Главная » Статьи » Экономика » Иностранные перевозчики – нужны ли они? Мнения экспертов

Иностранные перевозчики – нужны ли они? Мнения экспертов

Контроль за иностранными грузоперевозчиками - насколько он будет эффективен и нужны ли в РФ иностранные перевозчики?
Иностранные перевозчики

Президент России Владимир Путин подписал закон № 241-ФЗ, предусматривающий введение жесткого регулирования уплаты сборов за пользование платными автомобильными дорогами, включая трассы федерального значения (такие, как ЦКАД, М-11, М-12). Согласно новым правилам, операторы автомобильных дорог будут обязаны оперативно направлять данные о факте прохождения и возникших задолженностях в государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) в течение суток после происшествия события. Данная информация незамедлительно становится доступной водителям через портал «Госуслуги».

Важнейшей мерой законопроекта стало установление жесткой санкции против иностранных перевозчиков, пользующихся российскими дорогами. Иностранные транспортные средства грузоподъемностью свыше 12 тонн больше не смогут покидать территорию России в случае наличия неоплаченной задолженности перед операторами платных дорог. Данное ограничение будет действовать не только при пересечении границы, но и при дальнейшем передвижении внутри страны, полностью ограничивая возможность выезда должника.

Необходимая мера

Константин Игнатенко, предприниматель и сооснователь Roolz – инновационной IT-системы поиска, закупки и организации грузоперевозок

Константин Игнатенко

– Контроль за иностранными грузоперевозчиками представляет собой важный шаг в сторону наведения порядка в сфере международных автомобильных перевозок на территории РФ. Введение механизма оперативной фиксации факта проезда по платной дороге, а также жесткие санкции за неуплату – мера необходимая, но не лишенная потенциальных сложностей и противоречий.

Эффективность контроля

С технической точки зрения, интеграция операторов дорог с ГИС ГМП и обязательная передача информации в течение суток – прогрессивное решение. Оно позволяет обеспечить почти мгновенный контроль над задолженностями, снизить случаи неуплаты и повысить собираемость платежей. Кроме того, автоматическое отображение данных на портале «Госуслуги» упрощает коммуникацию с пользователями и обеспечивает прозрачность системы.

Однако эффективность будет напрямую зависеть от корректной и своевременной работы всех участников системы – от операторов платных трасс до сотрудников на пограничных пунктах. Малейшие сбои в передаче данных, технические ошибки или дублирование сведений могут привести к неоправданным ограничениям правопорядочных перевозчиков, включая случаи незаконной остановки выезда за границу.

Возможные сложности

  1. Юридическая коллизия и международные обязательства. Введение запрета на выезд иностранных грузовиков при наличии задолженности может вызвать протесты со стороны иностранных государств и транспортных союзов. Вопрос обоснованности таких мер с точки зрения международного права (в частности, Конвенции МДП, соглашений в рамках ЕАЭС и ВТО) потребует тщательной юридической проработки. Есть риск получить ответные меры, которые могут негативно повлиять на российских перевозчиков за рубежом.
  2. Инфраструктурные риски. Останов транспортного средства, особенно крупногабаритного, на границе или внутри страны при наличии задолженности – это логистическая нагрузка на дорожную инфраструктуру. Понадобятся специализированные стоянки, охрана, механизмы хранения грузов, а также правовая база на случай споров между перевозчиком, владельцем груза и оператором дороги.
  3. Риски коррупции и административного давления. Передача оператором платной дороги информации в ГИС – это этап, который может быть подвержен человеческому фактору. Есть вероятность преднамеренного затягивания передачи данных, необоснованного начисления задолженности или даже возникновения коррупционных схем, если система контроля не будет должным образом автоматизирована и прозрачна.

Нужны ли иностранные перевозчики в РФ?

Да, нужны, но с определенными ограничениями. Иностранные перевозчики обеспечивают гибкость логистических цепочек, особенно в условиях текущих геополитических и экономических ограничений. Они играют важную роль в международной торговле, транзитных перевозках и обслуживании удаленных регионов. Отказ от иностранных перевозок приведет к росту цен, снижению конкуренции и снижению доступности ряда услуг.

Тем не менее, доминирующее присутствие иностранного автотранспорта без надлежащего контроля создает угрозу для российских транспортных компаний – как в части ценовой конкуренции, так и по вопросам налоговой дисциплины. Именно поэтому введение системы строгого финансового и административного контроля выглядит как сбалансированное решение: государство не выдавливает иностранцев с рынка, но требует от них соблюдения правил игры наравне с отечественными участниками.

Что стоит улучшить

  1. Внедрение единой цифровой платформы отслеживания задолженностей, доступной для перевозчиков в реальном времени, включая API-интеграции с иностранными системами (например, через международные логистические операторы).
  2. Автоматизация взаимодействия с границей. Пограничные службы должны иметь прямой доступ к актуальной базе данных ГИС ГМП с возможностью мгновенной сверки статуса ТС.
  3. Механизмы обжалования и быстрой оплаты. Перевозчик должен иметь возможность в кратчайшие сроки оспорить ошибочно начисленную задолженность и оплатить ее прямо на границе – иначе это приведет к простоям и убыткам, особенно для срочных грузов.
  4. Международный диалог. Необходимо наладить правовой и технический обмен с основными странами-партнерами, чтобы избежать недопонимания и санкций в ответ.

В целом, предложенный механизм имеет потенциал стать действенным инструментом для защиты интересов РФ в транспортной сфере, но для его успешной реализации потребуется не только правовое, но и техническое совершенство системы, а также гибкость в международной политике.

Бюрократия и очереди

Никита Злобин, операционный директор «A2 Forwarding» (ООО «А2 Экспедирование»)

Никита Злобин

– Наконец, предприняты шаги для уравнивания условий работы российских и иностранных перевозчиков через введение более жесткого контроля. С 1 сентября 2025 года иностранным грузовикам свыше 12 тонн, имеющим неоплаченные штрафы или долги за проезд, будет запрещен выезд из РФ. Также для всех фур станет обязательным предварительное бронирование времени для пересечения границы.

Ну и как же это сработает? На бумаге неплохо: будут брать штрафы, запирать на границе, «сажать на счетчик» и мотивировать перевозчика оплатить. Такой приграничный локап, например, в Финляндии повысил собираемость до 97 %.

На практике прогнозирую бюрократию и очереди на границах. Пока автоматизация не дойдет до комфортного уровня, всем иностранным дальнобойщикам будет очень весело, в грустном ироничном смысле. Но я уверен, что всегда найдется кто-то, кто сумеет обойти правила и сэкономить. Тут нужен не только закон, но и жесткий реальный контроль.

Иностранные перевозчики все еще нужны в России, это очевидно. Но это палка о двух концах. С одной стороны выгода, с другой бесконечные проблемы и нечестная конкуренция. Закон усиливает контроль, но не решает все проблемы сразу. Нужны дополнительные инвестиции в ИТ и границы, чтобы не превращать «контроль» в новый системный тормоз для нашей экономики. Конкурентный паритет требует строгого контроля долгов и соблюдения норм. Принятые законы создают для этого основу, но их реальная эффективность зависит от быстрой интеграции «Платона», ФТС и пограничных ИТ-систем, а также от расширения пропускной способности многосторонних автомобильных пунктов пропуска.


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.

Компрессоры ТОЛВО

Компрессоры ТОЛВО для дизельных двигателей – на конвейеры и на «вторичку»

Компания «ТОЛВО Системы для Коммерческого Транспорта» не только поставляет свою продукцию на конвейеры отечественных заводов, но и разрабатывает новые модели взамен тех, что выпускали ушедшие с рынка поставщики из «недружественных» стран

Мусоровоз СМ22

Мусоровоз СМ22 на шасси МАЗ‑6310С5 – высокая производительность и эффективность прессования

Смоленский «Завод КДМ» продолжает развивать модельный ряд мусоровозов с задней загрузкой

Галерея (2)

Константин Игнатенко
Никита Злобин

Комментировать





Поделиться