Тренды будущего: что ждет российскую логистику в 2026 году


Какой будет экономика 2026г и как она повлияет на логистику?
Экономика 2026 года будет экономикой стратегической адаптации. Мы ожидаем сохранения курса на импортоопережение и углубленную кооперацию с дружественными странами. Для логистики это означает, что она останется критически важной инфраструктурой для российского бизнеса, но работать придется в условиях ограниченности ресурсов, маршрутов и все еще высокой ключевой ставки (не смотря на ее постепенное снижение).
Параллельно в 2026 году готовится налоговая реформа, которая может ударить по самому массовому сегменту перевозчиков — индивидуальным предпринимателям. Планируется радикальное снижение годового лимита для применения патентной системы налогообложения (ПСН) в 6 раз — с 60 млн рублей до 10 млн рублей. Кроме того, вид деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов» планируют полностью исключить из списка разрешенных для ПСН. Это означает, что тысячи ИП-перевозчиков с 2026 года могут лишится возможности работать на патенте и будут вынуждены перейти на УСН или ОСНО, что приведет к росту налоговой нагрузки и может спровоцировать массовый уход с рынка логистических компаний.
Новые рынки, диверсификация маршрутов, конкуренция транспорта
Глобально мы наблюдаем окончательный распад единого поля на несколько центров силы. Трендом становится «логистика суверенитетов» — создание надежных, хоть и не всегда самых эффективных, цепочек в пределах доверенных альянсов. Это выражается в усилении взаимодействия с странами партнерами. Согласно данным ФТС России за январь-сентябрь 2025 года: товарооборот со странами Азиатского региона достиг 369,5 млрд долларов (экспорт — 235,2 млрд долл., импорт — 134,3 млрд долл.), в то время как с европейскими странами он сократился до 93,8 млрд долларов. Это означает, что на азиатское направление теперь приходится более 60% всего внешнеторгового оборота России.Стремительный рост товарооборота со странами Африки (экспорт — 15,9 млрд долл., импорт — 3,3 млрд долл.) открывает новые перспективы, но и создаст дополнительные вызовы для логистов. Необходимо продолжать осваивать новые маршруты и форматы работы.
В новой реальности стабильность сменилась постоянной турбулентностью. Логистические компании больше не ждут «у моря погоды». Вместо этого они создали внутри себя механизмы быстрого реагирования — живые, гибкие структуры, способные в любой момент пересобрать цепочку поставок. Новый регуляторный акт, изменение таможенных правил в стране-транзитере, введение пошлин — всё это теперь не форс-мажор, а триггер для запуска уже готового плана «Б» или даже «В».
Параллельно происходит кардинальная трансформация финансовой инфраструктуры. Российский бизнес освоил целую «палитру» национальных валют партнеров — от китайского юаня и индийской рупии до арабского дирхама и валют стран ЕАЭС. Активно развиваются расчеты через новые платежные системы: китайская CIPS, индийская UPI International, российская СПФС. Это позволяет осуществлять прямые расчеты в национальных валютах, минимизируя зависимость от западной финансовой инфраструктуры.
Цифровая трансформация рынка
С 1 сентября 2026 года отрасль действительно ждут большие изменения. Полный переход на электронную транспортную накладную (эТрН), которая, будет оформляться исключительно через платформу «ГосЛог», — это не просто смена инструментов, а смена логики всей отрасли. «ГосЛог» создается как государственная информационная система, определяющая единые стандарты цифрового взаимодействия для всех участников. Она призвана стать «службой одного окна», объединяющей такие подсистемы, как «Цифровой паспорт перевозки», «Мониторинг инцидентов» и «Расчет вариантов перевозки». Планируется и интеграция с «ЭРА-ГЛОНАСС», которая обеспечит государству и бизнесу беспрецедентный контроль над всей логистической цепочкой. Системные изменения будут ощутимыми: стоимость обработки документа действительно упадет с 700 до 15 рублей, но операционные требования вырастут до небес.
Включение в реестр — это не бюрократическая формальность, а обязательное юридическое условие для законной деятельности. Согласно Федеральному закону № 140-ФЗ от 07.06.2025, который дополнил Федеральный закон № 87-ФЗ новыми положениями, право оказывать транспортно-экспедиционные услуги возникает исключительно с момента внесения записи в реестр и прекращается в день исключения из него. Фактически это означает: «нет записи в реестре — нет права оказывать услуги». Закон прямо закрепляет, что реестр размещается на платформе «ГосЛог» и имеет ключевое правовое значение: компания получает легальный статус экспедитора только после официального включения в него.
Автоматизация и ИИ — тренд есть, усилится ли он в 2026?
Тренд не просто усилится, он станет разделительной линией между компаниями-лидерами и аутсайдерами. В условиях “дорогих денег” инвестиции в ИИ и автоматизацию становятся вопросом стратегического выбора, доступным не всем. Способны развиваться в этом направлении будут в первую очередь те, кто уже заложил основу — крупные игроки и технологичные стартапы. Они будут активно автоматизировать рутинные операции: прогнозирование спроса, планирование оптимальных маршрутов в реальном времени, управление складскими остатками и роботизацию складов. На долю ИИ лягут и более сложные задачи: предиктивная аналитика для предугадывания сбоев, динамическое ценообразование и даже автоматические переговоры с контрагентами через чат-боты. Остальным компаниям придется довольствоваться покупкой готовых решений, что также потребует средств и кадров.
Кадровая политика: итоги 2025 года, рынок 2026 года
Итоги 2025 года подтвердили кадровый кризис нового типа. Мы наблюдаем парадокс: при общем избытке соискателей на рынке острая нехватка узких специалистов цифрового профиля. В 2026 году эта тенденция усугубится. Рынок станет гибридным: для линейного персонала — это рынок работодателя, но для высококвалифицированных кадров — устойчивый рынок соискателя, где за таланты будет идти настоящая война. Востребованными останутся не просто логисты, а специалисты по кибербезопасности цепочек поставок, аналитики данных, инженеры по автоматизации и менеджеры по устойчивой логистике. Особую ценность приобретают аналитики данных и эксперты по цифровым платформам, способные работать с API, а специалисты по автоматизации складов переходят от управления людьми к управлению роботизированными системами. Повышение зарплат для этой категории — неизбежная мера.
Чего ждать от 2026, как готовиться, как выстроить стратегию
Готовиться нужно по трем направлениям. Во-первых, операционная гибкость. Диверсифицируйте партнеров и маршруты, создавайте буферы, учитесь быстро перестраивать цепочки. Во-вторых, технологическая адаптивность. Не откладывайте интеграцию с «ГосЛог» и внедрение ЭДО. Рассматривайте ИИ не как роскошь, а как инструмент снижения затрат. В-третьих, кадровая прочность. Инвестируйте в переобучение штатных сотрудников, создавайте программы стажировок, развивайте внутренних менторов.
В своей повседневной работе сделайте ключевой акцент на данных и аналитике. Умение извлекать инсайты из информации станет вашим главным конкурентным преимуществом. Выстраивайте стратегию так, чтобы превратиться из перевозчика в технологичного партнера, который не просто доставляет груз, а проектирует для клиента наиболее эффективный и надежный маршрут в условиях постоянной турбулентности. Только так можно встретить вызовы 2026 года во всеоружии.
Читайте также:
Управление логистическими рисками – как стабильно работать в нестабильных условиях
Автоперевозки под тотальный контроль! Кому придется уйти из бизнеса?
Высокая локализация Wagnermaier без компромиссов в надежности – все ради оптимальной себестоимости перевозок.
Урал-С34520 с длинной базой, бескапотной кабиной и необычной КМУ.
Правительство утвердило отмену скидок при расчете платы в системе «Платон». Как это скажется на автоперевозках? Мнение эксперта