Шины – как снизить стоимость километра пробега
Представим себе типичную транспортную задачу – автопоезд доставляет груз из одного города в другой, следуя по современной, скоростной магистрали, затем сворачивает на дорогу регионального значения, заезжает в населенный пункт и движется к месту разгрузки, останавливаясь на светофорах и совершая многократные повороты. Прибыв на место назначения, транспортное средство маневрирует, в начале на территории накопительной площадки, затем при подъезде к пандусу склада, потом разворачивается, и берет курс на другой город, едет к следующему пункту назначения по дорогам различного качества. О каком типе перевозок идет в данном случае речь? Магистральных? Региональных? И какие шины будут оптимальными для данных условий эксплуатации транспортного средства с точки зрения обеспечения наилучшего сцепления с дорогой, минимального расхода топлива и наибольшего ресурса?
Региональные, магистральные, … дорожные!
Не так давно шины было принято делить условно(!) на магистральные и региональные в зависимости от типа перевозок (читай режима движения) для которых они разрабатывались и при которых они максимально полно раскрывают свой потенциал. Долгое время основными для отечественных перевозчиков были региональные шины. Однако, с появлением в России современных магистралей (и ежегодному росту их протяженности), которые по своим характеристикам не уступают европейским, классифицировать перевозки по типу магистральные / региональные стало сложно.
Так, выполняя транспортировку груза машина может пройти различные расстояния по скоростным автобанам и по дорогам регионального значения. И каждый раз соотношение это будет меняться в ту или иную сторону. При этом, развитие логистики и оптимизация использования имеющегося в парках подвижного состава, в частности речь идет о схеме когда один тягач может работать с разными прицепами, усложняет ситуацию с оценкой типа перевозок еще больше. В конечном итоге магистральные и региональные перевозки в буквальном смысле слова «смешиваются» друг с другом и эта комбинация требует от транспортной компании применения шин имеющих соответствующие, скажем так, универсальные свойства и качества.
Но, так как универсальных шин, которые способны работать по разным типам дорог и демонстрировать наивысшие показатели по топливной экономичности, ресурсу и сцеплению с дорогой попросту не существует, то производители создают модели, которые будут иметь ярко выраженные преимущества по определенным показателям. Такими являются, например, ресурс и топливная экономичность. Так как все остальные параметры должны оставаться на приемлемых уровнях (фактически речь идет о создании новых поколений), то разработка шин предполагает наличие мощных финансовых и технических инвестиций, которые есть только грандов индустрии. Одним из них, чьи шины относятся к «ТОП» сегменту, является компания Goodyear. У инженеров компании свое видение того, какими свойствами и качествами должны обладать шины, соответствующие современным требованиям коммерческого транспорта и отвечающие актуальной дорожной инфраструктуре.
Правильная комбинация
Так как при оснащении транспортных средств шинами важно учитывать технические характеристики и особенности предлагаемых к выбору моделей, мы смоделируем типичную ситуацию, приняв в фокус внимания самые популярные у перевозчиков линейки дорожных шин Goodyear FUELMAX и Goodyear KMAX, которые, к слову сегодня представлены на рынке вторым поколением GEN‑2.
Начнем с того, что, несмотря на размытие четкой грани между магистральными и региональными шинами семейство FUELMAX будет относиться условно к первым, а KMAX ко вторым. Почему именно так? Как следует из названия, шины FUELMAX ориентированы на достижение минимального расхода топлива, а KMAX, соответственно, спроектированы с прицелом на максимальный пробег.
Данной информации, в принципе, уже может быть достаточно для того, чтобы укомплектовать транспортные средства шинами, которые будут максимально соответствовать условиям работы транспортных средств и типу осуществляемых ими перевозок. Однако, мы несколько дополним имеющуюся информацию и дадим еще несколько опорных точек важных для грамотного выбора шин.
Так, если задача транспортной компании состоит в том, чтобы получить максимальную экономию топлива, то помимо выбора моделей из линейки FUELMAX важно ставить службе логистики задачу задействовать подвижной состав на перевозках на длинном плече и преимущественно по магистралям. Именно в данных условиях грузовик длительное время движется с устоявшейся (близкой к крейсерской) скоростью и шины могут максимально полно раскрыть свой потенциал.
Получить заметную экономию топлива при работе транспортных средств на короткой дистанции, при их движении с невысокими средними скоростями, большим числом циклов разгон-торможение, практически нереально. Да и не предназначены шины FUELMAX для такого режима работы. В описанных выше условиях нужно делать ставку на максимальный пробег, который дают шины KMAX, обладающие отличной износостойкостью и хорошими сцепными свойствами.
А если перевозчик эксплуатирует свои транспортные средства в смешанном режиме и желает получить все блага сразу – и экономию топлива, и сцепление с дорогой и ресурс? Тогда нужно практиковать комбинированную установку шин KMAX и FUELMAX на одно транспортное средство. Именно так и поступают многие отечественные перевозчики, которые оснащают свой подвижной состав шинами Goodyear.
Так, если рассматривать классический автопоезд, работающий в «смешанном» режиме, то на рулевую ось тягача можно установить шины FUELMAX S GEN‑2, которые демонстрируют хорошие показатели по топливной экономичности (соответствуют классу «B» европейской маркировки), а также классам «B» или «C» по сцеплению с влажным покрытием. Весьма неплохие характеристики шины FUELMAX S GEN‑2 имеют и по уровню шума, о чем свидетельствует маркировка с одной или двумя «волнами». Важно отметить, что при проектировании данных шин конструкторы учли большую нагрузку, которая приходится на переднюю ось современных грузовиков. Ее дает различное дополнительное оборудование как то: системы очистки выхлопных газов, жидкостные подогреватели охлаждающей жидкости, агрегаты климатического оборудования («сухой фен»), всевозможные бытовые приборы, присутствующие в кабине и т. д. Дело в том, что с ростом нагрузки на шины возникает необходимость доработки их силовых каркасов, а также оптимизация формы пятна контакта с дорогой. От этого зависит сцепление шин с опорной поверхностью, тормозной путь, способность держать курс, управляемость, и т. д.
На ведущую ось тягачей, работающих по дорогам невысокого качества, а также при эксплуатации техники в сложных климатических условиях (мокрая, заснеженная, обледенелая дорога) рекомендуется устанавливать шины KMAX D GEN‑2. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ, в том числе способностью сохранять хорошие характеристики по сцеплению с дорогой даже при износе до 75 % от первоначальной глубины протектора. Это, к слову, позволяет отказаться от превентивной замены изношенных более чем на 2/3 шин, перед зимним сезоном эксплуатации и иметь абсолютную уверенность, что никаких проблем со сцеплением на мокром, заснеженном, обледенелом покрытии не будет. Об этом, кстати, свидетельствует и опыт транспортных компаний, которые выбрали именно данный вариант оснащения шинами седельных тягачей, которые работают по всей территории России.
Что касается комплектации шинами осевых агрегатов прицепов, то в зависимости от направленности парка и преобладания тех или иных типов перевозок, варианта два: FUELMAX Т GEN‑2, – оптимальный для максимальной экономии топлива и KMAX Т GEN‑2, – если условия работы техники относятся к сложным.
Стоит ли ориентироваться на статистику?
Транспортные компании, вне зависимости от их расположения и территории работы при выборе шин интересуют три показателя – экономия топлива, наработка шин до их списания (включая все пути продления жизненного цикла – нарезка протектора и «наварка»), стоимость километра пробега шин. По каждому из регионов мира, включая и Россию, у компании Goodyear накоплена уникальная статистика, которая отвечает на обозначенные выше вопросы. Данные собираются, обрабатываются, систематизируются уполномоченными сотрудниками Goodyear, что делает их объективными. Уникальная информация находится в закрытом доступе, но она может быть предоставлена транспортным компаниям, которые задались вопросом оценки экономической эффективности перехода на шины Goodyear.
Принимая к рассмотрению статистические данные, важно понимать, что самыми спорными будут показатели по экономии топлива. Дело в том, что зафиксировать экономический эффект в цифрах, которые бы давали объективную (!) картину – задача отнюдь непростая. Невысокое сопротивление качению, которое и дает экономию топлива, может быть нивелировано нарушениями правил эксплуатации, например, неверно заданным давлением воздуха в шинах или игнорированием его регулярной проверки, доведением до положенных значений с привязкой к загрузке транспортного средства.
Мало того, падение давления в шине на незначительную величину от нормы приводит к росту сопротивления качению, потерь на трение внутри шины и, как следствие, увеличению расхода топлива. Также на топливную экономичность существенное влияние оказывает уровень мастерства водителя и общая дисциплина персонала, в частности, речь идет о фактах хищениях топлива.
В итоге, зафиксировать экономическую выгоду от применения современных топливосберегающих шин могут только парки, которые оснащают свои транспортные средства современными системами мониторинга, в том числе включающими такие важные опции как отслеживание параметров расхода топлива в реальном режиме времени, давления воздуха в шинах, скоростного режима работы транспортного средства и т. д.
Читайте также на сайте Рейс.РФ
Шина Goodyear Fuelmax S. Пробег 413 000 км
Шина Goodyear Fuelmax S. Мнение водителя
Шина Goodyear Fuelmax S. Мнение инженера сервисной станции
А вы знаете, что лизинг был известен уже в средневековой Англии – тогда предметом лизинга были лошади! Сейчас этим выгодным способом можно приобрести даже самый мощный российский бульдозер ЧЕТРА Т40. Да и условия лизинга стали супердружелюбными по отношению к клиенту. Расскажем подробнее.
День Победы – праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
В последнее время российский грузовой автопром сильно зависел от продукции ZF Friedrichshafen. В конце 2000-х, начале 2010-х годов сокращалось свое производство в расчете на полную замену коробками ZF, в частности, 16-ступенчатыми ZF Ecosplit