Главная > Новости > Системы против сна и усталости за рулем

Системы против сна и усталости за рулем

Европа задумалась о том, чтобы обеспечить все автомобили без исключения устройствами, способными предотвращать ДТП из-за сна и усталости за рулем. В начале недели об этой инициативе написала старейшая британская газета Daily Telegraph. Пока европейские законодатели будут рассматривать предложение, экспертный центр "Движение без опасности" вспомнил о том, что уже придумано, чтобы победить проблему сна и усталости за рулем.

Кожа человека может рассказать не только о том, правильно ли он ест, достаточно ли пьет воды, в каком климатическом регионе живет, но и о том, как скоро он уснет. Говоря на языке науки, состояние засыпания можно определить благодаря кожно-гальваническим реакциям, позволяющим распознать мельчайшие детали психоэмоционального состояния человека, которые свидетельствуют даже не о сне, а о состоянии дремоты, выйти из которого гораздо легче, чем из уже начавшегося сна. Импульсы определяются при помощи специальных приборов в виде колец или браслетов, которые подают водителю сигнал и том, что скоро он может уснуть. Например, российская система Vigiton, работающая по такому принципу, рассчитана и еще и на то, чтобы дать водителю информацию о разумных действиях, которые необходимо совершить в таком состоянии, например, аппарат посоветует притормозить, подать звуковой или световой сигнал. С тех пор, как систему стали использовать на железных дорогах, аварии по причине того, что машинист уснул, прекратились.
Устройство, контролирующее режим труда и отдыха водителей, в Европе начали использовать еще в 1970-х годах. Сегодня прибор, называемый тахографом, стал обязателен практически для всех категорий грузового и пассажирского транспорта в России, и не исключено, что в скором времени он станет обязательным вообще для всего крупногабаритного транспорта. В отличие от системы, позволяющий <разбудить> водителя, когда он только начинает засыпать, тахограф был создан для того, чтобы в целом контролировать правильный распорядок его работы. Иными словами, водитель, отдыхающий и работающий строго по расписанию тахографа, имеет мало шансов уснуть за рулем, потому что периодичность и длительность остановок, заложенных в алгоритм программы, не создаст ситуации, при которой можно уснуть. Современный тахограф не только регистрирует режимы труда и отдыха, но и помогает водителю их соблюдать. Сегодня существует 8 моделей тахографов, допущенных к установке: VDO DTCO 3283, Drive 5, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, ШТРИХ-ТахоRUS, EFAS V2 RUS. Все устройства похожи, но есть и принципиальные различия, существующие для удобства водителя. Модель VDO DTCO 3283, к примеру, заблаговременно сообщает водителю, что пора сделать перерыв и смена заканчивается или о возможности продолжать движение еще один час. Кроме этого, водитель может зарезервировать место на ближайшей стоянке со своего мобильного телефона нажатием одной кнопки.
Одно из самых простых «противосонных» устройств представляет собой кнопку и светодиод. Через определенные неодинаковые промежутки времени водитель должен нажимать на кнопку, когда загорается лампочка. Если водитель не успевает вовремя нажать на кнопку, он получает предупреждение о том, что устал, а за усталостью вполне возможно начнется сон. Плюсом этого изобретения можно считать его простоту и универсальность практически для любого вида транспорта, минусом — то, что водителю регулярно приходится отвлекаться на мерцание лампы, которое, к сожалению, может случиться именно в том момент, когда от него потребуется максимальное внимание и, возможно, решительные маневры на дороге.
Ведущий научный сотрудник крупной английской компании Transport Research Laboratory Ричард Корден предложил использовать сенсорные приборы, чтобы отследить положение головы и рук автомобилиста. Инициативу устанавливать эти приборы на машины всех автомобилистов без исключения и рассматривают сейчас в Европе. По задумке создателей, если сенсор распознает, что голова или тело водителя наклонились вперед, то устройство издаст сильный звуковой и световой сигнал, дополнив пробуждение сигналом вибрации. Сенсор может реагировать таким же образом на использование мобильных телефонов и других гаджетов, за которые во многих странах ЕС предусмотрены колоссальные штрафы. Достоинством, которое сложно оспорить, в этой системе является мощность сигналов, от чьего шума невозможно не проснуться, однако, неоспоримым недостатком является и то, что система выполнит функцию будильника, когда человек уже достаточно сильно погрузился в состояние сна, а, значит уже подверг риску ДТП многих автомобилистов и подвергся ему сам.
Видеокамера, способная различить засыпающие глаза от бодрствующих даже в абсолютной темноте благодаря инфракрасному излучению, уже существует, однако, пока она применима только для дорогостоящих автомобилей. Камера отслеживает частоту морганий, которая различается у бодрого и засыпающего человека, фиксирует зевание, положение век, она может быть настроена под индивидуальные особенности засыпания каждого водителя. На презентации камеры на специализированной выставке в Штутгарте, создатели рассказали, что устройство может стоить не дороже 100 евро, но только если запустить его серийное производство.
Другой вариант камеры предлагает контролировать не состояние водителя, а поведение и маневры автомобиля. Устройство наблюдения подает звуковой сигнал, как только машину начинает уводить в сторону, а встроенный датчик оповещает водителя, когда он нарушает правила разметки. Создатели позаботились не только о том, чтобы звук был громким, но и нес смысловую нагрузку, засыпающие водители слышат не просто сирену, а звук барабанной дроби.
Экспертный центр «Движение без опасности» напоминает, что любую проблему легче предотвратить, чем решить, поэтому при малейших признаках сонливости откажитесь от поездок за рулем. Главными причинами, приводящими ко сну за рулем, являются усталость и поездки ночью, особенно по трассе, когда дорога почти не меняется и светофоры не прерывают выбранную скорость. Медики не рекомендуют садиться за руль и после плотного обеда, ужина и приема лекарств, особенно, если вы не знаете какое именно действие они окажут на ваш организм. Предельно внимательными стоит быть людям, зависимым от погоды, которая тоже может вызывать сонливость, наступающую абсолютно незаметно.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Снижаем затраты на эксплуатацию грузовых шин. Какие сервисные программы доступны перевозчикам в 2024 году.

Ломовоз ЛМ‑1К.6

Ломовоз ЛМ‑1К.6 – мнения продавца и покупателя

Своим мнением о ломовозе ЛМ‑1К.6 делятся представители дилера и эксплуатирующей организации

Подержанный Peugeot Boxer

Подержанный Peugeot Boxer – стоит ли брать?

Peugeot Boxer – один из самых распространенных в России переднеприводных «малотоннажников». Его братья-близнецы Citroen Jumper и итальянский FIAT Ducato по объемам парков уступают в разы

Теги

Галерея (1)

Комментировать





Поделиться