Главная » Статьи » Экономика » Принял таблетку – за руль не садись!

Принял таблетку – за руль не садись!

Депутаты Госдумы РФ готовят законопроект, предусматривающий создание официального перечня недопустимых для употребления за рулем лекарств. Мнения врача и юристов

Инициатива планирует введение ответственности за управление автомобилем под действием таблеток и микстур.

Лечиться без опасений

Константин Кудряшов, адвокат адвокатской палаты г. Москвы

– Принятие данного законопроекта однозначно облегчит жизнь водителям.

Предыстория вопросы такова. Примечание к статье 12.8 КоАП РФ устанавливает запрет на употребление водителем веществ, вызывающих алкогольное и наркотическое опьянение, психотропных и иных вызывающих опьянение веществ. С алкоголем и списками наркотиков все ясно. Но перечень «иных вызывающих опьянение веществ» отсутствует. По сути водителям запрещено употреблять то, не знаю что. И за нарушение этого неконкретного правила водителей наказывают штрафами и лишают права на управление автомобилем.

В 2022 году эту проблему признал Конституционной Суд России. В связи с этим в Госдуме предлагают внести поправки в КоАП РФ. Согласно законопроекта Минздрав будет утверждать перечень входящих в состав лекарственных препаратов веществ, и ответственность за управление авто в состоянии опьянения будет наступать при обнаружении в организме веществ из этого закрытого перечня. Таким образом, у водителей появится четкое понимание, прием каких лекарств и управление авто несовместимы, и они смогут выбирать лекарства и лечиться без опасений.

Найти баланс

Марина Калюжная, главный врач «Клиники доктора Калюжной»

– С точки зрения наркологической практики, действительно существуют группы лекарств, которые существенно снижают реакцию, концентрацию внимания и способность адекватно оценивать дорожную ситуацию.

К ним относятся:

  1. Седативные и снотворные средства (например, феназепам, диазепам, зопиклон). Замедляют скорость реакции, вызывают сонливость, нарушают координацию.
  2. Антидепрессанты и нейролептики (амитриптилин, галоперидол). Могут провоцировать заторможенность, головокружение, снижение концентрации.
  3. Сильнодействующие обезболивающие с наркотическими компонентами (трамадол, кодеинсодержащие препараты). Вызывают эйфорию, заторможенность, нарушение восприятия.
  4. Антигистаминные препараты первого поколения (димедрол, супрастин). Обладают выраженным седативным эффектом.
  5. Некоторые противопаркинсонические и противосудорожные средства. Влияют на нервную систему, снижая скорость реакции.
  6. Препараты, содержащие этанол (спиртовые настойки, сиропы). Даже малые дозы алкоголя в сочетании с лекарствами усиливают седативный эффект.

Опасность также представляют лекарства, которые могут дать ложноположительный результат при тестировании на наркотики (например, некоторые антибиотики, антипсихотики).

Важно, чтобы законопроект предусматривал гибкий подход:

  • Различия между кратковременным приемом препаратов (например, прием снотворного перед сном) и длительным лечением (когда организм постепенно привыкает к лекарству), обеспечивая гибкость регулирования в зависимости от продолжительности приема медикаментов.
  • Возможность медицинского освидетельствования с учетом индивидуальных особенностей.
  • Разъяснительную работу среди водителей и врачей: не все лекарства из «опасных» групп полностью исключают вождение, некоторые допустимы после консультации со специалистом.

Главное – найти баланс между безопасностью на дорогах и правом граждан на лечение. Иначе вместо профилактики ДТП мы получим рост скрытых заболеваний среди водителей, что в конечном итоге тоже опасно для всех участников дорожного движения.

Не рисковать перед рейсом

Александр Бударагин, руководитель группы «Юридическая помощь ОНЛАЙН»

«С учетом того, что управление транспортными средствами в состоянии опьянения, чем бы оно ни было вызвано, включая лекарственные препараты, чревато серьезными рисками для жизни и здоровья людей, а также для их имущества, находящегося под защитой статьи 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, оно объективно нуждается в эффективном противодействии, в том числе административно-деликатными средствами. В этой связи отсутствие в КоАП правила, допускающего привлечение к ответственности за управление транспортным средством лицом, употребившим лекарственные препараты, могущие ухудшать его реакцию и внимание, существенно осложняет полноценное обеспечение безопасности дорожного движения», – говорится в документе.

Помимо законопроекта, также должен был появиться разработанный и утвержденный Правительством перечень лекарственных препаратов, которые было бы запрещено употреблять перед тем, как сесть за руль. Сами авторы инициативы предлагали использовать как образец анатомо-терапевтически-химическую классификацию, рекомендованную ВОЗ, и включить в перечень, например, некоторые анестетики, снотворные и седативные средства, а также препараты против эпилепсии и болезни Паркинсона.

Многие препараты имеют индивидуальное действие в зависимости от веса тела, возраста, состояния организма. Поэтому четких показателей будет сложно добиться при создании таблиц, будут определенные средние величины, как и употребление алкоголя, наркотиков. Профессиональные водители, если они дорожат правами, не будут лишний раз рисковать перед рейсом, не употреблять лекарственные препараты из списка. Также будет лишний повод для остановки транспортного средства сотрудниками полиции. А в случае отказа от экспертизы – лишение прав «автоматом».

Только в Телеграм-канале «Рейс»:

Список некоторых популярных лекарств, которые могут негативно повлиять на вождение.


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.

Шасси Hongian Genlyon 8х4

Шасси Hongian Genlyon 8х4 с КМУ «Чайка NR821T» – китайский итальянец

Четырехосное шасси Hongian Genlyon 8х4, на которое установлен кран-манипулятор «Чайка NR821T», – фактически клон давно знакомого российским перевозчикам тяжелого грузовика IVECO Stralis

Шины Simpeco

Шины Simpeco – проверено в деле

После ухода ряда зарубежных брендов с российского рынка перевозчики пробуют в эксплуатации шины новых марок. Одна из них – Simpeco

Галерея (3)

Константин Кудряшов
Александр Бударагин
Марина Калюжная

Комментировать





Поделиться