Платон идет в регионы. Мнения экспертов
Агентство «Росавтодор» объявило тендер на разработку концепции новой системы оплаты проезда тяжелогрузных автомобилей по региональным дорогам. Стоимость контракта составляет 73 млн рублей.
Основные цели проекта:
– создание правовой основы для взимания платы с большегрузов за проезд вне федеральной дорожной сети;
– интеграция новой системы с «Платоном».
Специалисты планируют представить готовый проект осенью 2025 года. Он призван компенсировать потери регионального дорожного фонда, оцениваемые экспертами в 1,7 трлн рублей.
Кусок бюджета
Никита Злобин, операционный директор «A2 Forwarding» (ООО «А2 Экспедирование»)
– На мой взгляд, это абсолютно логичный следующий шаг от государства. Теперь плату планируют взимать за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн не только по федеральным трассам, но и по региональным дорожным сетям. Официальная цель понятна – сбор средств на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры, которая в России, безусловно, нуждается в развитии, особенно в сравнении с дорожной системой Китая. Таким образом, регионы получат право взимать плату за проезд по почти 70 тыс. км дорог. Регионы получат хороший кусок для подпитки бюджета: по прогнозам от 100 млн до 2,5 млрд руб. ежегодно. Сроки внедрения 2026-2027 года, потому что бюрократию и IT-инфраструктуру не наладишь за месяц.
Система будет строиться поверх старой платформы «Платон», чтобы не множить новые сущности и не изобретать велосипед заново. Это приведет к увеличению стоимости фрахта. Развозить грузы станет минимум на пару процентов дороже, а для небольших перевозчиков с их лизинговой нагрузкой и высокой конкуренцией – это как кол в сердце. Цены на дизель уже давно вышли за рамки разумного, а теперь к ним добавится еще один сбор. Придется не только платить, но и объяснять клиентам, почему стоимость услуг снова выросла. Это естественно приведет к росту стоимости перевозок. Я прогнозирую повышение фрахтовых ставок на 5 % после введения сбора.
Но при этом переход с региональных «обходов» обратно на федеральные магистрали снизит «запрещенный» объезд и нагрузку на слабую инфраструктуру. Из-за роста затрат небольшие автокомпании, кажется, совсем лягут на дно. Рынок станет менее разнообразным и конкурентным, зато более структурированным. Но конкретно в российской традиции есть риск монополизации этого рынка.
Пока мы спорим, европейцы давно платят за проезд на каждом метре. Например, Литва в 2025 году расширила сеть платных дорог, объясняя это износом региональной сети и необходимостью «справедливой конкуренции».Там уже через полгода планируют дополнительно собрать €3,5 млн. Российский проект повторяет схожую логику. Расширение платы на региональные дороги, вопреки негативу небольших перевозчиков, выглядит неизбежным: оно закрывает бюджетный разрыв, стимулирует уход «серых» схем и отражает международную практику. Но без гибкой тарифной сетки и субсидий в социально значимых направлениях есть риск потерять огромную часть малого бизнеса и спровоцировать монополизацию рынка.
Понимание обоснованности
Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК»
– Действительно, тема с взиманием платы за проезд по дорогам вне федеральной дорожной сети активно муссируется в последнее время, то есть идет такая информационная подготовка. Поэтому вполне реально, что в обозримом будущем правила, действующие в рамках системы «Платон», распространят и на региональные трассы. Вопрос том, насколько будут сопоставимы тарифы.
В любом случае новые расходы будут «зашиты» в стоимость грузоперевозок и, в конечном итоге, отразятся в ценах перевозимой продукции и товаров. Надо сказать, что сейчас грузоперевозчики уже привыкли к правилам «Платона», есть понимание обоснованности этих платежей, потому что федеральные трассы содержатся в порядке, на них нет сезонных ограничений для большегрузов. В то же время очевидно, что состояние региональных дорог отличается в худшую сторону, а в некоторых областях регулярно вводятся ограничения на движение во время сезонной просушки. Будет ли это как-то учитываться и влиять на стоимость проезда по таким дорогам?
Единственный маршрут
Асель Маренкова, финансовый директор АТП транспортной компании КИТ
– Система «Платон» уже действует на федеральных трассах, некоторые сложности в его работе возникают. Мы ощущаем это в своей деятельности практически ежедневно. При этом расширение зоны взимания платы на региональные дороги может создать дополнительные сложности для отрасли, которая сейчас и без того переживает не самые лучшие времена. Прежде всего, это неизбежно приведет к росту себестоимости перевозок. Дополнительные расходы на оплату проезда по региональным дорогам лягут на плечи транспортных компаний, что в свою очередь отразится на конечных тарифах для клиентов. Особенно это затронет маршруты, проходящие преимущественно по региональным дорогам, где сейчас оплата за проезд не взимается.
Важно отметить, что региональные дороги часто являются единственным маршрутом для доставки грузов во многие населенные пункты. Ограничение доступа большегрузного транспорта или существенное удорожание проезда может привести к нарушению логистических цепочек. С другой стороны, собранные средства могут быть направлены на улучшение качества региональных дорог, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на безопасности перевозок и скорости доставки грузов. Однако положительный эффект будет заметен только при грамотном использовании собранных средств и качественном дорожном строительстве. В целом, реализация новой системы требует тщательной проработки всех деталей и учета интересов всех участников рынка.
Ощутимый удар
Алексей Рамазанов, директор по развитию компании «ААА Траксервис»
– Когда система «Платон» только внедрялась, законодатели уверяли нас, что она будет работать исключительно на федеральных трассах. Но, видимо, за счет существующих механизмов не получается решить вопрос с дорожным фондом. Поэтому средства решили искать путем распространения «Платона» на региональные дороги, при том что годовой платеж за одну машину уже достигает 200 тысяч рублей.
Чем это обернется? Ростом издержек перевозчиков. Еще в конце 2024-го отраслевые аналитики давали прогноз: тарифы на автомобильные грузоперевозки в этом году могут вырасти на 20 % из-за повышения затрат на покупку техники, зарплату персонала, лизинговые платежи и утильсбор. Инициативы с «Платоном» еще больше подстегнут инфляцию в логистике, что неминуемо вызовет увеличение конечных цен на товары. То есть поспособствует росту общего уровня инфляции. Опять же, пока совершенно непонятно, как будет организована сама схема взимания платы с проезда по региональным дорогам. Я уже не говорю о том, что в текущих условиях мы имеем проблемы в работе системы «Платон» из-за средств радиоэлектронной борьбы, которые подавляют сигналы GPS и ГЛОНАСС.
Никто не спорит, средства на развитие дорожной инфраструктуры и улучшение качества дорог нужны. В конечном итоге это уменьшит износ автомобилей, снизит дополнительные расходы перевозчиков. Но есть большие сомнения, что эти деньги сейчас надо искать в отрасли, которая находится под большим давлением. Для того же малого бизнеса это ощутимый удар. Этот удар приведет к снижению конкуренции и новому витку роста цен.
Читайте также:
Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.
Где и сколько стоит топливо: 30 июля
Смоленский «Завод КДМ» представил новую модель в линейке мусоровозов – СМ16-05 на шасси Sitrak C7H с колесной формулой 4х2 и задней пневматической подвеской