Обучение водителей грузовых автомобилей и автобусов
Управление грузовым транспортом и автобусом имеет свою специфику. Габариты и масса влияют на тормозной путь и манёвренность, требуют тщательного контроля траектории и «слепых зон». Вместе с тем, перевозка грузов, а тем более пассажиров – огромная ответственность. Тяжесть последствий ДТП с участием грузовиков почти втрое выше, чем с участием легковых машин, при этом 70% из них происходят именно по вине водителей.
«Причиной ДТП могут быть внешние обстоятельства – погодные условия, состояние дорог, неадекватное поведение пешеходов, неожиданное появление животных и другие. Но умение оценивать эти риски – тоже навык, который должен получить водитель после обучения», – подчеркнул заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. Значит, в большинстве случаев именно плохо обученный водитель – причина ДТП. Почему же российская система подготовки кадров для отрасли грузопассажирских перевозок не справляется?
Как готовят инструкторов и педагогов
Одна из главных причин – низкая квалификация педагогических кадров. В стране нет единой официально утверждённой программы подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, отсутствует и система контроля. Удостоверение, как и лицензию на обучение педагогов, может получить практически любой желающий. Стоит обучение от 2 500 рублей, а длиться может всего пару недель, при этом экзаменационную комиссию формирует само образовательное учреждение.
Для сравнения, в Германии, чтобы получить право преподавать будущим водителям, необходимо отучиться минимум 1200 часов и заплатить свыше 25 000 евро. Экзамен принимает межведомственная комиссия из трёх человек, с двух попыток (а каждая последующая пересдача – платная) 10-15% кандидатов не проходят испытания. Впрочем, в ФРГ так было не всегда. Толчком к ужесточению системы послужила высокая аварийность. В начале 90-х на дорогах Германии в год гибло до 12 000 человек. В связи с этим все инструкторы и педагоги прошли переподготовку в объёме 140 часов и аттестацию. Результат: в 2013 году на немецких дорогах погибло вчетверо меньше – 3400 человек. Подход – начать с педагогических кадров – себя полностью оправдал.
Реформа и её последствия
В России решили подойти к проблеме с другой стороны. В августе 2014 года вступили в силу новые программы подготовки водителей ТС. Реформа ужесточила требования к учебному процессу, оборудованию и площадке, запретила нанимать преподавателей без высшего образования. В итоге ряд учреждений не прошли проверку ГИБДД на соответствие новым нормам. В настоящее время в России функционирует практически 7 тысяч автошкол соответствующих всем требованиям и нормативам.
Отдельно стоит сказать о содержании учебных программ. Помимо стандартного блока с правилами дорожного движения и навыками вождения предусмотрено обучение приёмам оказания первой медицинской помощи, основам транспортного законодательства, обращения с тахографами разных моделей и даже психологический практикум по «саморегуляции и профилактике конфликтов», но на деле водители получают лишь те знания, которые необходимы для сдачи экзамена. Такие стороны, как оценка психофизиологического состояния, этика и основы коммуникации остаются не охваченными.
Переподготовка опытных водителей
Конечно, со временем определённые навыки нарабатываются, но параллельно меняется и самооценка специалиста. Статистика показывает, что рост аварийности находится в прямой зависимости от стажа вождения. Больше всех свои профессиональные возможности переоценивают водители с опытом от 10 до 20 лет. «Если в самом начале карьеры человек видит дорожную ситуацию как систему рисков, то с увеличением стажа отношение меняется, но лишь отношение. Риск остаётся прежним», – пояснила Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
После 8-10 лет стажа прирост навыков происходит очень медленно и лишь на уровне небольших дополнений, а вот неверные навыки управления, напротив, становятся привычкой. Поэтому для поддержания профессионального уровня необходимо дополнительное образование.
В Европе водитель, работающий по найму, обязан проходить переподготовку каждые 5 лет в объёме 35 часов. В России лишь единицы работодателей сами отправляют сотрудников на переаттестацию и организуют обучение. Например, крупные нефтедобывающие компании проводят такую подготовку раз в три года: в неё входят семинары по защитному вождению, автодромная подготовка и занятия по вождению с комментариями. Но такое внимание предприятий к квалификации водительского состава – скорее исключение, а по собственной инициативе водители переобучаться не готовы. Причина всё в той же завышенной самооценке и природной лени.
Подготовка кадров и состояние отрасли
Проблемы образования отразились и на состоянии отрасли. «Если говорить о кадрах в индустрии грузопассажирских перевозок, дефицита в специалистах, связанных с техническим сервисом и эксплуатацией нет, а вот квалифицированных водителей не хватает, – отмечает заведующий кафедрой автомобильных перевозок МАДИ Норайр Блудян. – На рынке есть спрос, но нет предложения. Серьёзные издержки связаны с иностранными водителями, в том числе и с точки зрения знания языка и местности». В ситуации, когда нужно привлекать людей в отрасль, ужесточение квалификационных требований приведёт к ещё большему оттоку специалистов. Выход видится лишь в повышении эффективности самой системы подготовки кадров, в предоставлении водителям возможности получать качественные образовательные услуги, приобретать тот уровень знаний и навыков, которого будет достаточно не только для сдачи экзамена в Госавтоинспекции, но и для обеспечения безопасности на дорогах.
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
За 20 лет присутствия на российском рынке шины Triangle зарекомендовали себя как качественные, надежные хорошо адаптированные для разных погодных и дорожных условий всех регионов страны. Благодаря высокой износостойкости, широкой линейке и непрерывному технологическому развитию, они заслужили доверие партнеров и потребителей
Как усиление контроля над автоперевозчиками скажется на отрасли. Мнение эксперта.