Шины – как снизить стоимость километра пробега
Представим себе типичную транспортную задачу – автопоезд доставляет груз из одного города в другой, следуя по современной, скоростной магистрали, затем сворачивает на дорогу регионального значения, заезжает в населенный пункт и движется к месту разгрузки, останавливаясь на светофорах и совершая многократные повороты. Прибыв на место назначения, транспортное средство маневрирует, в начале на территории накопительной площадки, затем при подъезде к пандусу склада, потом разворачивается, и берет курс на другой город, едет к следующему пункту назначения по дорогам различного качества. О каком типе перевозок идет в данном случае речь? Магистральных? Региональных? И какие шины будут оптимальными для данных условий эксплуатации транспортного средства с точки зрения обеспечения наилучшего сцепления с дорогой, минимального расхода топлива и наибольшего ресурса?
Региональные, магистральные, … дорожные!
Не так давно шины было принято делить условно(!) на магистральные и региональные в зависимости от типа перевозок (читай режима движения) для которых они разрабатывались и при которых они максимально полно раскрывают свой потенциал. Долгое время основными для отечественных перевозчиков были региональные шины. Однако, с появлением в России современных магистралей (и ежегодному росту их протяженности), которые по своим характеристикам не уступают европейским, классифицировать перевозки по типу магистральные / региональные стало сложно.
Так, выполняя транспортировку груза машина может пройти различные расстояния по скоростным автобанам и по дорогам регионального значения. И каждый раз соотношение это будет меняться в ту или иную сторону. При этом, развитие логистики и оптимизация использования имеющегося в парках подвижного состава, в частности речь идет о схеме когда один тягач может работать с разными прицепами, усложняет ситуацию с оценкой типа перевозок еще больше. В конечном итоге магистральные и региональные перевозки в буквальном смысле слова «смешиваются» друг с другом и эта комбинация требует от транспортной компании применения шин имеющих соответствующие, скажем так, универсальные свойства и качества.
Но, так как универсальных шин, которые способны работать по разным типам дорог и демонстрировать наивысшие показатели по топливной экономичности, ресурсу и сцеплению с дорогой попросту не существует, то производители создают модели, которые будут иметь ярко выраженные преимущества по определенным показателям. Такими являются, например, ресурс и топливная экономичность. Так как все остальные параметры должны оставаться на приемлемых уровнях (фактически речь идет о создании новых поколений), то разработка шин предполагает наличие мощных финансовых и технических инвестиций, которые есть только грандов индустрии. Одним из них, чьи шины относятся к «ТОП» сегменту, является компания Goodyear. У инженеров компании свое видение того, какими свойствами и качествами должны обладать шины, соответствующие современным требованиям коммерческого транспорта и отвечающие актуальной дорожной инфраструктуре.
Правильная комбинация
Так как при оснащении транспортных средств шинами важно учитывать технические характеристики и особенности предлагаемых к выбору моделей, мы смоделируем типичную ситуацию, приняв в фокус внимания самые популярные у перевозчиков линейки дорожных шин Goodyear FUELMAX и Goodyear KMAX, которые, к слову сегодня представлены на рынке вторым поколением GEN‑2.
Начнем с того, что, несмотря на размытие четкой грани между магистральными и региональными шинами семейство FUELMAX будет относиться условно к первым, а KMAX ко вторым. Почему именно так? Как следует из названия, шины FUELMAX ориентированы на достижение минимального расхода топлива, а KMAX, соответственно, спроектированы с прицелом на максимальный пробег.
Данной информации, в принципе, уже может быть достаточно для того, чтобы укомплектовать транспортные средства шинами, которые будут максимально соответствовать условиям работы транспортных средств и типу осуществляемых ими перевозок. Однако, мы несколько дополним имеющуюся информацию и дадим еще несколько опорных точек важных для грамотного выбора шин.
Так, если задача транспортной компании состоит в том, чтобы получить максимальную экономию топлива, то помимо выбора моделей из линейки FUELMAX важно ставить службе логистики задачу задействовать подвижной состав на перевозках на длинном плече и преимущественно по магистралям. Именно в данных условиях грузовик длительное время движется с устоявшейся (близкой к крейсерской) скоростью и шины могут максимально полно раскрыть свой потенциал.
Получить заметную экономию топлива при работе транспортных средств на короткой дистанции, при их движении с невысокими средними скоростями, большим числом циклов разгон-торможение, практически нереально. Да и не предназначены шины FUELMAX для такого режима работы. В описанных выше условиях нужно делать ставку на максимальный пробег, который дают шины KMAX, обладающие отличной износостойкостью и хорошими сцепными свойствами.
А если перевозчик эксплуатирует свои транспортные средства в смешанном режиме и желает получить все блага сразу – и экономию топлива, и сцепление с дорогой и ресурс? Тогда нужно практиковать комбинированную установку шин KMAX и FUELMAX на одно транспортное средство. Именно так и поступают многие отечественные перевозчики, которые оснащают свой подвижной состав шинами Goodyear.
Так, если рассматривать классический автопоезд, работающий в «смешанном» режиме, то на рулевую ось тягача можно установить шины FUELMAX S GEN‑2, которые демонстрируют хорошие показатели по топливной экономичности (соответствуют классу «B» европейской маркировки), а также классам «B» или «C» по сцеплению с влажным покрытием. Весьма неплохие характеристики шины FUELMAX S GEN‑2 имеют и по уровню шума, о чем свидетельствует маркировка с одной или двумя «волнами». Важно отметить, что при проектировании данных шин конструкторы учли большую нагрузку, которая приходится на переднюю ось современных грузовиков. Ее дает различное дополнительное оборудование как то: системы очистки выхлопных газов, жидкостные подогреватели охлаждающей жидкости, агрегаты климатического оборудования («сухой фен»), всевозможные бытовые приборы, присутствующие в кабине и т. д. Дело в том, что с ростом нагрузки на шины возникает необходимость доработки их силовых каркасов, а также оптимизация формы пятна контакта с дорогой. От этого зависит сцепление шин с опорной поверхностью, тормозной путь, способность держать курс, управляемость, и т. д.
На ведущую ось тягачей, работающих по дорогам невысокого качества, а также при эксплуатации техники в сложных климатических условиях (мокрая, заснеженная, обледенелая дорога) рекомендуется устанавливать шины KMAX D GEN‑2. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ, в том числе способностью сохранять хорошие характеристики по сцеплению с дорогой даже при износе до 75 % от первоначальной глубины протектора. Это, к слову, позволяет отказаться от превентивной замены изношенных более чем на 2/3 шин, перед зимним сезоном эксплуатации и иметь абсолютную уверенность, что никаких проблем со сцеплением на мокром, заснеженном, обледенелом покрытии не будет. Об этом, кстати, свидетельствует и опыт транспортных компаний, которые выбрали именно данный вариант оснащения шинами седельных тягачей, которые работают по всей территории России.
Что касается комплектации шинами осевых агрегатов прицепов, то в зависимости от направленности парка и преобладания тех или иных типов перевозок, варианта два: FUELMAX Т GEN‑2, – оптимальный для максимальной экономии топлива и KMAX Т GEN‑2, – если условия работы техники относятся к сложным.
Стоит ли ориентироваться на статистику?
Транспортные компании, вне зависимости от их расположения и территории работы при выборе шин интересуют три показателя – экономия топлива, наработка шин до их списания (включая все пути продления жизненного цикла – нарезка протектора и «наварка»), стоимость километра пробега шин. По каждому из регионов мира, включая и Россию, у компании Goodyear накоплена уникальная статистика, которая отвечает на обозначенные выше вопросы. Данные собираются, обрабатываются, систематизируются уполномоченными сотрудниками Goodyear, что делает их объективными. Уникальная информация находится в закрытом доступе, но она может быть предоставлена транспортным компаниям, которые задались вопросом оценки экономической эффективности перехода на шины Goodyear.
Принимая к рассмотрению статистические данные, важно понимать, что самыми спорными будут показатели по экономии топлива. Дело в том, что зафиксировать экономический эффект в цифрах, которые бы давали объективную (!) картину – задача отнюдь непростая. Невысокое сопротивление качению, которое и дает экономию топлива, может быть нивелировано нарушениями правил эксплуатации, например, неверно заданным давлением воздуха в шинах или игнорированием его регулярной проверки, доведением до положенных значений с привязкой к загрузке транспортного средства.
Мало того, падение давления в шине на незначительную величину от нормы приводит к росту сопротивления качению, потерь на трение внутри шины и, как следствие, увеличению расхода топлива. Также на топливную экономичность существенное влияние оказывает уровень мастерства водителя и общая дисциплина персонала, в частности, речь идет о фактах хищениях топлива.
В итоге, зафиксировать экономическую выгоду от применения современных топливосберегающих шин могут только парки, которые оснащают свои транспортные средства современными системами мониторинга, в том числе включающими такие важные опции как отслеживание параметров расхода топлива в реальном режиме времени, давления воздуха в шинах, скоростного режима работы транспортного средства и т. д.
Читайте также на сайте Рейс.РФ
Шина Goodyear Fuelmax S. Пробег 413 000 км
Шина Goodyear Fuelmax S. Мнение водителя
Шина Goodyear Fuelmax S. Мнение инженера сервисной станции
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.