Опыт эксплуатации крана-манипулятора Palfinger PK 35000

При своевременном обслуживании и грамотной эксплуатации краны-манипуляторы Palfinger надежны и безотказны. Даже проработавшие десять и более лет

2201 0 17 14.02.2018
Опыт эксплуатации крана-манипулятора Palfinger PK 35000

Большинство находящихся в эксплуатации в России кранов-манипуляторов – ​модели грузовым моментом 7-15 тонн на метр (тм). Имея верхнее значение этой характеристики из приведенного выше диапазона, КМУ позволяет поднимать с платформы грузовика и опускать на землю, рядом с машиной, практически любой строительный груз. Ведь, например, масса шестиметровой плиты перекрытия или самого тяжелого колодезного кольца диаметром 2 м не превышает двух с половиной тонн. Но у ряда перевозчиков, работающих в строительном сегменте, требования к манипулятору существенно выше. И грузовой момент им нужен не менее 30 тм, поскольку с краном на 15 тм от наиболее выгодных подрядов приходится попросту отказываться. Например, если заказчик сразу оговаривает разгрузку плит перекрытия не в штабель, а прямо на ленту фундамента будущего дома. И его можно понять: ​зачем платить дважды по 15 тыс. рублей – ​сначала за доставку железобетонных изделий, а потом за рабочую смену 25-тонного автокрана? В последние годы застройщики научились экономить деньги, а конкуренция среди тысяч перевозчиков, накупивших борта с манипуляторами, обострилась до предела. В этих условиях зачастую выигрывают обладатели КМУ тяжелого класса. Напомним, по разным классификациям к таковым относятся установки грузовым моментом, например, свыше 22 или 30 тм, т.е. способные сгружать те же двухтонные плиты на расстоянии свыше десяти метров от оси поворотной колонны. А если, к тому же, КМУ тяжелого класса установлена не за кабиной, а на заднем свесе крупнотоннажного шасси, то возможности машины будут существенно шире выполнения тривиальных транспортных задач. Это уже полноценная строительная спецтехника, способная работать с большими вылетами стрелы – ​шасси автомобиля надежно опирают на аутригеры на безопасном расстоянии от кромки котлована. Именно о таком манипуляторе, установленном на бортовом грузовике одного из московских частных предприятий, 
мы и расскажем.
Подержанную КМУ Сергей привез из Eвропы. От большинства прочих установок марки Palfinger, что покупают в нашей стране как мелкие, так и крупные перевозчики, выбранная модель PK 35000 отличается внушительным – ​35 тонн на метр – ​грузовым моментом. А кроме того, родной австрийской сборкой и полноповоротной колонной. То есть вместо гидроцилиндра с зубчатой рейкой, применяемого на всех моделях Palfinger российской сборки, здесь установлен гидромотор. Это позволяет вращать стрелу в любую сторону, без ограничения оборотов. В семействе КМУ модели PK 35000 (ее выпускали на заводе в Зальцбурге с 1997 по 1999 годы) есть шесть модификаций с количеством выдвижных секций от двух до семи.

В нашем случае это модификация «С» с четырехсекционной стрелой максимальным вылетом 12,5 м, на котором кран берет на крюк до 2420 кг, что более чем достаточно для большинства грузоподъемных работ в малоэтажном строительстве. Современный аналог давно снятой с производства модели PK 35000-С – ​это тоже четырехсекционная КМУ Palfinger PK 36502-С несколько большей грузоподъемности. Правда, желающих заказать у дилера такой роскошный манипулятор ценой 5,2 миллиона рублей в России практически нет. Для рядового перевозчика даже вдвое более доступный и вдвое менее грузоподъемный кран ИМ 240-04 ишимбайского завода – ​это дорого. И большинство из них приобретает модели попроще, чисто транспортного назначения – ​«привез-сгрузил». Основание манипулятора PK 35000 выполнено в виде сварной трехопорной конструкции и закреплено на заднем свесе машины длинными шпильками из хромомолибденовой стали – ​производитель рекомендует их делать диаметром не менее 30 мм (резьба М30х1,5). В основание крана интегрирована поперечная балка, из которой воздействием штоков гидроцилиндров выдвигаются балки задних аутригеров. Поперечная балка передних аутригеров закреплена под рамой шасси за кабиной автомобиля на усиленных накладками лонжеронах. На центральной части основания установки смонтирована кованая поворотная колонна с шестерней, которую вращает гидромотор с планетарным редуктором. Верхняя часть колонны – ​сварная, коробчатого сечения, на ней шарнирно, через проушины и палец, закреплена первая секция стрелы. Все четыре выдвижные секции имеют коробчатый профиль шестигранного сечения и выдвигаются усилием закрепленных снаружи гидроцилиндров. Такая конструкция существенно упрощает ремонт: ​снять и заменить потекший гидроцилиндр можно не разбирая стрелу. Подшипники скольжения секций стрелы (скользуны), как и шарниры, требуют регулярной смазки через пресс-масленки. В гидросистему установки входит бак для жидкости, гидронасос, установленный через КОМ на коробке передач шасси, многосекционного гидрораспределителя с предохранительным клапаном и золотниковыми клапанами управления. Для дополнительной защиты от перегрева владелец машины установил второй бак с гидравлической жидкостью. К гидроцилиндрам выдвижения стрелы жидкость поступает через установленный на оси вращения колонны центральный коллектор. Его неподвижная колонка – ​монолитная деталь цилиндрического сечения с просверленными в ее толще вертикальными каналами – ​закреплена на основании установки. Надетая с минимальным зазором на колонку, гильза коллектора вращается вместе с поворотной колонной крана. Через радиально просверленные в колонке отверстия жидкость поступает в расположенные на разных уровнях кольцевые проточки гильзы и далее, через ввернутые штуцеры, в соответствующие гидролинии каждого из гидроцилиндров стрелы. Остается добавить, что эксплуатация такого выдающегося по характеристикам и возможностям КМУ – ​удовольствие недешевое. Ежегодное ТО с заменой всех рукавов высокого давления может стоить до 100 тыс. рублей. Разумеется, при правильной организации работы и сформировавшемся круге постоянных заказчиков все эксплуатационные расходы, да и первоначальные инвестиции в подержанную КМУ и автомобильное шасси быстро окупаются. А дальше стоит задача поддерживать рабочее состояние техники как можно дольше – ​не экономить на качестве запчастей и рабочих жидкостей, не лениться еженедельно прогонять консистентную смазку через пресс-масленки.

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще

Материалы по теме:

9) Лесовоз MAN TGS

01.03.2016

32) ДЕМОСТРОЙ-2018

01.06.2018

40) bauma СТТ RUSSIA 2018

11.07.2018