Стоит ли покупать китайские грузовики? Мнение эксперта
«Росстандарт» приостановил действие ОТТС и одобрения типа шасси (ОТШ), выданных в отношении грузовых автомобилей Dongfeng типа DFH4180, Foton типа BJ4189, FAW типа CA4250, CA4180, Sitrak типа ZZHS, а также шасси Foton типа M4L. Также приостановлено действие ОТТС в отношении грузовиков Dobgfeng типа DFH5200B, Foton типа H5 и FAW типа JH6-B 8X4, документы об оценке соответствия, которых выданы в других государствах-членах Евразийского экономического союза. Выпуск в обращение таких транспортных средств на территории РФ запрещен.
Основанием для введения ограничений стали многочисленные нарушения обязательных требований безопасности:
- Недостаточная эффективность тормозной системы.
- Превышение допустимого уровня шума.
- Нарушения идентификации органов управления.
- Проблемы с защитой от электромагнитных полей.
- Установка некорректных ремней безопасности и кресел.
- Небезопасные уровни токсичных веществ в салоне.
Егор Оболенский, руководитель компании Molbier
Соответствуют ли китайские тягачи российским стандартам? Теоретически да, если они прошли сертификацию. Но ключевое слово — «если». История с Dongfeng GX — классика жанра: производитель подсунул на тесты «золотой образец» с идеальным двигателем и топовой коробкой, а в серию пошли машины с упрощениями. Росстандарт ловил такое раньше на европейцах. А сейчас и китайцы часто экономят на адаптации под наши нормы (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных ТС»). Среди проблемных зон я бы отметил экологический класс (часто это бывает Евро-5 вместо заявленного Евро-6), безопасность (тормоза, система ESP), электромагнитную совместимость (если говорить проще, глюки электроники). То есть стандартам соответствуют не все модели, а только те, что честно сертифицированы.
Риски при покупке огромны! История с Dongfeng — лишь верхушка айсберга. На самом деле покупателя ожидает, как минимум, головная боль с документами. Если ОТТС отзывают, ЭПТС «превращается в тыкву», а без этого не пройти техосмотр (а без ТО — штраф 5000₽ и запрет эксплуатации), не купить ОСАГО (без ЭПТС страховщики молчат), не продать машину кроме как на запчасти. Будут проблемы и с ремонтом: запчасти есть, но в 2-3 раза дороже чем на Volvo, и ждать 3 недели. А еще российские СТО не обучены ремонту сложной китайской электроники (а глючит она часто). К тому же над всеми китайцами в России тяготеет зимнее проклятие: ни резина, ни топливные фильтры, ни АКБ не адаптированы под -30°C. И если не завелся — цена простоя 200к₽/сутки. Долговечность китайцев это миф. Ресурс до капремонта у них на самом деле на 30-40% ниже, чем у Scania/MAN. Изнашиваются рамы, подвеска, сцепление. Почему перевозчики все равно их берут? Из-за цены: китаец в 2 раза дешевле б/у европейца (новый Dongfeng GX — от 8 млн₽ vs новый Volvo FH — от 18 млн₽). Из-за того, что машины нужны срочно; европейцев сейчас нет в наличии, а китайца привезут за 2 месяца.
Что делать, если уже купил? Срочно звонить дилеру и требовать бесплатный апдейт до нужных характеристик (если возможно) или расторжение договора. Подавать иск в суд на возмещение убытков из-за простоя и потери контактов. И… молиться, чтобы Росстандарт не отозвал ОТТС на твою партию.
Совет тем, кто только выбирает Во-первых, не верьте бумагам слепо: требуйте акт индивидуальной сертификации именно на VIN твоего тягача (не на партию!). Во-вторых, выбирайте проверенных.
Зимний пакет — обязательно! Утепление топливопроводов, предпусковой подогреватель, АКБ повышенной емкости. И еще сразу закладывайте +20% в операционку на ремонт. Я считаю, что китайцы исправят косяки к 2026 году или даже к концу нынешнего., но сейчас рынок — «Дикий запад». И если бюджет ограничен, лучше взять проверенный б/у европеец. А если нужен новый тягач, то готовьте N-ную сумму на пожарный ремонт.
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
При поиске подержанного Renault Trafic на сайтах объявлений, рассматриваем пассажирские модификации, ориентируясь на пробег и техническое состояние автомобиля
Чего следует опасаться прежде всего? Какие меры следует принять каждому автоперевозчику самостоятельно, не дожидаясь принятия общегосударственных мер?