Галерея (5)


Применение пластичных смазок с тверды- ми наполнителями позволяет повысить ресурс ковшевого пальца экскаватора
Смазка держится в точке смазывания, не стекает, сохраняет консистенцию. Имеется небольшой буртик, еще не запыленный
Это поворотный круг экскаватора, смазанный смесью «смазка-масло». Полученная смесь выдавливается из узла, не удерживаясь в точках смазки. Температура воздуха -35 °С
ЦСС экскаватора была заполнена зимней смазкой без твердых наполнителей. Видно, что смазка не держится в узле, стекает. Это приводит к перерасходу смазочного материала, а также к недостаточной защите узлов от износа
Пример того, как не следует хранить смазочные материалы. Риски загрязнений очень высоки
Главная > Статьи > Автобаза > Масла > Эксплуатация техники с ЦСС в условиях низких температур

Эксплуатация техники с ЦСС в условиях низких температур

Эксплуатация техники с централизованными системами смазки (ЦСС) в условиях низких температур имеет особенности. О них рассказывает специалист технической поддержки «Шелл Россия» Андрей Кудимов

Все больше и больше спецколонн эксплуатирующих организаций, предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей сегодня закупают строительную технику, оснащенную централизованными системами смазки (ЦСС). Как показывает практика, в ряде случаев данное оборудование позволяет повысить надежность и эффективность работы техники. Эксплуатация специальной техники, оснащенной ЦСС, в условиях низких температур имеет свои особенности. Они проявляются как в вопросах, касающихся правильного выбора смазочного материала для узлов, работающих в различных условиях (повышенная запыленность, влажность и т. д), так и принципов применения смазочных материалов в зависимости от температуры окружающего воздуха. Также важно знать принципы обслуживания самих ЦСС для обеспечения их полноценного функционирования. Поскольку самыми сложными для ЦСС являются низкие температуры, то прежде всего рассмотрим технику, которая используется в арктическом климате. В таких суровых условиях проявляются практически все негативные факторы, которые могут повлиять на спецмашины, агрегаты, в том числе на ЦСС, и применяемый в этих системах смазочный материал. Отметим три основных момента, которые требуют особого внимания: выбор вида пластичных смазок, рекомендуемых для применения в ЦСС; сезонность пластичных смазок; практические рекомендации по применению смазок.
Попробуем определить, какие виды пластичных смазок могут быть рекомендованы для применения в ЦСС строительной техники. Очень часто, изучая сервисную документацию (с рекомендациями по обслуживанию техники), инженеры эксплуатирующих организаций следуют рекомендации применять в качестве смазки для ЦСС пластичную смазку консистенции NLGI 2 с EP-присадками. Отметим, что эти рекомендации имеют общий характер и не позволяют в ряде случаев сделать правильный выбор пластичной смазки. Для того чтобы не допускать ошибок, необходимо следовать описанным ниже принципам и рекомендациям. В строительной технике большинство узлов, смазываемых через ЦСС, имеют пары трения с подшипниками скольжения в виде втулок или вовсе без них. Для полноценной защиты поверхностей от трения и обеспечения надежной работы данных узлов противоизносных свойств обычной смазки (только с ЕР-присадками) может быть недостаточно, особенно в условиях высоких, в том числе ударных нагрузок, запыленности и обводнения. Для таких условий лучше всего подойдут пластичные смазки с твердыми наполнителями, например, графит или дисульфид молибдена (MoS2). В условиях предельных нагрузок эти наполнители создают более прочную, разграничивающую детали пленку и защищают узел от износа. Поскольку мы говорим об эксплуатации техники в арктических условиях, то в обязательном порядке должны учитывать и консистенцию применяемой смазки. Стандартная рекомендация «консистенция NLGI 2» в большинстве случаев неработоспособна при температурах от -30° С и ниже. Даже если емкость со смазкой установлена в теплой или обогреваемой зоне (например, в моторном отсеке), это не гарантирует поступление смазки ко всем точкам, так как некоторые из них находятся на значительном удалении. Ярким примером могут служить точки смазки пальцев крепления ковшей экскаваторов. Насосному модулю необходимо значительное время, чтобы прокачать смазку до этих точек, а магистрали при этом не обогреваются. В итоге смазка застывает в магистралях, в системе создается избыточное давление, и смазочный материал, вместо того чтобы подаваться в узел к парам трения, сбрасывается через предохранительный клапан. При этом хорошо если смазка возвращается в емкость. Все сказанное выше подчеркивает необходимость при выборе пластичной смазки для ЦСС грамотно выбирать материалы с требуемым диапазоном рабочих температур. У каждого производителя смазочных материалов имеются свои наработки в данном направлении. Так, наибольшее распространение получили чисто «зимние», или «арктические» виды смазок. «Зимние» смазки характеризуются очень «мягкой» консистенцией (классы вязкости NLGI 0/00, NLGI 0 или NLGI 1). В таких смазках используются синтетические базовые масла или минеральные базовые масла пониженной вязкости. Для обеспечения необходимых противоизносных свойств необходимо добавлять твердые наполнители.
В портфеле продуктов «Шелл» одной из таких смазок является смазка Shell Gadus S2 V20 XKD 0. Некоторые из символов означают: «20» – вязкость базового масла 20 сСт; «К» – применение в условиях низких температур; «D» – смазка с твердыми наполнителями; «0» – консистенция NLGI 0. Эта смазка работает в диапазоне температур от -50° С до -20° С. При более высоких температурах она станет слишком мягкой и может начать вытекать из узлов смазывания, что приведет к повышенному расходу смазочного материала. То есть Shell Gadus S2 V20 XKD 0 – смазка для холодного климата и исключительно зимнего применения. Следует также обратить внимание на то, что для применения ЦСС в строительной технике ее производители часто рекомендуют зимние смазки, широко применяемые для коммерческого транспорта (грузовиков). Они еще более пластичные и мягкие, отлично прокачиваются, но не содержат твердых наполнителей. Это приводит к перерасходу смазочного материала, а также к недостаточной защите узлов от износа. Следует помнить, что когда среднесуточная температура воздуха начинает повышаться, «зимние» смазки необходимо заменять теми, которые эффективно работают при повышенных температурах. При этом следует понимать, что насосному модулю необходимо определенное время, чтобы смазка прокачалась от накопительной емкости до точки смазывания. Применительно к спецмашинам длина этих самых магистралей может составлять несколько десятков метров. Следовательно, процесс перехода с «зимних» продуктов на «летние», и наоборот, может быть достаточно длинным – до нескольких недель, в зависимости от загруженности техники. Поймать момент, когда в систему необходимо заложить другую, соответствующую сезону смазку, проблематично. Кроме того, в межсезонье далеко не всегда температура стабилизируется и не меняется на протяжении нескольких недель. Это приводит к тому, что иногда техника смазывается слишком жидкой смазкой (когда неожиданно потеплело, а в емкости еще заложен «арктический продукт») или смазка замерзает в узлах ЦСС и не подается (когда наступает резкое похолодание). Во избежание таких ситуаций и для упрощения (сокращения) номенклатуры смазочных материалов предлагаются всесезонные смазки, пригодные для применения в ЦСС.
В 2015 году в портфель смазочных материалов для России концерна «Шелл» был введен продукт Shell Gadus S5 V150 XKD 1. Это всесезонная смазка для ЦСС строительной и горнодобывающей техники, которая была создана для того, чтобы заместить смазку Shell Gadus S5 U100 KD 1. Ее отличительными особенностями являются достаточно высокий класс вязкости синтетического базового масла (150 сСт) для такого вида пластичных смазок; содержание дисульфида молибдена – 5%; консистенция NLGI 1. Свойства смазки Shell Gadus S5 V150 XKD 1 позволили улучшить ряд параметров по сравнению с продуктом-предшественником: прокачиваемость в условиях низких температур, противоизносные свойства. Прежде чем сделать продукт доступным для российских предприятий, был произведен ряд испытаний, в том числе в Якутии. То есть продукт, несмотря на новизну, уже опробован в условиях российской зимы.
Иногда, когда смазка становится слишком густой (из-за понижения температур), обслуживающий персонал начинает ее разбавлять, чтобы она прокачалась. Разбавляют тем, что есть в наличии: дизельным топливом, гидравлическим маслом и т. д. С технической точки зрения делать это категорически нельзя. Смазочный материал представляет собой готовый продукт, который не предполагает изменения своего состава. Так, при разжижении смазки создается иллюзия того, что материал будет хорошо прокачиваться и смазывать узлы. Однако это не так. Никаких гарантий того, что получившаяся «смесь» будет работать эффективно, нет.
На этом рекомендации по эксплуатации систем ЦСС можно было бы завершить, если бы не одно «но». Недостаточно приобрести подходящую пластичную смазку, которая будет соответствовать требованиям техники и сезонности применения. Смазочный материал еще необходимо правильно хранить, грамотно заправлять в систему и соблюдать регламент ее обслуживания. Например, ежедневно требуется визуальная проверка точек смазки на предмет утечки смазки, а соединений шлангов – на износ. Также необходима проверка движения контрольных штифтов. Кроме того, компетентные специалисты должны еженедельно осуществлять проверку резьбовых соединений трубок на предмет их износа, определять время одного рабочего цикла, проверять работоспособность реле давления. Разумеется, не обойтись и без проверки электрических соединений насосного модуля, а также очистки фильтра. В закрытой таре чистота смазочного материала гарантируется производителем, если соблюдаются требования по хранению и обращению со смазочным материалом. Строительные компании работают в очень жестких условиях: производственные объекты удалены, среда загрязнена, присутствуют значительные перепады температур, а обслуживание на местах ведется собственными силами. Одним словом, условия далеки от тех, которые прописаны в требованиях по хранению смазочных материалов. В такой ситуации вероятность попадания загрязнений в смазочный материал очень высока. В результате поломка ЦСС, износ узлов смазывания – это лишь вопрос времени.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Снижаем затраты на эксплуатацию грузовых шин. Какие сервисные программы доступны перевозчикам в 2024 году.

Ломовоз ЛМ‑1К.6

Ломовоз ЛМ‑1К.6 – мнения продавца и покупателя

Своим мнением о ломовозе ЛМ‑1К.6 делятся представители дилера и эксплуатирующей организации

Подержанный Peugeot Boxer

Подержанный Peugeot Boxer – стоит ли брать?

Peugeot Boxer – один из самых распространенных в России переднеприводных «малотоннажников». Его братья-близнецы Citroen Jumper и итальянский FIAT Ducato по объемам парков уступают в разы

Галерея (5)

Применение пластичных смазок с тверды- ми наполнителями позволяет повысить ресурс ковшевого пальца экскаватора
Смазка держится в точке смазывания, не стекает, сохраняет консистенцию. Имеется небольшой буртик, еще не запыленный
Это поворотный круг экскаватора, смазанный смесью «смазка-масло». Полученная смесь выдавливается из узла, не удерживаясь в точках смазки. Температура воздуха -35 °С
ЦСС экскаватора была заполнена зимней смазкой без твердых наполнителей. Видно, что смазка не держится в узле, стекает. Это приводит к перерасходу смазочного материала, а также к недостаточной защите узлов от износа
Пример того, как не следует хранить смазочные материалы. Риски загрязнений очень высоки

Комментировать





Поделиться