Пожарная машина АЦ-1,0-40/4

Компания «Чайка-Сервис» представила новую пожарную машину АЦ-1,0-40/4 на шасси «ГАЗон-Next». Среди одноклассников автомобиль выделяется двухрядной шестиместной кабиной, алюминиевым кузовом, баками из композитных материалов и рядом других интересных технических решений

4329 1 13 18.07.2016
Пожарная машина АЦ-1,0-40/4

Российским производителям пожарной техники уже давно требовалось недорогое, современное шасси, которое заменило бы собой импортные аналоги, стоимость которых весьма ощутимо поднялась в кризис. Один из первых вариантов пожарных автомобилей АЦ-1,0-40/4, созданных на базе «ГАЗона-NEXT», презентовала на IX Международном салоне обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2016» нижегородская компания «Чайка-Сервис». Именно там мы и познакомились с новинкой.
Для создания пожарного автомобиля никакой доработки стандартного шасси не потребовалось. Изучив технические характеристики и просчитав параметры силовой конструкции машины, инженеры «Чайки-Сервис» пришли к выводу, что ни рама, ни подвеска, ни иные элементы силовой структуры грузовика не требуют каких-либо доработок и усилений. Это существенно сократило временные затраты на изготовление товарного спецавтомобиля и заметно снизило его конечную стоимость. Цена, особенно на сегодняшний день, очень важный параметр, по которому идет оценка спецтехники, закупаемой по линии государственных структур. Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) автоцистерны ­АЦ-1,0-40/4 включает в себя все необходимые инструменты и оборудование, которые так или иначе могут быть использованы во время предотвращения чрезвычайных ситуаций. Автомобиль укомплектован ПТВ в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2006 №425 «Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года» с изменениями по приказу МЧС России от 28.03.2014 №142.
Одним из самых интересных элементов специальной надстройки является двухрядная шестиместная кабина «Тайга», которая позволяет с достаточно высоким уровнем комфорта разместить и доставить пожарный расчет к месту проведения аварийно-спасательных работ, а также обеспечить условия для кратковременного отдыха. Кабина выполнена из особо прочных, не подверженных коррозии, имеющих малый вес современных композитных материалов. Важно отметить, что второй ряд кабины проектировался таким образом, чтобы обеспечить свободное перемещение людей в спецодежде и амуниции. Так, расстояние от задней стенки кабины до перегородки отсеков составляет более 1,2 метра! При этом широкий и, что также немаловажно, высокий дверной проем полностью открывается благодаря широко распахиваемой двери. Отметим, что все четыре расположенные вторым рядом кресла имеют кронштейны для аппаратов со сжатым воздухом, необходимым для обеспечения дыхания пожарного расчета в условиях повышенной задымленности. Все сиденья оснащены трехточечными ремнями безопасности. Предусмотрели конструкторы и эффективную термоизоляцию кабины. С одной стороны, термоизолирующий слой препятствует быстрому выстуживанию пассажирского отсека при работе спецмашины в холодное время года, с другой – является дополнительной защитой от высокой температуры пожарища при нахождении техники в непосредственной близости от очага возгорания. Для более эффективного обогрева экипажа в холодный период времени конструкторы внедрили в конструкцию автономный жидкостный отопитель повышенной мощности, который поддерживает необходимую комфортную температуру в кабине даже в сильные морозы. Этот же агрегат отвечает и за подогрев насосного отсека, а также бака пенообразователя. Поддержание положительной температуры рабочих узлов и агрегатов спецмашины очень важно, так как от их способности сразу работать на полную мощность зависит эффективность борьбы с возгоранием. В этом деле каждая секунда в прямом смысле слова на вес золота. Система автономного подогрева обеспечивает положительную температуру и расположенных в рабочем отсеке спецмашины трубопроводов, не позволяя воде замерзать в них при низких температурах окружающего воздуха. Разумеется, вся влага после окончания работы установки удаляется из системы благодаря сливным клапанам и функции продувки, реализованной в насосном агрегате. Как показали полевые испытания, на удаление воды и конденсата из системы требуются считанные секунды. Еще раз подчеркнем: система отопления кабины и рабочего оборудования полностью автономна, имеет собственный контур циркуляции энергоносителя (в нашем случае речь идет об антифризе) и никак не интегрируется в контур охлаждения силового агрегата шасси. Согласно данным производителя спецмашины, благодаря описанной выше автономной системе подогрева ее оборудование полноценно функционирует даже в условиях сильных морозов – 40о С, а в доработанном варианте и до – 50о С. Фактически огнеборцы получают универсальный инструмент пожаротушения, пригодный для работы во всех климатических зонах Россиийской Федерации.
Для того чтобы обеспечить высокую коррозионную стойкость баков для воды и пенообразователя, которые в зависимости от исполнения могут иметь объемы 1000-2000 и 60-120 литров соответственно, их изготавливают из композиционного материала. Благодаря ему также достигается и минимизация массы данных конструктивных элементов. Чтобы дополнительно усилить конструкцию баков, их материал армируется специальными волокнами, а также, где это необходимо, и вставками из алюминиевых сплавов. Чем еще интересны баки из композиционных материалов, так это тем, что форма их нижней части повторяет профиль обращенной к ним поверхности. По сути, емкости как бы облегают пол. Тем самым обеспечивается высокая степень использования свободного пространства кузова и достигается интеграция емкостей максимально возможного объема. Также благодаря оптимальному расположению баков относительно дороги имеет место быть снижение центра тяжести спецмашины и улучшение ее устойчивости. Данный параметр крайне важен для пожарного автомобиля, который в прямом смысле слова несется к месту ликвидации возгорания. Чтобы обеспечить оптимальную нагрузку на переднюю ось и задний мост, конструкторы разместили оба бака между кабиной и насосным агрегатом.
Кузов специальной установки выполнен из листов алюминия, что делает его легким, прочным и коррозионностойким. Среди интересных технических решений, которые нашли воплощение в новом кузове, отметим две откидные подножки, которые обеспечивают удобный доступ к вооружению, расположенному в верхней части отсеков кузова. Как заверили нас инженеры фирмы, конструкция легко выдерживает нагрузку от двух стоящих на ней пожарных в полном снаряжении.
Самое приятное в новом спецавтомобиле это то, что он на 98% состоит из комплектующих российского производства. Причем все примененные узлы, агрегаты и детали имеют высокое качество, что подтверждается их эксплуатацией в других спецмашинах. В оставшиеся 2% входят отдельные задвижки, краны и электрические компоненты, которые, увы, российскими предприятиями либо не выпускаются, либо наши аналоги уступают зарубежным. Это означает, что никакого влияния на конечную стоимость спецмашины колебания стоимости валют не оказывают, а запасные части всегда доступны как по их наличию, так и по цене. И, наконец, последнее. Спецмашина успешно прошла приемку межведомственной комиссии МЧС России и рекомендована к серийному производству. Заметим, данная работа была проведена в инициативном порядке со стороны фирмы «Чайка-Сервис». Все требования по доработке были выполнены, пожелания экспертов учтены.

Комментарии (1) Добавить комментарий

    Сулаев Александр, Водитель ,

    20.07.2016

    «с „Тайгой“ в тайгу» На такой машине в тайгу однозначно не проехать. Только для работы в условиях населённых пунктов где есть твёрдое дорожное покрытие эта машина годна. Для тайги и сельской местности, на базе «Садко» машина нужна. Т.е. — полноприводная. Потому как у нас в России даже в городах-читать далее
показать еще