Грузовой пропуск в Москву – теперь по электронным накладным
Новая процедура оформления грузовых пропусков в Москву предполагает отказ от предоставления ряда документов для получения разрешения, основным из которых является долгосрочный договор на перевозки грузов, как обоснование необходимости пропуска. Новая процедура по сути окажется уведомительной с предъявлением только документов на транспортное средство. При этом потребуется ежемесячно подтверждать выданный пропуск путем предоставления электронных накладных через государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Какое-то время пропуска в Москву будут выдавать и по старой, и по новой процедуре. Однако в результате, ориентировочно до лета следующего года, будет осуществлен полный переход на оформление по ЭТрН.
Данная инициатива связана непосредственно с федеральным переводом российских автомобильных грузоперевозок на платформу ГИС ЭПД. До сентября 2026 года планируется все российские автоперевозки грузов перевести на электронный документооборот. Для Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы это тоже не первая попытка перейти со скан-копий договоров и иных документов на электронные транспортные накладные. Прошлая попытка в 2024 году окончилась ничем.
Причин для этого много, но основных две. Во-первых, электронные накладные совсем не обязательны для процедуры выдачи пропусков, тем более годовых (так как накладная оформляет разовую перевозку; постоянные перевозки оформляются долгосрочными договорами). Во-вторых, подавляющее большинство перевозок осуществляется «по старинке», с оформлением бумажных носителей. Даже те компании, которые уже подключены к ГИС ЭПД и оформляют электронные перевозочные документы, как правило, дублируют эти документы на бумаге. Общая же доля перевозок с электронными документами у них не превышает 10 %. Компании, которые полностью перешли на электронное оформление можно пересчитать по пальцам одной руки.
Тем не менее федеральная императивная инициатива «цифровизации» грузоперевозок увеличивает шансы на успех и у Департамента транспорта Москвы в его нововведениях с пропусками. Однако профессиональные участники рынка грузоперевозок не в восторге от этих инноваций.
Доля «электрификации» деятельности автотранспортных предприятий крайне мала. Обусловлено это среди прочего и тем, что владельцами коммерческого грузового транспорта (по данным, приводимым государственными органами в проекте Закона о реестрах перевозчиков) более чем на 60 % являются частные лица. Лишь немногие из них осуществляют деятельность в качестве самозанятых (при этом чаще всего это уклонение от трудовых отношений и соответствующего налогообложения). Остальные работают «в тени» или вообще за «нал».
На самом деле Дептрансу Москвы этот переход на оформление пропусков в зоны МКАД, ТТК, СК как «собаке пятая нога». И так всё работает, и всё под контролем, в том числе и грузовой трафик, ради которого пропускная система и создавалась.
Парадоксально, но я, как адепт оформления грузовых пропусков в Москву по электронным накладным и автор футуристичных обзоров по переходу на них, критически оцениваю предстоящие изменения. Дело в том, что сам Дептранс не слишком заинтересован в упрощении процедуры выдачи грузовых пропусков, к чему привел бы более очевидный отказ от годовых пропусков вообще и переход на оформление только разовых в соответствии с электронными накладными (напомню, накладная оформляет конкретную разовую перевозку). Это логично, понятно и упростило бы жизнь всем.
Но такой подход создает проблемы для самого Дептранса, так как сужает его возможности по контролю грузового траффика путем регулирования количества выдаваемых разрешений. Именно поэтому и вся пропускная система носит запретительно-разрешительный характер, будучи наполненной специальными «ловушками» и сложностями для получения пропуска в Москву. Именно поэтому Дептранс избрал самый неочевидный вариант реформы пропускной системы в Москву: оформление годовых пропусков по разовым электронным документам с периодическим подтверждением пропуска этими же документами.
Повторюсь, Дептрансу особо нечего менять в сложившейся системе допуска грузоперевозчиков на дороги Москвы, а его инициативы больше связаны с указаниями и пожеланиями вышестоящего руководства, которое просто хочет быть модным и в трендах цифровизации.
Об авторе
Николай Околог – основатель курса обучения самостоятельному оформлению грузовых пропусков в Москву и Санкт-Петербург. В грузоперевозках с 2003 года. Прошел путь от специалиста транспортной компании до генерального директора. Работал как в экспедиции, так и в транспортной компании со своим парком. Руководил логистикой в производственной компании (автопарк, склад, закупки, управление запасами). С 2017 года занимается логистическим консалтингом. С 2018 года обучает самостоятельному оформлению грузовых пропусков.
Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.
Volkswagen Transporter отлично подойдет для развоза мелких партий грузов. Обратите внимание на 10-15-летние машины, среди них немало хорошо сохранившихся экземпляров
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL равноценная замена иностранным маркам