Шасси для КАМАЗа – «девятка» в самый раз
Со всеми вытекающими…
Крупноузловая SCD-сборка 9- и 12-тонной моделей «Компас» стартовала в Набережных Челнах в 2021 году, а в следующем, 2022-м машины поступили в продажу. Для 60-местного автобуса КАМАЗ‑4820 F5 Vega длиной около восьми метров оптимальным оказалось шасси «Компас 9» полной массой 9,5 тонны.
Расстояние между осями самой длиннобазной версии (4475 мм) с точностью до миллиметра совпало с базой уже выпускавшегося на шасси Isuzu автобуса SIMAZ 2258-554. Что, впрочем, неудивительно, поскольку «все дороги ведут в Токио» … Как и 9,5-тонный японский прародитель, «Компас 9» отличается от более легких «родственников» полностью пневматической системой тормозов. Без всяких архаичных барабанов на коробке передач и трубочек с гликолевой жидкостью. Нет, тут все мощно и надежно – компрессор на моторе нагнетает воздух, его небольшая утечка при неисправностях ничем серьезным не грозит, а при полной разгерметизации и падении давления многотонную машину остановят пружинные энергоаккумуляторы. Единственное сомнение – по поводу барабанных механизмов на всех колесах. На грузовике пусть будут, но на автобусе хотелось бы дисковые тормоза.
В автобусном варианте шасси вместо рессор в задней подвеске применены пневмобаллоны, что не только улучшило плавность хода, но и позволило варьировать высоту пола задней площадки для удобства входа-выхода пассажиров. Колеса на шасси «Компас 9» 17,5-дюймовые, то есть меньшие по диаметру, чем у модели «Vector Next». Со всеми вытекающими преимуществами (маневренность, экономичность) и недостатками (тряска на колдобинах, невысокая проходимость по снегу).
Кто заплатит за роскошь?
В трансмиссии применена обычная 6-ступенчатая механическая коробка передач Fast Gear, разработанная для грузовика. Да, мотаться по городу от остановки до остановки хорошо бы с гидромеханическим «автоматом», но заплатит ли за эту роскошь перевозчик из условного Ряжска или Вязьмы? Если в парке у него три машины класса «ПАЗик», и каждая делает по четыре рейса в сутки от станции до рабочего поселка на окраине.
Двигатель на шасси «Компас 9» – хорошо известный в нашей стране Cummins ISF 3.8, который давным-давно ставили на ГАЗ-3310 «Валдай» и на множество прочих грузовиков и автобусов разных марок, включая тот же самый ПАЗ. Настройка мощности в данном случае 152 л. с. Четыре цилиндра размерностью 102х115 мм в ряд, чугунный блок, 16-клапанная головка, привод клапанов штангами. Клапанная крышка и поддон картера сделаны из термостойкой пластмассы. Привод распредвала – шестернями со стороны маховика. Большинство деталей 3,8-литрового дизеля взаимозаменяемы с аналогичными от мотора Cummins ISF 2.8, применяемого на «ГАЗелях». Что, естественно, в разы упрощает покупку запчастей.
Замещаем импорт
Если «симазовский» каркасный кузов практически полностью российский – в Ульяновске его сваривают из отечественной профильной трубы, обшивают нашим же оцинкованым листом и крепят пластиковые маски тоже местного производства, – то китайские машинокомплекты шасси явно требуют скорейшей локализации. Уже сразу после начала выпуска «Компасов» на сборку пошли российские диски колес, шины, аккумуляторы, радиаторы, топливные баки, карданные валы и прочие узлы массового производства. На очереди лонжероны рам и двигатель.
Вместо «Камминса» китайской сборки, поступающего с завода Foton, пойдет аналог, локализованный в Набережных Челнах на предприятии «Кама-Дизель». Это мотор КАМАЗ-590.11 того же рабочего объема, но несколько меньшей мощности. С коробкой передач и мостами пока придется подождать. Но и китайские, как показала практика, работают неплохо.
Читайте также:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Где и сколько стоит топливо: 19 мая
Краны-манипуляторы «Чайка» по своим техническим параметрам и надежности не уступают импортной технике