Автобусы ЛиАЗ с низким полом
Процесс наведения мостов
В сознании современного российского перевозчика трансмиссия автобуса ЛиАЗ обязательно ассоциируется с автоматической коробкой, имеющей гидротрансформатор. Естественно, и низкопольное семейство не является исключением. На самом маленьком низкопольнике ЛиАЗ‑429260 применяется АКПП ZF 6AP‑1000B семейства EcoLife с шестью диапазонами.
На ЛиАЗ‑5292 тоже ставится коробка ZF EcoLife, но рассчитанная под больший крутящий момент двигателя – до 1400 Н.м, это отражается в обозначении: ZF 6AP‑1400B. На сочлененном ЛиАЗ‑6213 применяют эту же коробку. Особенность современных автоматов ZF с ГМП – тонкое электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из передач. Этим достигается экономия топлива до 5 процентов по сравнению с «автоматами», у которых меньше чем шесть скоростей. Суммарный диапазон передаточных чисел с учетом механических передач и коэффициента прозрачности гидротрансформатора – от 12,5 до 1,0. Конечно же, гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему. В городе такое торможение позволяет сберечь колодки.
Большое значение имеет тот факт, что на современных двигателях ЯМЗ картер маховика выполняют в соответствии с размерами стандарта SAE: SAE 1 для ЯМЗ‑536 или преимущественно SAE 2 на ЯМЗ‑534. То есть можно поставить любую коробку, к которой больше привыкли в конкретном автобусном парке. Поэтому на ЛиАЗах в зависимости от комплектации автобуса, от желания заказчика могут применяться и «автоматы» других производителей. На ЛИАЗ‑429260 ставят АКП Allison transmission Т2100 или Allison Т270. Это тоже 6-диапазонная коробка, и тоже с блокировками гидротрансформатора на каждой передаче. Причем американские коробки серий Allison Т325 и Allison Т270 уже ставят на ЛиАЗы с газовыми двигателями ЯМЗ. На ЛиАЗ‑5292 и ЛиАЗ‑6513 вместо АКП ZF ставят коробки Voith DIWA D 864, они с четырьмя диапазонами.
Понятно, что импортная автоматическая коробка сильно увеличивает цену автобуса. А какая есть альтернатива вообще АКП, в частности, импортным «автоматам» на ликинских городских автобусах? Во-первых на ЛиАЗ‑429260 (он же ГАЗ Kursor), ориентированный на работу не в крупных городах, а в различных райцентрах или на маршрутах со средним пассажиропотоком, вполне можно установить механическую коробку. Конечно, под таким низким полом тяги или тросы проложить сложновато. Но вполне возможно применение электро-пневматического управления коробкой. В начале 2000-х годов такой привод ставили на экспериментальные «Уралы», над таким же приводом работали в Набережных Челнах. Специалисты Смоленского автоагрегатного завода (СААЗ), который выпускал коробки для ЗИЛа и среднетоннажных МАЗ‑4370, вообще обещали сделать чуть ли не коробку-«робот». Так что вполне реально реанимировать такой привод и адаптировать его к 5-ступенчатой ярославской коробке именно для «Курсора». Схожее техническое решение вполне реализуемо и для 12-метрового автобуса. Однако для сочлененного ЛиАЗ‑6213, с его толкающим прицепом, ничего лучше коробки-автомата с ГМП не придумать. И по нашим сведениям, в «Группе ГАЗ» работают над собственным семейством автоматических коробок с гидротрансформатором. В качестве аргумента в пользу российской АКП можно вспомнить «автоматы», которые стояли на горьковских «Чайках» ГАЗ‑13 и ГАЗ‑14. На новом витке развития технологий вполне можно войти в ту же самую воду во второй раз.
Если бегло посмотреть на ведущие мосты низкопольных ЛиАЗов, то по отсутствию планетарных ступичных редукторов может показаться, что они одноступенчатые, гипоидные. На самом деле шестерен в них не намного меньше, чем в мосту с обычными планетарками. Здесь применяются ведущие портальные мосты фирмы ZF с очень хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами УАЗ или с мостами Mercedes-Benz Unimog, или с Volvo Laplander. Только для автобуса балку надо не поднимать выше оси вращения колес, а наоборот, опускать.
Концерн ZF Friedrichs-hafen AG занимается разработкой и производством портальных ведущих мостов с 1982 года. Сегодня парк автобусов с портальными мостами ZF насчитывает более 120 тысяч по всему миру. Сравнительно недавно выпускали оси ZF AV 132. Сейчас в ходу уже третье поколение – AV 133, которое стоит на конвейере с 2011 года. Конструкция моста позволяет уменьшить уровень пола в автобусе с 205 до 405 мм, конечно же, с учетом применения соответствующих шин. Для облегчения ведущего моста с сборе с подвеской провели замену чугунного кронштейна пневмоподвески алюминиевым. Тем самым скинули 45 кг массы. Улучшение качества обработки шестерен влияет на экономичность и снижение шума, причем главная передача обязательно смещена к левому борту и может быть в трех исполнениях по углу установки ведущей шестерни: 80, 87 и обычная – 90 градусов. При этом кроме центральной конической главной передачи есть пара бортовых (но не ступичных!) редукторов с цилиндрическими шестернями наружного зацепления. Зацепление – двухпоточное, с паразитными шестернями. Именно мосты ZF AV 133 с передаточным числом 6,2 ставят на ЛиАЗ‑5292, а на ЛиАЗ‑6213 его дополняют пассивным портальным мостом для подобных «гармоней» AVN 132. Концепция городского низкопольного автобуса ЛиАЗ‑429260 ГАЗ Kursor длиной 9,5 метра при ширине 2 500 мм вообще оказалась очень редкой. При сопоставимой длине у конкурентов существуют более узкие автобусы, хотя что-то подобное есть у итальянцев; по этой тематике работают китайцы и турки. А в России он уже на конвейере! Здесь применяют тоже задний мост ZF, но разработанный немцами специально для ЛиАЗ- 4292 модели AV 110. У него конический редуктор расположен по центру, но опять-таки со смещенным расположением ведущей шестерни. Бортовые редукторы тоже с шестернями наружного зацепления, суммарное передаточное число i=5,78. Одна из особенностей этого моста – нагрузка меньшая по сравнению с AV 133: 9400 против 11 500 килограммов. Поэтому и диски колес с 8 шпильками под шины 19,5 дюйма, а не с «десяткой» под 22,5.
Появятся ли отечественные портальные мосты? В Ликино еще в 1995 году спроектировали низкопольный автобус ЛиАЗ‑5256НП, тогда на нем стояли венгерские мосты Raba. Минский автомобильный завод с началом выпуска автобусов тоже планировал освоить выпуск низкопольников. Портальный мост должны были разработать свой, как говорят, на основе моста ZF AV 101, то есть первого поколения. Однако проект остался нереализованным. В современной России есть надежда на то, что выпуск портальных мостов все же освоят в Чувашии на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ». Там еще в 2000 году наладили выпуск ведущих мостов для ЛиАЗ‑5256. Разговоры о портальных мостах КААЗа идут давно, но пока результата нет. Поэтому для низкопольных ЛиАЗ‑5292 и ЛиАЗ‑6213 взамен мостов ZF предлагают портальные мосты китайской фирмы Hande Axle, входящей в корпорацию Shaanxi Heavy Duty Automobile. Там применяются лицензии MAN. На самосвалах мосты Shaanxi работают неплохо, но как поведут себя автобусные портальные пока неизвестно. Как говорится, время покажет.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным
Где и сколько стоит топливо: 25 ноября