Утилизационный сбор в 2025 году – комментарий эксперта
Индексация утилизации
Осенью 2024 года в России ввели поэтапное повышение утилизационного сбора на 10-20 % с 1 января каждого года вплоть до 2030 года. С 1 октября 2024 года ставку утильсбора подняли сразу на 70-85 %. С начала этого года, согласно правительственному документу, ставки утилизационного сбора на импортируемые грузовики и коммерческую технику проиндексировали на 10 %.
Отметим, что пока такая индексация утильсбора не касается седельных тягачей полной массой от 12 до 20 тонн с двигателями экологических классов Евро-5 и Евро-6, которые будут использоваться в международных перевозках. Кроме того, с 1 января 2025 г. на 15 % проиндексирована «утилизация» и для дорожно-строительной техники.
Как же ежегодное повышение утилизационного сбора скажется на автомобильном рынке России?
Цены растут, продажи снижаются
Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг»
– Индексация утилизационного сбора с 1 января 2025 года на дорожно-строительную технику станет причиной подорожания некоторых категорий в сегменте. Например, для грейдеров, фронтальных погрузчиков ставка вырастет на 15 %, а для бульдозеров увеличится в 2 раза. Это приведет к росту конечной стоимости спецтехники. Так, китайские бульдозеры SEM 816D и SEM 818F могут подорожать уже в начале года на 2 100 000 рублей. При этом отечественная продукция не должна прибавить в цене, если будет состоять полностью из российских комплектующих. Однако даже этот факт может не остановить вероятную стагнацию рынка дорожно-строительной техники в 2025 году, так как российские производители пока не могут полностью удовлетворить имеющийся спрос. Так по итогам января-октября прошлого года заводы в РФ выпустили на 11 % меньше единиц дорожно-строительной техники, в связи с чем и продажи их снизились на 5,5 %.
При этом ряд производителей поддерживают инициативу по регулярной индексации утилизационного сбора, считая, что данная мера стимулирует развитие высокотехнологичных локализованных производств в России и привлечение новых инвестиций в отрасль. Опираясь на опыт роста цен на новые автомобили с начала роста утилизационного сбора с октября 2024 года (в ноябре сразу 13 брендов увеличили прайсы на 50 000-170 000 рублей), можно прогнозировать дальнейшее увеличение ценников на любые транспортные средства до 2030 года.
За пять лет размер утильсбора для автомобилей с моторами от 2 до 3 литров вырастет до 3 295 000 рублей, что ограничит число желающих импортировать такие автомобили в Россию. Авто с двигателями объемом 3-3,5 литра станут дороже на 3,78 млн рублей, так как производители, скорее всего, возложат дополнительные издержки на конечного потребителя. При этом нет гарантий, что рост цен не затронет представителей отечественного автопрома, которым утильсбор возмещается из бюджета. Иначе модели АвтоВАЗа за прошлый год не подорожали бы на 7-40 %.
Читайте также:
Известный производитель тяжеловозной прицепной техники из Челябинской области кардинально изменил фирменный стиль и логотип. В компании рассказали, что это связано с глобальной модернизацией производства и постоянным повышением качества продукции.
Где и сколько стоит топливо: 3 февраля
Если стандартный самосвал для вас крупноват, и возить по десять и более тонн за один рейс не нужно, присмотритесь к 5,5-тонной модели от завода «Чайка-Сервис»