Государственная поддержка автомобильной промышленности
У автопрома советского периода был вполне приличный экспортный сегмент по всем категориям. Из 45,8 тыс. вывезенных грузовиков 20,6 тыс. было куплено, как было принято говорить, капстранами. И это в 1987 году. По данным этого же года половина экспортированных легковых машин (174 тыс. из 353 тыс.) также ушла в страны с более чем развитой автомобильной промышленностью. По ценам 1987 года экспорт автомобильной техники составлял 2,8 млрд долл., что по ценам 2011 года составлял 30-35 млрд долл. В 1986-1988 годах действовала программа, по которой каждое предприятие, выпускающее законченную продукцию, должно было поставлять на экспорт не менее 15% изделий. Вновь создаваемые предприятия, выпускающие продукцию по лицензии, должны были поставлять на экспорт не менее 35-40% своей продукции.
При этом в 2015 году грузовиков было поставлено чуть больше 18 тыс. единиц, из них половина – в страны Таможенного союза (Беларусь, Казахстан), что настоящим экспортом считать трудно (диаграмма 2). Что касается стоимостного выражения, то счет идет уже не на миллиарды, а на миллионы долларов. Так что восстановление прежнего статуса требует объединения усилий как государства, так и производителей. Тем более что реальные целевые рынки и потенциальные объемы экспортных продаж на 2016 год определены. Схемы экспорта представлены различными вариантами: прямой экспорт в Европу (5 тыс.), Мексику (2,2 тыс.), Кубу (3 тыс.), Египет (8 тыс.); полное производство в Алжире (22 тыс.), промсборка в Иране (11 тыс.) и Вьетнаме (2,5 тыс.).
Определенным стимулом для сохранения и дальнейшего развития отечественного автопрома должно послужить импортозамещение. Его не следует рассматривать только как краткосрочную кампанию в ответ на ухудшение экономической ситуации (введение санкций со стороны ЕС и США). Мы до сих пор имеем очень низкий уровень локализации автомобильной техники и очень дорого платим за ввоз автокомпонентов и запасных частей. Так, по легким грузовикам-иномаркам, произведенным в режиме промсборки, уровень локализации находится в диапазоне от 30 до 50%, по аналогичным тяжелым грузовикам – от 20 до 30%. То есть до планируемых 10 лет назад показателей 60% производители не дошли и сейчас.
Что касается потерь – а импорт автокомпонентов и запчастей на 17-20 млрд долл. в год по другому не назовешь, – то расклад выглядит следующим образом. На комплектующие для иномарок российской сборки приходится 50%, отечественных моделей – 10%, на запчасти для импортных машин – 30%, для отечественных – 10%. И если с поставками запчастей для импортных автомобилей можно согласиться, то все остальные позиции, особенно запчасти и комплектующие для отечественных марок, вызывают недоумение.
Введение санкций со стороны западных стран послужило дополнительным поводом для принятия в марте 2015 года Минпромторгом программы импортозамещения в автопроме. Программа рассчитана до 2022 года, в нее входит 67 позиций, из них 61 позиция не имеет аналогов в России. Замена по 56 позициям должна произойти до 2017 года. Правда, у специалистов вызывает недоумение отнесение до 2022 года замещения таких позиций, как гильзы цилиндров, поршни, дизельные двигатели большой мощности. Но самая главная трудность даже не в выборе и очередности заменяемых позиций. В импортозамещении главным препятствием становится отсутствие качественных материалов с высокими физико-химическими свойствами, удовлетворяющих требованиям автомобильной промышленности по объемам производства и стоимости. Причем это касается как полимерных материалов, так и металла необходимых характеристик, а также электроники.
В рамках принятых федеральных законов о промышленной политике и стандартизации, а также правительственного постановления о промышленных кластерах проблемы с качеством исходных материалов и комплектующих должны быть решены.
Работа по импортозамещению вскрыла еще одну интересную проблему. Как было сказано выше, российский автопром ежегодно импортирует автокомпоненты и запчасти как для собираемых иномарок, так и для отечественных моделей. Следовательно, поставляемые изделия по логике должны удовлетворять нашим требованиям и стандартам. А между тем, если выстроить цепочку стандартов по мере снижения их требований, то самыми жесткими являются стандарты предприятий (организаций), затем – национальные, далее – региональные. Эти данные о самых лояльных требованиях международных стандартов приводят специалисты НП «Объединение автопроизводителей России». В результате, согласно стандартам на уровне предприятия, продукция, выпущенная им, будет иметь высокую конкурентоспособность, поскольку будет по своим характеристикам превосходить аналоговую, но выпущенную по международным стандартам. Тогда возникает законный вопрос: почему же в таком случае мы импортируем в больших количествах автокомпоненты и запчасти? Может, потому что они дешевле? В результате, с одной стороны, имеем высокие стандарты на автокомпоненты и запчасти, которые реализовать в производстве невозможно из-за того, что нет соответствующих материалов (полимеры, металл и т. д.), нет мощностей и экономической выгоды из-за высокой цены, а с другой – завозим эти же автокомпоненты и запчасти, сделанные без учета наших стандартов, но более дешевые. Кстати, специалисты считают, что в развитии экспорта главным препятствием становится отсутствие взаимного со странами-импортерами признания соответствия продукции установленным требованиям. И если подходить к развитию экспорта как к долгосрочной программе, вопросы гармонизации стандартов должны быть решены. Импортозамещение и развитие локальных поставщиков уже в течение ближайших пяти лет должны обеспечить повышение локализации производства автомобильной техники и компонентов до 60-70%. Экспорт продукции автомобилестроения должен составить 12-14% (в настоящее время менее 5%). Рециклирование отходов при утилизации автомобильной техники должно быть полным (в настоящее время менее 75%). Ежегодное обновление парка автомобильной техники должно быть не менее 10% (в настоящее время обновляется только 4%).
Прогнозы специалистов по оценке возможностей отечественного автопрома вполне реальны. Программы лояльности имеют как правовую, финансовую, так и административную поддержку. И ближайшее время покажет, как сам автопром воспользовался этими преференциями.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)