«Беспилотник» или грузовик с водителем – что выгоднее? Мнение эксперта
Российский беспилотный грузовик Navio впервые успешно преодолел расстояние между Санкт-Петербургом и Казанью –1600 км за одни сутки. Ранее такие рейсы занимали примерно двое суток с учетом перерывов на отдых водителей. Тестовая поездка прошла по федеральным дорогам М-11 «Нева», А-113 (ЦКАД) и М-12 «Восток». Тестирование показало, что «беспилотники» существенно повышают эффективность перевозок: средний показатель снижения сроков доставки составил почти 2,5 раза.
Очевидное и скрытое
– Эксперимент с Navio на трассе Санкт-Петербург – Казань наглядно продемонстрировал лва ключевых преимущества беспилотных грузовиков: скорость доставки и непрерывность перевозки. Хочу напомнить, что ранее подобный эксперимент проводился на трассе М11 Москва – Санкт-Петербург. Тогда «беспилотниками» было выполнено более 15 тестовых рейсов, которые занимали по 8-9 часов (против 12-14 с водителем). При этом в 85 % случаев без участия оператора. Тогда условия усложняли снегопад, плохая считываемость разметки, внезапные перекрытия полос. В нынешнем эксперименте Navio поставил рекорд, преодолев 1600 км за рекордные 24 часа, то есть затратив в 2,5 раза меньше времени, чем тратит фура с водителем.
Казалось бы, экономия очевидна. Во-первых, не нужно платить зарплату водителю, а это одна из самых больших статей расходов в логистике. Во-вторых, автомобиль движется непрерывно круглые сутки, и за счет оптимального вождения и увеличения среднесуточного пробега экономия на топливе достигает 50 %. В-третьих, отсутствие человеческого фактора существенно снижает риск аварийных ситуаций.
Еще один большой плюс в том, что беспилотные грузоперевозки решат проблему нехватки водителей, которая сейчас стоит очень остро. Молодежь этой сферой не интересуется, старые кадры уходят. Спрос на рынке существенно превышает предложение, во многом из-за развития маркетплейсов, которым нужны большие объемы доставок.
А теперь о неочевидных моментах.
Сам беспилотный грузовик гораздо дороже обычного – на 30%-50%. Стоимость складывается из базового автомобиля, плюс его адаптация под беспилотное управление, плюс соответствующий комплект оборудования, его установка, обслуживание, контроль и ремонт. Дополнительная статья расходов – заработная плата инженеров, тест-пилотов, находящихся в кабине автомобиля при движении (в настоящее время полное автономное движение запрещено). И стоят такие специалисты на 20-30 % дороже обычных водителей. Кроме того, придется оплачивать круглосуточную работу операторов.
И наконец, при использовании грузовых автомобилей выше стоимость страховки, потому что в этой сфере пока много неопределенности в плане рисков. К тому же, у нас пока нет единой законодательной базы, которая регулирует все аспекты работы беспилотных грузовиков. Если перевести в цифры, получается следующее.
Обычный грузовик
Предположим, зарплата водителя составляет 1 400 000 рублей в год, 2 000 000 рублей заложим на амортизацию (на 5 лет), 1 500 000 рублей на ТО и ремонт, 250 000 рублей стоит страховка. То есть общая стоимость – 4 750 000 рублей в год.
Беспилотный грузовик
Водитель – 0 рублей, амортизация на 5 лет – 4 000 000 рублей, ТО и ремонт – 2 000 000 рублей, еще 500 000 рублей страховка, и, допустим, 100 000 рублей – зарплата оператора. Общая стоимость – 6 600 000 рублей в год. Итого, «беспилотник» дороже на 1,85 млн рублей в год.
Получается, что при всех видимых выгодах еще рано говорить о том, что беспилотные грузоперевозки полностью себя оправдывают. Нужно еще многое доработать: оптимизировать затраты на обслуживание, сформировать пул операторов, масштабировать перевозки (сейчас для доставки в регионы просто нет нужной инфраструктуры, грузовики могут ездить только по магистралям). Когда у нас появится сеть оптимальных маршрутов, стабильные грузоперевозки, полностью автономные рейсы, тогда и можно будет окончательно судить об экономической выгоде.
Перевозка станет рентабельной, когда увеличение объемов будет компенсировать затраты, то есть проявится эффект масштаба. Он достигается за счет снижения стоимости ТС (для этого нужно их массовое производство), уменьшения количества операторов (чтобы один человек мог контролировать 5-10 грузовиков), увеличения числа рейсов. Допустим, доход с одного рейса составляет 200 000 рублей. С водителем за 180 рейсов мы получим 36 миллионов выручки, а с «беспилотником», который за то же время сделает 360 рейсов – 72 миллиона. Это точка безубыточности: прибыль при использовании грузовика с водителем составит 36-4,75=31,25 млн, а с грузовиком 72-6,6=65,4 млн. Даже при повышенных расходах прибыль получается в почти в два раза больше. Но чтобы сделать эти 360 рейсов, нужно значительно расширить парк машин.
Математика здесь проста: один-два «беспилотника не дадут эффекта масштаба, при этом затраты на их эксплуатацию будут выше, чем на обычные ТС. Более 10 беспилотных грузовиков уже могут показать прибыль, но при условии, что ими управляют один или два оператора, и обеспечивается их полная загрузка. А вот более 50 машин, при условии автоматизации управления, развитии сети маршрутов и наличии постоянных заказов уже могут быть рентабельными.
Читайте также:
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
Продуктовая линейка климатического оборудования, выпускаемого компанией «ТеплоАвто», была сформирована исходя из запросов клиентов
Где и сколько стоит топливо: 17 сентября