Главная » Статьи » Экономика » Беспилотные грузоперевозки – опыт применения

Беспилотные грузоперевозки – опыт применения

Беспилотные технологии из футуристичной концепции стали реальностью. О том, как крупный российский DIY-ритейлер внедряет беспилотные грузовики, рассказывает директор по транспортной логистике компании «Лемана ПРО»
Беспилотные грузоперевозки

Почему «беспилотники»?

Светлана Любовина,
директор по транспортной логистике компании «Лемана ПРО»

– Автомобильные грузоперевозки сегодня сталкиваются с рядом системных вызовов, которые заставляют логистические компании искать принципиально новые подходы к организации перевозок. Вот ключевые проблемы отрасли, обуславливающие необходимость внедрения инноваций.

1. Острый дефицит кадров. Уровень нехватки водителей оценивается в 21 %. Усугубляет ситуацию возрастная структура кадров: средний возраст водителей составляет 45-55 лет, а слабый приток молодых специалистов не позволяет компенсировать существующий дефицит.

2. Рост операционных издержек. Себестоимость перевозок неуклонно растет из-за целого ряда факторов: удорожания новой техники и запасных частей, высокой волатильности стоимости топлива, системы взимания платы с грузовиков «Платон». Кроме того, на финансовую устойчивость перевозчиков влияет высокая ставка рефинансирования.

3. Значительный рост спроса на доставку. Это вызвано бумом электронной коммерции и активным развитием маркетплейсов, которым требуются быстрые и надежные цепочки поставок. Дополнительный стимул дает рост оборотов промышленных производств, нуждающихся в регулярной транспортировке сырья и товаров.

Для «Лемана ПРО» проблемы отрасли стали драйвером поиска инновационных путей, и наиболее перспективный из них – интеграция беспилотных грузовиков. Внедрение автономного транспорта рассматривается не только как ответ на кадровый голод и высокую стоимость, но и как способ долгосрочно повысить безопасность, управляемость и экономичность перевозок.

Старт проекта: Москва – Санкт-Петербург

Первый серьезный эксперимент с беспилотными грузовиками стартовал на российском рынке в 2022 году. В 2024-м к проекту подключилась компания «Лемана ПРО». Для пилотного маршрута был выбран коридор Москва Санкт-Петербург на трассе М-11 «Нева», которая стала первой в России, где официально запущен экспериментальный правовой режим (ЭПР) использования беспилотных грузовиков. Однако важно понимать: пока это единственный такой маршрут в стране, что существенно ограничивает масштабируемость решения.

Трасса М-11 оснащена всей необходимой инфраструктурой: качественным дорожным покрытием, разметкой, стабильной связью и цифровым двойником виртуальной моделью, обеспечивающей круглосуточный мониторинг и поддержку движения автономных грузовиков. Интеллектуальные системы обмениваются данными о дорожной обстановке, погодных условиях и аварийных ситуациях, что позволяет «беспилотникам» безопасно передвигаться.

Как это работает: организация и расписание рейсов

В ежедневном режиме по маршруту курсирует четыре беспилотных грузовика это 28 рейсов в неделю, около 122 рейсов в месяц. Рабочая цепочка беспилотного рейса выглядит так.

1. На объекте (складе) производится загрузка прицепа товарами.

2. Маневровый тягач с водителем доставляет груженый прицеп до специализированного хаба – промежуточной логистической точки на трассе М-11, где происходит передача груза между обычным и беспилотным транспортом.

3. В хабе выполняется перецепка: прицеп передается «беспилотнику», который далее ведет груз по трассе в пункт назначения.

4. По прибытии в пункт назначения происходит обратная перецепка: прицеп передается маневровому тягачу с водителем, который доставляет груз до конечной точки выгрузки.

Какие процессы требовали доработки

Внедрение беспилотного транспорта подразумевало переоценку и повторную настройку ряда процессов.

1. Технологическая интеграция. Мы не стали глубоко интегрировать наши системы с платформами операторов. Вместо этого используем общие облачные документы, где каждый участник процесса вносит свои данные. Это оказалось гибким и достаточным решением.

2. Безопасность. Все беспилотные тягачи оснащены камерами и лидарами – технологией дистанционного зондирования, которая позволяет измерять точные расстояния в окружающей среде в реальном времени с помощью лазерных лучей. Система контроля движения подключена к навигационным и мониторинговым сервисам. Наблюдение за грузовиками ведет оператор, а в период тестов в машине присутствует инженер-водитель для экстренного реагирования.

Главной трудностью стала первая реакция партнеров – недоверие к новой технологии. Некоторые поставщики опасались, что «беспилотник» может стать причиной ДТП. Мы проводили встречи, показывали, как работает система, даже организовывали экскурсии на хаб. Это помогло развеять сомнения.

Результаты – эффект для бизнеса

Экономические расчеты «Лемана ПРО» показывают, что использование «беспилотников» снижает расходы компании на перевозки примерно на 4 %. Скорость доставки увеличилась на 30 % по сравнению с обычными рейсами, что в среднем сокращает время транзита на 6-7 часов. При этом стабильность соблюдения графика повысилась: 98-99 % рейсов проходят в указанные временные окна благодаря прописанным нормативам загрузки, выгрузки, движения и операций в хабе.

Помимо экономии, проект получил положительный отклик и вызвал интерес у партнеров и сотрудников. Они высоко оценили инновационность и перспективность беспилотных грузоперевозок.

Перспективы беспилотных технологий в российской логистике

По данным Минтранса и операционных компаний, в 2025 году на трассе М-11 работают уже более 60 беспилотных грузовиков, а к концу года этот показатель возрастет до 100 единиц. За 2024 год объем беспилотных перевозок вырос более чем в 8 раз, до 330 тыс. м³.

Результаты подтверждают технологическую и экономическую состоятельность направления:

  • средняя скорость движения «беспилотников» на М-11 выше на 11 %, чем у классических грузовиков;
  • расходы на топливо и износ комплектующих меньше на 10-14 %, простои автопарка, связанные с кадровым дефицитом, заметно снизились.

В ближайшие годы основной задачей станет масштабирование проекта на новые маршруты. Особенно востребованы направления, где инфраструктура для автономного движения будет дорабатываться. Например, гипотетический коридор на Казань.

Будущее массового внедрения беспилотных грузовиков зависит от технической готовности не только дорог, но и складских объектов, грузоотправителей и получателей. Скорее всего, «беспилотники» останутся дополнением к классической логистике на ближайшие 5-10 лет, играя важную роль на обкатанных, технически оснащенных маршрутах. Но с развитием технологий их роль будет постепенно расти.

«Беспилотники» компании «Лемана ПРО» на трассе

Читайте также:

Кто ответит за беспилотник?

«Беспилотник» или грузовик с водителем – что выгоднее?

Беспилотник сбил человека. Кто пойдет под суд?


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.

Цены на топливо в регионах: где «солярка» дешевле всего

Где и сколько стоит топливо: 6 октября

Шинный рынок России — смена тренда.

Летом 2025 года логистические компании зафиксировали стабилизацию и даже снижение объемов перевозки автомобильных шин. Среди причин – снижение спроса на автомобили и сокращение производства покрышек. Но в сентябре тренд начал меняться.

Галерея (2)

«Беспилотники» компании «Лемана ПРО» на трассе
Светлана Любовина

Комментировать





Поделиться