке России в перспективе вплоть до 2030 года?
– Безусловно, увеличение утилизационного сбора скажется на ценах. С удорожанием импортной техники отечественные производители также будут поднимать цены на свою продукцию. Однако так как при ценообразовании учитывается масса факторов, рост цен будет не на полную сумму изменения утильсбора. Кроме того, ситуация на рынке быстро меняется, и в перспективе 2030 года повышение утильсбора может быть неоднократно пересмотрено или даже отменено. Пересмотр может быть связан с перспективой возможного обвала российского автомобильного рынка из-за чрезмерного роста цен на автомобили, который не смогут компенсировать государственные программы льготного автокредитования и лизинга.
Читайте также:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Для знакомства с Altai Corbu нам достался будущий кран, а пока только шасси, оптимизированное под его установку. На примере этой конкретной машины постараемся рассказать, каким может быть грузовик Altai Corbu
Где и сколько стоит топливо: 10 марта