Нелегальная транспортная деятельность — борьба начинается! Мнение эксперта
Президент России Владимир Путин подписал закон устанавливающий административную ответственность за ведение транспортно-экспедиционной деятельности без регистрации в государственном реестре экспедиторов.
Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс»
Какой вред наносят недобросовестные компании отрасли
На логистическом рынке до сих пор сохраняется много посредников-экспедиторов, которые не занимаются перевозкой напрямую, а лишь перепродают заказы и не несут при этом ответственности за безопасность грузов и сохранность доставки. Это способствует росту нелегальных грузопотоков и мошеннических операций.
Закон предусматривает создание реестра участников транспортно-экспедиционной деятельности на платформе «ГосЛог». Регистрация в нем станет обязательной с 1 мая 2026 года: согласно закону, все юридические лица и ИП, занимающиеся экспедированием, обязаны подать уведомление для внесения в реестр. Право на деятельность возникает только после регистрации и прекращается при исключении из него. Нарушители, работающие без внесения в этот перечень, будут привлекаться к ответственности, которая для юридических лиц составит от 100 до 300 тыс. рублей, согласно принятому Госдумой РФ в третьем чтении законопроекту об усилении административной ответственности за отдельные правонарушения в части транспортно-экспедиционной деятельности.
Меры позволят усилить контроль за участниками рынка и минимизировать риски мошеннических операций.
Еще одним важным изменением станет переход на электронное оформление экспедиторских документов, обязательными из которых являются поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка, необходимые при приеме груза для организации перевозки. В случае, если груз не принимается – поручения экспедитору и иные документы, перечень которых определит Правительство РФ. С 1 сентября 2026 года компании смогут создавать их исключительно в цифровом формате с использованием усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронных подписей. Поскольку информация об организаторах перевозки, а также лиц, выполняющих иные экспедиторские услуги, не связанные с приемом груза для организации перевозки, будет фиксироваться в электронном виде. Это не позволит компаниям скрыть данные от госорганов о реальных условиях сделки и вовлеченных сторонах, что увеличит прослеживаемость цепи поставок для принятия управленческих решений со стороны государства.
Еще одним значимым нововведением станет четкое законодательное разграничение полномочий экспедиторов, принимающих груз в свое распоряжение, при заключении договоров. При этом экспедитор, принимающий груз, обязан заключать договор о перевозке и хранении груза от своего имени и передать копии этих договоров клиенту. А экспедитор, не принимающий груз, имеет право заключить такой договор от имени клиента по поручению экспедитору и на основании доверенности. Клиенту передать оригинал этого договора.
С одной стороны, нововведения повысят надежность перевозок за счет более прозрачного распределения ответственности. С другой стороны, экспедиторам потребуется пересмотреть схемы взаимодействия с клиентами и адаптировать свои бизнес-процессы к новым законодательным требованиям.
Как новый закон повлияет на рынок автоперевозок
Инициатива создания реестра экспедиторов затрагивает перевозчиков лишь косвенно. Основное преимущество для них – в возможности узнать более четкую информацию о контрагентах.
Реестр будет содержать не только базовые данные об экспедиторах, но и информацию о видах оказываемых услуг, уникальных идентификационных кодах, а также, в добровольном порядке, сведения о страховании ответственности и территории оказания услуг. А это значит, что перевозчики и грузоотправители еще на этапе заключения сделки смогут определить, с какой компанией планируют сотрудничать, в зависимости от наличия представленной информации. Такой подход упростит процесс заключения договоров и минимизирует риски взаимодействия с ненадежными партнерами.
Для перевозчика ключевое значение имеет указание экспедитора в качестве грузоотправителя в накладной. Данное обстоятельство предоставляет транспортной компании право проверить факт включения указанного экспедитора в государственный реестр, установить перечень разрешенных видов экспедиторской деятельности. При наличии добровольного указания – уточнить размер страховой ответственности экспедитора и при заключении договора перевозки определить, какой из договоров страхования ответственности будет действовать при перевозке в случае наличия у перевозчика собственного такого документа.
Соответственно, закон обязывает этого экспедитора проверить груз на содержание предметов, ограниченных в том числе и к доставке. Тогда перевозчик будет полностью уверен, что ему передадут безопасное отправление.
Кроме того, чтобы повысить прозрачность отрасли важно ускорить вступление в силу законопроекта «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автотранспортом», который уже принят в первом чтении Государственной Думой РФ. Законопроект подразумевает в том числе создание единого реестра перевозчиков с информацией о компаниях, их автопарке, грузах, территориях оказания услуг – на платформе «ГосЛог». Такой подход позволит исключить недобросовестную конкуренцию в отрасли.
Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Машиностроительный завод «УралСпецТранс», выпускающий прицепы марки SEVEREST, расширил предложение по цистернам, предназначенным для перевозки жидких пищевых продуктов