Будут ли в России электрические грузовики?
Российская инжиниринговая компания заключила соглашение о сотрудничестве с немецкой компаний Reload Motors GmbH, которая запустила проект по созданию собственного коммерческого электромобиля. С этой целью планируется строительство завода в Германии мощностью 20 тыс. автомобилей в год. Российские специалисты будут работать на всех этапах реализации проекта. Базовой моделью станет легкий коммерческий электромобиль, предназначенный для служб доставки. Его расчетная грузоподъемность, будет примерно на 10-12% выше, чем у аналогов, благодаря применению облегченных материалов и новой компоновке основных агрегатов. Грузовик Reload в полностью электрической версии будет оснащен модульной батареей емкостью от 50 до 90 кВт, обеспечивающей запас хода от 120 до 250 км. Также предусмотрена модификация автомобиля, оборудованного водородными топливными ячейками, что в сочетании с небольшой батареей обеспечит запас хода в 800-1000 км.
«В связи с увеличением объема мирового рынка интернет-торговли заметно растет сегмент доставки товаров и, соответственно, повышается потребность в высокотехнологичном коммерческом транспорте. Если говорить об автомобилях на альтернативных видах топлива, то, начиная с 2024 года, мы ожидаем резкое увеличение спроса на такие грузовики в Европе из-за вступления в силу директив ЕС по ограничению выбросов углекислого газа. По нашим прогнозам, до 2030 года рынок может увеличиться с 200 тыс. до 2 млн коммерческих электромобилей, и мы хотели бы занять на нем долю в 2,5-3%», – прокомментировал соучредитель Reload Motors GmbH Артем Каган.
В рамках проекта перед командой «Соллерс Инжиниринг» стоит задача в намеченный срок создать и выпустить в серийное производство электрический грузовик, стоимость владения которым будет как минимум на 15% меньше стоимости владения самым экономичным коммерческим автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания. Работа будет состоять из четырех этапов. Первый из них – концептуальное исследование – продлится около восьми месяцев, после чего последуют проектирование автомобиля и производственной площадки, подготовка производства и запуск серии. «Первые восемь месяцев крайне важны для проекта: от профессионализма сотрудников российской инжиниринговой компании зависит эффективность остальных более капиталоемких этапов», – пояснил Артем Каган. – «По нашему мнению, «Соллерс Инжиниринг» – наиболее компетентный инжиниринговый партнер в области запуска серийного производства коммерческих автомобилей в России. Тем более что в качестве одной из потенциальных донорских платформ мы рассматриваем платформу Ford Transit, производство которой успешно реализовано в РФ».
Согласно планам компании, до момента выхода с конвейера первого электрического грузовика Reload может пройти от 3,5 до 4 лет. На данный момент рассматривается возможность производства до четырех модификаций базовой платформы, ориентированных на основные группы потребителей.
О перспективах производства и применения электрических грузовиков в России рассказывает Игорь Силявин, директор по проектам ООО «Соллерс Инжиниринг»
– Общемировым трендом на рынке грузовых машин сегодня является экологичность эксплуатации. В связи с этим можно выделить пять видов альтернативной энергии для автомобилей: природный газ в сжатом или сжиженном виде, спиртовое топливо и биогаз, водород, движение грузовиков по троллейным путям с питанием от контактной сети, а также питание грузовых машин от аккумуляторных батарей. Этот тренд нарастает, и переход к 2027-2033 годам на полностью альтернативные виды топлива в Новом и Старом свете, стартовавший пять лет назад, уже набирает обороты. Еще недавно лидерами среди альтернативных видов топлива в России были силовые агрегаты, работающие на газомоторном топливе. Ужесточение экологических норм в России и возможность введения особых экологических норм для мегаполисов, крупных городов, курортных зон будет способствовать развитию рынка грузовых электромобилей. Драйвером также будет выступать развитие технологий и удешевление производства тяговых батарей, электродвигателей и других компонентов электромобилей.
С экономической точки зрения, применение грузовых электромобилей весьма эффективно. Стоимость пробега грузового электромобиля на полной зарядке ниже в 2,3-5,2 раза относительно автомобилей с ДВС (диапазон зависит от вида топлива: газ/бензин/дизельное). Кроме того, можно отметить снижение затрат при эксплуатации такой машины: увеличение межсервисных интервалов, уменьшение стоимости технического обслуживания, возможное снижение или отмену налогов на электромобили. Введение ограничений въезда в города – плата за въезд автомобилей с ДВС или запрет – также повысит востребованность электрогрузовиков.
Грузовые электромобили как вместительный и экологически безопасный транспорт привлекателен для:
– логистических компаний (доставка грузов на «последней миле» – от складских и портовых терминалов до клиентов внутри мегаполисов);
– городских служб (почта, вывоз мусора, очистка дорог и территорий);
– металлургических компаний (использование самосвалов на электрической тяге в карьерах, где добываются рудные материалы).
Преимущества эксплуатации грузовых электромобилей таковы: нулевые выбросы вредных веществ, отсутствие шумового загрязнения, значительное снижение затрат при эксплуатации (низкая стоимость электроэнергии, дешевле техническое обслуживание, налоговые льготы), большой запас мощности и высокий крутящий момент.
Среди недостатков – меньший пробег на одной зарядке, что имеет значение для междугородних перевозок, уменьшение грузоподъемности относительно автомобилей с ДВС: из-за большой массы батарей, это актуально для грузовиков категорий N1 и N2, высокая розничная цена, ненадежность при эксплуатации в зимний период, поскольку низкие температуры негативно влияют на аккумуляторы, длительный период зарядки батарей (быстрая зарядка занимает 30-45 минут, полная – несколько часов).
Главным препятствием к увеличению спроса грузовых электромобилей в России является слабо развитая инфраструктура зарядных станций, отсутствие привлекательной системы налоговых льгот и субсидий.
Достаточно серьезной причиной отказа от покупки электромобиля является наш суровый климат. Значительная часть территории России – Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Урал – находится в зонах со средними температурами января ниже минус 18 °C. Аккумуляторы не любят холодов, теряя до 30% энергии при минусовой температуре.
Сегодня иностранные автоконцерны, имеющие мощности по производству в России в основном легковых автомобилей, никогда не рассматривали возможность локального производства «зеленых» машин. Интерес в таком проекте может появиться, если емкость российского рынка для грузовых электромобилей составит не менее 15 000 единиц в год. Пока нет предпосылок для прогнозирования такого спроса в ближайшие годы. Даже если кто-то отважится на запуск производства грузовых электромобилей в РФ хотя бы на условиях SKD (крупно-узловой или отверточной сборки) при отсутствии значительных субсидий (до 30% стоимости) со стороны государства и существенных налоговых льгот, то получит экономически убыточное предприятие.
Организация производства на условиях CKD (мелко-узловой сборки) и минимальных таможенных пошлин на компоненты не улучшит ситуацию без дополнительного субсидирования со стороны государства. Меры государственной поддержки непосредственно производителей грузовых электромобилей в РФ пока не озвучены. Профильные министерства и ведомства уже достаточно длительное время обсуждают планы проектов по стимулированию производства электротранспорта в России: субсидирование производителей и введение налоговых льгот. Министерство финансов выступает против дополнительных льгот автопроизводителям и считает ненужным разрабатывать отдельную программу субсидирования для создания производственных мощностей по выпуску электромобилей.
Читайте также на Рейс.РФ:
Электрический автомобиль Miller Mine Cab
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега