Как предотвратить катастрофу? Системы пожаротушения «ЭПОТОС»
Чревато пожаром
Группа компаний «ЭПОТОС» поставляет автоматические системы обнаружения и тушения пожаров (АСОТП) для пассажирского, грузового и специального транспорта с 2009 года. Заводы России и Белоруссии, выпускающие грузовики и автобусы, за последние два десятилетия установили около 50 000 комплектов АСОТП. Часто, по требованию заказчиков, АСОТП устанавливают на сложную и уникальную (например, карьерную) спецтехнику, от сохранности которой зависят многомиллионные прибыли предприятий. В своей специфической нише «ЭПОТОС» – компания мирового уровня, поставляющая оборудование не только на отечественный рынок, но и фирмам ряда зарубежных стран, в том числе, в Австралию, Финляндию, Чехию, Германию и Китай.
«ЭПОТОС» изначально сделал ставку на пиротехнику – газ для распыления и доставки в пламя огнетушащих компонентов вырабатывает специальный твердотопливный генератор. Отсутствие громоздких, постоянно находящихся под давлением и требующих периодической аттестации баллонов, не только упрощает контроль при эксплуатации техники, но повышает безопасность.
Как показывает анализ пожаров на коммерческих автомобилях и спецтехнике, загорается и образует первичный очаг чаще всего электропроводка. А быстрому распространению огня способствует разлив топлива, реже – эксплуатационных жидкостей. Повреждение трубопроводов, дефекты уплотнений – все, что приводит к вытеканию горючего вещества, чревато пожаром. Статистика знает ряд случаев воспламенений, например, масла, циркулирующего в гидроусилителе рулевого управления. Из-за трещины в шланге находящаяся под давлением жидкость разбрызгивалась в моторном отсеке, попадала на раскаленный выпускной коллектор, где и возникал очаг возгорания. Особая тема – пожары на газобаллонных автомобилях и автобусах, когда есть реальная вероятность взрыва и угрозы для жизней людей.
Гремучая смесь
Наиболее опасны баллоны с метаном. Это сжатый (компримированный) природный газ, находящийся под давлением около 200 атм. Даже в случае, если причина пожара не связана с системой питания двигателя (воспламенилась одна из эксплуатационных жидкостей, замкнула электропроводка и пр.), последствием почти всегда будет тепловое воздействие на газовые баллоны. Что чревато повышением давления выше предела прочности и взрывом. Конструкторы предусмотрели защиту – предохранительный клапан в вентиле каждого баллона. При нагреве до 120 °С, он открывается, и метан выходит в атмосферу. Казалось бы, опасность взрыва миновала, и можно приступать к тушению пожара, но… Не все так гладко.
Ведь выходящая из баллона с высокой скоростью струя газа может воспламениться от огня. Образуется, фактически, газовая горелка, то есть источник энергии мощностью в десятки и сотни киловатт, который опасен сам по себе, причем на значительном расстоянии от загоревшегося автомобиля. Самое неприятное, что тушить этот факел нельзя, поскольку выходящий из баллона метан быстро образует облако газовоздушной смеси – не всегда стехиометрической, но во многих случаях взрывоопасной и иногда способной сдетонировать с разрушительным эффектом «вакуумной» бомбы. Выделяющаяся при этом энергия может превысить показатели таковой при разрыве крупного фугасного боеприпаса, поскольку в реакции участвуют десятки килограммов метана (только в одном 123-литровом баллоне около 50 кг топлива, а их на грузовике или автобусе может быть несколько). Что же делать и как предотвратить катастрофу?
Специалисты компании «ЭПОТОС» считают лучшим решением ликвидацию пожара в начальной стадии – пока газовые баллоны не успели нагреться. И сделать это должна автоматика, то есть АСОТП, приводимая в действие с помощью пожарных извещателей любого типа. В данном случае поможет газовый, реагирующий на появление в воздухе молекул метана. Другой способ активации системы тушения – от кнопки ручного пуска. Их может быть несколько, в доступных для оператора-водителя местах. На случай отказа автоматики и бездействия водителя предусмотрен полностью автономный вариант дублирования системы пуска с огнепроводным шнуром, воспламеняющимся от огня возникшего пожара и поджигающим заряд газогенератора. На газобаллоные автомобили ставят комбинированную систему противопожарной защиты, в которой одновременно с тушением пожара активируется и охлаждение баллонов специальными жидкостями.
В каталоге компании «ЭПОТОС» представлены системы трех основных типов: порошкового, водяного и аэрозольного. К первым двум относятся модули семейства «Буран», к третьей – генераторы аэрозоля семейства «Допинг». Последние обычно устанавливают в достаточно плотно закрытых отсеках с высокой степенью заполнения оборудованием. Эти модули компактны и не боятся высоких температур. Именно «Допинги» чаще ставят на грузовые автомобили и автобусы.
Куда ведет труба
Но для газобаллонной автотехники генераторы аэрозоля не подходят, поскольку сама такая АСОТП может стать причиной взрыва при разгерметизации системы питания и случайном пуске. Ведь температура газов на выходе из «Допинга» достаточна для воспламенения газовоздушной смеси. Решение задачи нашли в применении порошковых и водяных модулей с трубной разводкой. Это означает размещение модулей не в моторном отсеке, а на наружной поверхности корпуса или кабины транспортного средства. При срабатывании газогенератора внутри корпуса порошкового модуля, газ аэрирует порошковый заряд и взвешенные мелкодисперсные частицы огнетушащего вещества поступают по трубопроводам в моторный отсек (или в отсек агрегатов гидросистемы, если речь о спецтехнике) – то есть именно к тем целевым точкам, где может появиться очаг возгорания. Водные растворы подаются из модуля на поверхности нагретых деталей двигателя, например, коллектора выхлопных газов или баллонов с газом.
Часто такая же схема расположения узлов АСОТП оптимальна и для обычных дизельных автомобилей. Например, именно порошковый модуль оказался наиболее эффективным на испытаниях систем «ЭПОТОС» на грузовиках «Урал» с бескапотной компоновкой. Напомним, параллельно с традиционными капотированными моделями, завод в Миассе выпускает бескапотные автомобили с лицензионной кабиной IVECO. Моторные отсеки этих машин, особенно на высоком полноприводном шасси, представляют собой открытое всем ветрам пространство – фактически отсека нет, и двигатель прикрыт сверху кабиной, как навесом от дождя. В условиях значительного притока кислорода и бесполезных потерь огнетушащего вещества, вылетающего наружу через арки колес под передний бампер и по прочим направлениям, ликвидация пожара представляет собой непростую задачу. Но порошковый модуль «Буран‑7КДТН» успешно с ней справился. И даже потушил полтора литра топлива (причем не солярки, а бензина), разлитого на грунт под передним мостом машины. Это было сделано по требованию конструкторов автозавода, решивших создать жесткие условия испытаний АСОТП.
А что внутри?
Модуль порошкового пожаротушения «Буран‑7КДТН» состоит из корпуса объемом 7 литров (что отражено в обозначении модели), заправленного огнетушащим порошком «Вексон-АВС 70 Модуль» на основе фосфорноаммонийных солей специально подобранной дисперсности. Состав обеспечивает не только эффективное тушение пожаров классов А, В, С, Е (горение твердых, жидких, газообразных веществ, а также электроустановок под напряжением до 1000 В), но и высокие эксплуатационные параметры. Для аэрации и подачи порошка в зону пожара в корпусе также установлен газогенератор. Для приведения его в действие предусмотрено устройство запуска с электровоспламенителем. Через полсекунды после нажатия кнопки или срабатывания автоматики газогенератор создает достаточное давление газов для аэрации порошка и подачи его по трубопроводам в течение 10-15 секунд. Попадая в очаг пожара, огнетушащий состав прерывает химические реакции в пламени, изолирует горящую поверхность от кислорода и прекращает горение. Обслуживание АСОТП на базе порошкового модуля «Буран‑7КДТН» или водяного модуля, минимально. Предусмотрены периодический внешний осмотр и проверка цепи электрозапуска слаботочным (не более 170 мА) тестером. Через 10 лет после установки модуль рекомендуется заменить новым, так как из-за естественного старения материалов возможен отказ или низкоэффективное срабатывание.
Технические характеристики модулей «Буран-7КДТ» и «Буран-7КДТН»
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.