Главная » Статьи » Экономика » Экспедиторы будут доносить на владельцев груза – как это скажется на автоперевозках? Мнения экспертов

Экспедиторы будут доносить на владельцев груза – как это скажется на автоперевозках? Мнения экспертов

Вступило в действие Постановление Правительства РФ, обязывающее экспедиторов проверять грузы на предмет содержания запрещенных предметов и веществ

Постановление Правительства РФ предусматривает четкую последовательность взаимодействия экспедиторов с правоохранительными органами для их уведомления и передачи грузов, запрещенных или ограниченных к обороту.

Постановление Правительства

Ужесточение требований

Александр Бударагин, руководитель группы «Юристы Бударагин А.А. и партнеры»

Основные изменения для экспедиторов

  • Проверка грузов
    Экспедиторы обязаны проверять грузы на предмет наличия запрещенных предметов и веществ. В случае обнаружения таких предметов, при отсутствии необходимых разрешений, экспедитор должен отказаться от перевозки.
  • Информирование правоохранительных органов
    При обнаружении опасного груза экспедитор обязан уведомить правоохранительные органы (полицию или ФСБ) в течение одного часа. Уведомление должно содержать название экспедиторской компании или личные данные ИП, подробное описание места обнаружения, тип и количество найденных веществ/предметов, а также контактные данные заказчика перевозки.
  • Передача груза
    Экспедитор должен организовать передачу обнаруженного груза представителям силовых структур.

Эти требования являются продолжением законодательных изменений, ужесточающих требования к экспедиторской деятельности.

Как это скажется на автоперевозках

  • Повышение ответственности
    Экспедиторы несут повышенную ответственность за соблюдение законодательства при организации перевозок, особенно в отношении грузов с ограничениями.
  • Необходимость контроля
    Возрастает необходимость в тщательной проверке грузов и сопроводительных документов. Это может потребовать внедрения новых процедур контроля и обучения персонала.
  • Риски отказа от перевозки
    В случае обнаружения запрещенных грузов или отсутствия необходимых разрешений, экспедитор будет вынужден отказаться от перевозки, что может повлиять на сроки и стоимость доставки.
  • Увеличение административной нагрузки
    Процесс уведомления правоохранительных органов и передачи груза может увеличить административную нагрузку на экспедиторские компании.
  • Влияние на договорные отношения
    В договоры транспортной экспедиции (Договор ТЭО) рекомендуется включать положения, четко определяющие обязанности сторон по проверке грузов, предоставлению информации и ответственности за нарушения. Это может включать обязанность экспедитора запрашивать у клиента информацию о характере груза и наличии разрешений, а также обязанность клиента предоставлять достоверные сведения.

Рекомендации по договору ТЭО

  • Четко прописать обязанность экспедитора обеспечивать соблюдение законодательства при перевозке ограниченных грузов.
  • Указать, что оказание услуг не допускается, если экспедитор не может обеспечить такое соблюдение.
  • Включить обязанность экспедитора запрашивать у клиента информацию о характере груза, его ограничениях и необходимых разрешениях.
  • Детализировать порядок проверки груза, включая опломбированный груз (визуальный осмотр целостности упаковки и пломбы, проверка соответствия маркировки данным в документах).
  • Прописать ответственность сторон за нарушение обязанностей, связанных с перевозкой ограниченных грузов, и за предоставление недостоверной информации.

Объекты гражданского оборота

Никита Злобин, операционный директор «ATU Forwarding» (ООО «А2 Экспедирование»)

– Я смотрю на этот вопрос не как юрист, а как практик – человек, который занимается организацией перевозок, и исследует такие изменения в работе. Итак, чтобы понять, как новое законодательство повлияет на нашу отрасль, нужно внимательно прочитать первоисточник. Речь идет о статье 2.1 Федерального закона № 140-ФЗ, на которую, в свою очередь, ссылаются постановления Правительства № 1264 и № 1265. Статья гласит: «При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, или ограниченно оборотоспособных, экспедитор обязан обеспечить соблюдение требований к их перевозке, установленных законодательством РФ». И что особенно важно: «В случае невозможности обеспечить соблюдение таких требований оказание экспедиционных услуг не допускается».

Теперь, чтобы понять суть этих требований, давайте для начала разберемся с самим понятием «гражданский оборот». Если говорить простыми словами, это то, как различные ценности – имущество, товары, услуги или интеллектуальная собственность – законно переходят от одного владельца к другому. Этот процесс охватывает все сделки и юридические действия, которые создают, изменяют или прекращают чьи-либо права и обязанности. Участвуют в этом обороте все: обычные граждане, юридические лица и даже само государство. А объектами служат не только физические вещи, но и имущественные права, интеллектуальная собственность и другие блага, имеющие ценность. И здесь мы подходим к самому главному: не все объекты могут свободно переходить из рук в руки – закон предусматривает определенные ограничения и запреты. Именно поэтому все объекты делятся на три вида.

Есть те, что находятся в свободном обороте, есть ограниченно оборотоспособные, для работы с которыми требуется, например, лицензия. И есть полностью изъятые из оборота (такие, как государственные природные ресурсы или особые культурные ценности). Таким образом, гражданский оборот – это, по сути, вся правовая и экономическая система, которая по установленным нормам регулирует перемещение благ между участниками общества. Мы с вами перевозчики и перевозим грузы. И тут я задаюсь вопросом: могу ли я считать, что груз состоит из предметов и веществ? С точки зрения русского языка – могу. Думаю, логика законодателей была следующей: если какой-то предмет или вещество имеет экономическую ценность и может участвовать в гражданском обороте (то есть продаваться, покупаться или обмениваться), то он и является объектом, который регулируется новым законом и постановлениями. Иными словами, речь в законе идет именно о тех грузах, которые по своей сути являются товаром, и участвуют в гражданско-правовых отношениях.

Как это работает, объясняет Гражданский кодекс. В статье 129 говорится, что закон может вводить ограничения на оборот некоторых объектов. Это означает, что определенные вещи могут принадлежать только конкретным участникам рынка, либо для сделок с ними требуется специальное разрешение от властей. Простые примеры мы видим каждый день: табак и алкоголь нельзя продавать несовершеннолетним. Более сложный случай – оружие, для оборота которого, согласно закону, необходима лицензия.

Но самый интересный для нас с вами, как для перевозчиков, момент заключается в другом. Товары, которые ввозят в Россию или на территорию Таможенного союза – это тоже объекты гражданского оборота. А значит, они могут считаться свободными для оборота на нашей территории только после того, как пройдут надлежащее таможенное оформление. Могу предположить, что теперь логистические компании фактически обязаны проверять у грузоотправителей все документы, подтверждающие легальность ввоза товара. Ведь если товар ввезли с нарушением таможенных правил, его нельзя ни продавать, ни покупать. А раз так, то с точки зрения закона этот товар находится вне гражданского оборота и подлежит изъятию. И вот что из этого следует. Согласно постановлению, если логистическая компания обнаружит в составе груза такие запрещенные предметы, она обязана незамедлительно, в течение часа, сообщить об этом в МВД по телефону. И тут же возникает практический вопрос: как потом доказать, что ты действительно позвонил и выполнил это требование? Думаю, по этому поводу в ближайшее время должны появиться разъяснения.

В конечном счете, все эти изменения должны работать на благо общества. Сами постановления направлены на то, чтобы усилить контроль за перевозкой грузов, которые либо изъяты из гражданского оборота, либо ограничены в нем, как мы уже разобрались. Закон вводит для экспедиторов прямую обязанность: вовремя выявлять такие грузы и оперативно сообщать об этом в уполномоченные органы. Для экспедиторов и транспортных компаний это означает необходимость строго соблюдать новые правила, повысить ответственность при проверке грузов и наладить взаимодействие с контролирующими органами, чтобы не допускать нарушений. Важно понимать, что речь в законе идет не только об очевидно запрещенных вещах, вроде наркотиков, пестицидов или объектов культурного наследия. Это касается и «ограниченных» товаров. Например, тех, что подпадают под санитарные, ветеринарные или фитосанитарные нормы.

По сути, речь идет о выходе на новый уровень ответственности и прозрачности для всех участников перевозки грузов. В ближайшее время это создаст дополнительные административные нагрузки, расходы на организацию процессов и риски штрафов и задержек в перевозках. Но в долгосрочной перспективе меры повысят безопасность перевозок, уменьшат правонарушения, укрепят доверие к логистической отрасли и поспособствуют упорядочиванию транспортно-экспедиционной деятельности, что улучшит эффективность, прозрачность работы компаний и сбор налогов.

На этапе предварительного запроса

Марина Терентьева, финансовый директор Rocket Cargo

– Экспедиторы обязаны не только отказываться от перевозки запрещенных товаров, но и оперативно уведомлять правоохранительные органы, если такая продукция обнаружена. Мы понимаем, что цель этой инициативы – повысить безопасность и прозрачность логистики. Однако в реальности у большинства добросовестных клиентов, обращающихся к логистическим компаниям, к экспедиторам, нет цели нарушить закон. Они, наоборот, часто обращаются за консультациями о допустимости ввоза конкретного товара. Либо просят подсказать список необходимых документов для импорта продукции. Или же уточняют, как корректно пройти процедуру таможенного оформления. Именно на этапе предварительного запроса зачастую и выясняется, что, например, для ввоза медоборудования, лабораторной химии или промышленной электроники требуется лицензия или декларация. И импортеры, узнав это, корректно оформляют доставку подобных грузов. У них, как правило, нет намерения перевозить какие-то запрещенные грузы. И задача экспедиторов – помочь разобраться во всех тонкостях ввоза импортных товаров таким клиентам, а не «доносить» в случае неполного пакета документов на первом этапе.

Читайте также:

Контроль за иностранными перевозчиками

Ответственность за отсутствие регистрации

Платон идет в регионы

Транспортная стратегия России


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.

Осевые агрегаты «БПВ-Ост»

Дисковые осевые агрегаты «БПВ-Ост» – локализация для российского рынка

«БПВ-Ост» – российский производитель осей и осевых агрегатов для прицепов и полуприцепов

Приводные ремни Toyopower

Приводные ремни Toyopower – для всех видов техники

Ремни Toyopower продаются более чем в 40 странах на пяти континентах. Чем они хороши, какие выгоды дает использование EPDM-каучука и почему Toyopower – отличная замена оригинальным ремням?

Галерея (3)

Александр Бударагин
Никита Злобин
Постановление Правительства

Комментировать





Поделиться