Как сэкономить на топливе?
Пока светлые умы изобретают дешевую и доступную альтернативу солярке, перевозчики льют в баки своих траков дизельное топливо и ищут пути его экономии. Самый популярный – замена старых машин на современную экономичную технику. Именно такую сегодня, подстегиваемые жесткой конкуренцией, разрабатывают и производят лидеры автостроения. Это подтверждает и прошедшая в Ганновере выставка коммерческого транспорта IAA. Редкий стенд обходился без гибридных и битопливных автомобилей. Однако, учитывая тот факт, что простроенные в единичных экземплярах прототипы авто перевозчиков не интересуют, компании привлекают клиентов возможностью реального снижения расхода топлива на своих серийных (!) моделях грузовиков. Борьба за самый низкий показатель идет как на треках испытательных автополигонов, так и на дорогах общего пользования. Ярким примером этого служит рекорд топливной экономичности, поставленный компанией Deimler AG на расположенном в городе Нардо (Италия) автополигоне «Prototipo Testing». Автопоезд в составе груженного 25 тоннами балласта полуприцепа и нового Mercedes-Benz Actros с дизелем, оснащенным системой нейтрализации отработанных газов BlueTec, при безостановочном (смена водителей не в счет) пробеге на дистанцию 10 000 километров, которая была пройдена со скоростью 80 км/ч, расходовал чуть меньше 20 литров на 100 км. То есть, на перевозку одной тонны полезного груза было затрачено 0,8 литра топлива. Казалось бы, результат недостижимый в реальных условиях эксплуатации, но фирма Scania имеет иное мнение на этот счет. Так, по результатам испытаний Scania Economy Green Drive, проводимых на дорогах общего пользования, автопоезд с 20-ю тоннами груза может уложиться в расход 22,4 литра на 100 километров пробега. Заметим, что ключевым фактом является то, что замеры проводились при движении по дорогам общего пользования, а в качестве тягача использовался серийный Scania R 420 с пробегом без малого 160 тысяч километров. Разумеется, машина и полуприцеп не проходили какой-либо специальной подготовки. Кстати, в Европе такие пробеги Scania проводит уже давно. И надо отдать должное нашим водителям – они по мастерству управления автопоездами ничуть не уступают своим западным коллегам.
Секрет экономии
Первый и самый действенный метод экономии горючего – замена старых машин новыми. Делать это можно, постепенно обновляя парк, работающий на длинном плече. Это очень важно, так как в условиях городских и пригородных перевозок характерных простоями у светофоров и в многочисленных пробках, новая техника ощутимой, как при пробегах между городами, экономии не даст. К примеру, если современный дизель за час работы на холостом ходу тратит два литра солярки, то его предшественник всего на литр больше. В то же время новый тягач с полностью груженой фурой укладывается в 30 –35 литров на сотню, а автомобиль, выпущенный лет десять назад, израсходует на преодоление того же маршрута на 5–10 литров больше. И дело не только в том, что дизель современного тягача управляется электроникой, которая существенно уменьшает удельный расход топлива, а том, что существенный рывок в развитии сделали производители мостов и коробок передач. Автоматические и роботизированные агрегаты также получили электронное управление и позволяют посредством грамотного алгоритма выбора передачи держать обороты мотора в «зеленой» зоне. При этом экономия топлива, которая достигается за счет применения современной коробки, может достигать пятнадцати и более процентов. Так, одна из последних разработок компании ZF, коробка ZF-Ecomat и система управления переключением передач TopoDyn, позволяют снизить расход топлива до 18%. Это подтверждает опыт одного из автобусных АТП города Чикаго. По данным перевозчика, автобусы с комбинированной системой Ecomat-TopoDyn расходуют на семь процентов меньше топлива даже по сравнению с автобусами, оснащенными современными гибридными коробками передач. Однако это вовсе не означает, что направление гибридов ведет в тупик, напротив, за ними будущее. Не даром ZF уже сегодня в полную силу работает над своей гибридной коробкой передач на базе шестиступенчатой автоматической КПП EcoLife. Свои достижения в создании современных экономичных агрегатов демонстрируют и другие известные производители, как то Allisson, Eaton и другие. Если оценивать общие тенденции развития, то направление движения у всех одно, а различия заключены в нюансах. Это же в полной мере относится и к производителям ведущих мостов. Так, известная еще со времен СССР компания Raba, учитывая общие тенденции перехода на экономичные агрегаты трансмиссии, также вкладывает средства в совершенствование одноступенчатых, гипоидных мостов, которые по сравнению с двухступенчатыми или имеющими колесные редукторы позволяют экономить топливо. Однако все прекрасно понимают, что ведущий мост дорожного трака и строительного грузовика – это две разные вещи. Если на трассе дорожный просвет не имеет решающего значения, то для работающего в карьере самосвала расстояние до балки часто играет ключевую роль. Одна из новинок фирмы – одноступенчатый гипоидный мост – была представлена на выставке ММАС-2008. Фирма также продолжает развитие и тандемных мостов. Есть заделы и по гибридным приводам.
Свое видение развития экономичных ведущих мостов демонстрирует компания Arvin Meritor. Для того чтобы обеспечить экономию топлива до трех процентов, компания упразднила болты крепления зубчатого венца ведомой шестерни главной передачи редуктора.
Благодаря отсутствию выступающих головок болтов было снижено гидравлическое сопротивление и вспенивание масла. Мосты с такой технической изюминкой могут устанавливаться на автомобили концернов Ford Cargo, IVECO, Renault, Volvo. Справедливости ради отметим, что для достижения максимальной экономии необходимо равномерное движение автомобиля с постоянной скоростью (скоростное шоссе). В рваном ритме (движение в городе) в лучшем случае удастся достичь экономии в один процент.
Увы, но собрать воедино в одном тягаче все самые экономичные агрегаты: мотор, коробка, мост – невозможно, так как каждый производитель автомобиля имеет на этот счет свое мнение.
Мало того, у каждого автомобиля свои условия работы – один тягает фуру преимущественно по горным дорогам, другой большую часть времени работает на равнинных трассах. Оптимальным в одном и другом случае будет своя модификация авто, со своим динамическим паспортом.
Поскольку наши перевозчики работают по всей территории РФ, то у каждого автопроизводителя есть свой вариант самого оптимального с точки зрения экономичности тягача. Приведем конкретные примеры.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.