Комбинированная дорожная машина КДМ 7881 03

Специальная установка комбинированной дорожной машины КДМ 7881.03 производства завода «Смоленские машины» изготовлена из стойкой к коррозии нержавеющей стали и способна пережить не одно шасси

3527 0 5 26.06.2015
Комбинированная дорожная машина КДМ 7881 03

Спецмашина КДМ 7881.03 (КДМ 7881.04) встала на заводской конвейер предприятия «Смолмаш» в феврале 2015 г., а первый ее экземпляр был продемонстрирован в октябре 2014 года. Двухосные шасси КАМАЗ-43253 и КАМАЗ-53605, на которых базируются рассматриваемые нами КДМ, имеют относительно небольшую длину, благодаря которой спецмашины успешно маневрируют в условиях ограниченного пространства, характерного для плотной городской застройки. Заметим, в нашем случае монтаж специальной установки-пескоразбрасывателя выполнен непосредственно на раму шасси через надрамник. Последний сварен из швеллеров и труб квадратного сечения 120х80 мм. Схема, при которой установка загружается в кузов самосвала, в данном случае не применялась, так как задача конструкторов состояла в том, чтобы спроектировать именно специальную машину на собственном шасси, а не использовать в качестве последнего самосвал. Тем не менее говорить о том, что шасси КАМАЗ-43253 и КАМАЗ-53605 не могут быть задействованы под другую надстройку, нельзя. Так, при завершении зимнего сезона на шасси монтируется поливомоечное оборудование, которое может быть выполнено как в виде металлической цистерны (V=7,2 куб. м), так и в виде блока пластиковых емкостей (V общ.=7,5 куб. м), который имеет аналогичный по геометрическим размерам надрамник. Благодаря унификации надрамников на перестановку оборудования с переподключением коммуникаций уходит не более трех часов. Установка фиксируется к раме посредством десяти мощных стремянок. В качестве подъемного оборудования, которое используется для смены специальной установки, может применяться кран-манипулятор, автокран, кран-балка, иной подъемный механизм, способный работать с весом до двух тонн. Что-то из перечисленного непременно имеется у коммунальных служб. А именно на них в первую очередь ориентирована спецмашина. Причем рекомендовать КДМ 7881.03 (КДМ 7881.04) стоит компаниям, которые работают в городе. На трассе предпочтительнее использовать спецмашины на шасси более тяжелых, трехосных грузовиков, которые имеют и большую грузоподъемность.
Выбор в пользу челнинских грузовиков был продиктован такими важными преимуществами, как относительно невысокая стоимость базового шасси, доступность запасных частей, самый широкий охват территории фирменными сервисными центрами, где можно не только обслужить, но и оперативно отремонтировать шасси. Кроме того, доступных по стоимости грузовиков нужной грузоподъемности 9-12 т на российском рынке нет. Конкуренцию КАМАЗам могут составить разве что автомобили Минского автомобильного завода. Испытания и работы по получению ОТТС на шасси МАЗ, аналогичное КАМАЗ-43253 и КАМАЗ-53605, проводятся в настоящее время и планируются к завершению в июне 2015 года.
Примечательно, что в вариантном исполнении специальная установка может быть изготовлена из обычной конструкционной стали, что существенно уменьшит конечную стоимость комплектного спецавтомобиля. Однако сваренный из «чернушки» кузов будет подвержен коррозии, что может послужить поводом для отправки его на капитальный ремонт уже через три-четыре сезона активной эксплуатации. Чтобы сократить расходы на ремонт, необходимо отдать предпочтение конструкции, выполненной из нержавеющей стали. Ей коррозия не страшна по определению. При этом срок службы установки до ее капитального ремонта по отношению к аналогу, выполненному из конструкционной стали, может быть увеличен в два, а то и три раза. Как показывает практика, установка из нержавеющей стали может пережить не одно шасси.
По сути, из-за отсутствия коррозионных процессов обслуживание установки сводится к шприцеванию шарнирных соединений и, возможно, ремонту или замене приводной цепи транспортера. Разумеется, за все нужно платить. Так, пескосолераспределитель, изготовленный из нержавеющей стали, обойдется примерно на 35-40% дороже аналога, сваренного из конструкционной стали. Особо подчеркнем, что, используя слово «аналог», мы не подразумеваем конструкции, похожие как две капли воды. Установки имеют разные комплектации, и их детали не взаимозаменяемы.
Неоспоримыми преимуществами пескосолераспределителя, изготовленного из нержавейки, является весьма высокая точность дозировки материала, который идет на обработку дороги. Точность достигается за счет применения электронной системы управления, которая дозирует подачу материала. Заметим, регулировку можно производить и вручную. При этом водитель сам, например пользуясь специальными таблицами, задает режимы работы установки. Возможность задания алгоритмов в мануальном режиме позволяет в некоторых ситуациях повысить экономию материала. Для ориентации в настройках к каждому автомобилю прилагается упомянутая выше специальная таблица, в которой расписаны положения регуляторов, цифровые данные и прочее – то есть то, что необходимо выставить или задать при том или ином режиме работы. Однако наиболее современной системой управления является та, что имеет в своем составе модуль GPS, который может с высокой точностью передавать на электронный блок управления значение скорости движения машины. С привязкой к скорости уже автоматически настраивается и вся система распределения материала.
За удобство в работе приходится платить. Так, разница между ручной и автоматической системами управления полной посыпки составляет от 20 до 180 тысяч рублей, в зависимости от выбора производителя. Однако данные затраты довольно быстро окупятся за счет экономии материала. Кстати разработчики машины рекомендуют полностью автоматическую систему управления для спецмашин, которые работают на трассах – в городе достаточно и ручного управления. Также базовое оснащение оборудованием из нержавеющей стали позволяет задавать так называемую асимметрию посыпки обрабатываемой площади. Где ее применить? Например, при обработке карманов остановок общественного транспорта или съездов с дороги. Водителю при этом нет необходимости менять траекторию прямолинейного движения. Нажатием соответствующей кнопки он активизирует механизм поворота колонны, и материал устремляется в сторону кармана. Также простым поворотом ручки реостата водитель имеет возможность увеличить или уменьшить подачу материала. В городе такая функция необходима при проезде участков дорог обочины, которые заставлены припаркованными легковыми автомобилями. Если подачу не уменьшить, то из-за атаки пескосоляной смеси лакокрасочное покрытие машин может пострадать.
Сегодня производитель спецмашины старается по максимуму заменить импортные комплектующие отечественными аналогами. В первую очередь речь идет об автоматике управления. На данный момент времени процент импортных комплектующих составляет чуть более 30%. Сюда входят элементы гидросистемы – гидромоторы, редукторы, цепи, иные элементы привода.
Рабочая установка КДМ 7881.03 (КДМ 7881.04) разработана силами собственного конструкторского бюро с учетом особенностей эксплуатации машин в российских условиях и пожеланий клиентов. Это очень важно, так как часто необходимые для российских условий опции, функции, конструктивные элементы в импортных установках либо отсутствуют, либо предлагаются за дополнительную и весьма ощутимую плату. Например, диск разбрасывателя отечественной установки изготовлен, как и кузов, из нержавеющей стали. Есть шести- и восьмилопастные варианты. Импортные аналоги, которые раньше шли на комплектацию смоленских спецмашин, в эксплуатации оказались недостаточно прочными, и на них поступали жалобы. Отечественный диск разрабатывался с учетом требований практиков – механиков эксплуатирующих организаций. Их мнения и пожелания были собраны в ходе выездных мероприятий, которые организовываются периодически инженерной службой завода «Смолмаш». При этом учитываются условия работы конкретной организации в конкретном регионе. Так, изучив параметры (зернистость, просыпаемость, влажность и т. д.) применяемого материала, заказчику в стандартную комплектацию изначально устанавливается шести- или восьмилопастной диск. Также для увлажнения материала при работе чистой солью конструкторы оснастили установку пластиковыми баками суммарной емкостью до полутора тысяч литров «рассола».
Примечательно, что в качестве транспортера используется обычная «пальцевая» цепь. Она не требует никакого ежедневного обслуживания, в том числе смазки. По сути, ее заклинивание исключено конструктивно. Важно, что цепь обладает отменной ремонтопригодностью – то есть при повреждении звеньев их можно заменить отдельно, причем выполнить это в любой мастерской, имеющей минимальный комплект инструмента. Другая особенность спецмашины – система охлаждения масла в приводе средней или передней щетки. Масляный радиатор, встроенный в гидросистему, позволяет не допустить перегрева гидравлической жидкости при непрерывной работе оборудования продолжительное время – скажем, от двух часов и дольше. Примечательно, что радиатор применили, несмотря на то, что емкость гидробака составляет 160 литров, что само по себе положительно влияет на оборачиваемость масла и позволяет ему остывать естественным образом. При этом для того чтобы обеспечить требуемый тепловой режим гидравлической жидкости, вентилятор радиатора включается, как только датчик температуры масла зафиксирует значение +40 градусов Цельсия. Разумеется, у водителя есть и клавиша принудительного включения вентилятора. Данную функцию водитель активирует при подозрении на перегрев масла или отказе датчика.
Вернемся к гидробаку. Учитывая российские условия эксплуатации, инженеры оснастили бак двумя фильтрами, что позволяет отсеивать большинство загрязнений и продуктов износа, которые попадают в гидросистему в процессе эксплуатации или при замене гидравлической жидкости.
Идущий в комплекте к спецмашине трехметровый передний отвал предназначен для работы на небольших скоростях, типичных для городской эксплуатации. Его масса (до 600 килограммов) рассчитана таким образом, чтобы он не перегружал переднюю ось грузовика и не ухудшал тем самым управляемость машины. Привод отвала электрогидравлический, питается от общей гидросистемы. Управление осуществляется с пульта отечественного производства непосредственно из кабины шасси.
Стоит отметить, что поставляемое российскими смежниками пультовое оборудование ничем не уступает импортным аналогам. Здесь есть эргономичный корпус, подсветка клавиш, датчик внешней температуры и т. д. При этом цена отечественного пульта существенно ниже зарубежного. Одна из модификаций устанавливаемых отвалов – комбинированный отвал. Он оснащен двумя рабочими ножами, которые меняются посредством гидропривода. Стальной нож применяется для удаления наледей, а резиновый используется как основной «скребок» для патрульной снегоочистки. Замена ножей производится одним нажатием клавиши в кабине шасси.

 

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще