Преимущества малого предприятия

Статус малого предприятия дает определенные преимущества. Какое предприятие может считаться малым? Рассказывает эксперт-юрист компании «Что делать Консалт» Ксения Антоновская

6899 0 1 26.10.2015
Преимущества малого предприятия

Проверяем статус

Категория малого предприятия определена в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – закон №209-ФЗ). Так, к субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) можно отнести коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), потребительские кооперативы и индивидуальных предпринимателей (в т. ч. КФХ), если одновременно ими выполняются следующие условия:
1. Доля участия в уставном капитале потенциального СМП суммарно не превышает:

  • 25%, если участники: РФ, субъект РФ, муниципальные образования, общественные, религиозные организации и фонды;
  • 49%, если участники – иностранные организации;
  • 49%, если участники – другие организации, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.

2. Не более 100 человек – средняя численность работников за предшествующий календарный год.
3. Не более 800 млн руб. – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год (п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 №702, действует с 25 июля 2015 года).
Приведем пример. Как определить, соответствует ли ваша организация СМП (предположим, что требования к участникам организации соответствуют требованиям, предъявляемым законом №209-ФЗ2 (п. 1 ч. 1 ст. 4 закона №209-ФЗ).

Вывод. В течение трех лет подряд средняя численность работников и выручка организации не превышала установленных законом №209-ФЗ предельных значений. Следовательно, на протяжении 2016 года организация будет считаться малым предприятием (ч. 4 ст. 4 закона №209-ФЗ).
Для сведения: для микропредприятий и субъектов среднего предпринимательства требования в отношении участия в их уставном капитале идентичны СМП. При этом для микропредприятий средняя численность работников не должна превышать 14 человек, а выручка от реализации – 120 млн руб. А для средних предприятий не более 250 человек и 2 млрд руб. соответственно.
Вновь созданной организации также можно получить статус СМП, не дожидаясь истечения календарного года. Если все перечисленные выше критерии не превышают предельных значений за период, прошедший со дня государственной регистрации, то организация подпадает под СМП (ч. 5 ст. 4 закона №209-ФЗ).
Однако СМП утратит свой статус, если будет превышено предельное значение:

  • доли участия в уставном капитале – с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
  • численности работников и выручки от реализации в течение трех календарных лет подряд – по истечении этих трех лет, т. е. на четвертый год (ч. 4 ст. 4 закона №209-ФЗ).

Преференции для предприятий

В ст. 7 закона №209-ФЗ определены ключевые меры поддержки малого предпринимательства за счет снижения финансовых и управленческих издержек с целью создания комфортных условий ведения бизнеса в России.
Рассмотрим наиболее значимые льготы.

1. Малый бизнес освобожден от проверок в течение трех лет.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении СМП (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – закон №294-ФЗ). Однако такие «каникулы» не распространяются:

  • на виды деятельности, указанные в ч. 9 ст. 9 закона №294-ФЗ;
  • на отдельные ви­ды государственного контроля, исчерпывающий перечень которых содержится в ч. 6 ст. 26.1 закона №294-ФЗ (с учетом частей 3, 3.1 ст. 1 закона №294-ФЗ);
  • на злостных нарушителей; критерии приведены в ч. 2 ст. 26.1 закона №294-ФЗ.

В случае если юридическое лицо (ИП) обнаружит, что сведения о нем неправомерно содержатся в ежегодном плане проведения плановых проверок, то ему необходимо направить соответствующее заявление в орган государственного контроля об исключении его из плана проверок (ч. 3 ст. 26.1 закона №294-ФЗ).

2. Меры поддержки в сфе­ре налогообложения.

Особенности налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства законом РФ о налогах и сборах не предусмотрены (Письмо ФНС России от 09.02.2015 №ГД 4 3/1836@).
Вместе с тем такие льготы могут устанавливаться на региональном и местном уровнях нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. В частности, по земельному налогу(п. 2 ст. 387 НК РФ).
Так, на территории города Москвы, в зависимости от категории земельного участка, применяются дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 №74 «О земельном налоге». Как правило, СМП уплачивают земельный налог по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Также, к примеру, Законом г. Москвы от 05.11.2003 №64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что СМП уплачивает налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, но при соблюдении еще двух условий (п.1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 №64 «О налоге на имущество организаций»):

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговых органах не менее трех календарных лет, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации на одного работника составила не менее 2 млн рублей.

При этом налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 м2 площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика.

3. Статистическое наблюдение за деятельностью СМП.

На основании ч. 2 ст. 5 закона №209-ФЗ сплошные статистические наблюдения за деятельностью СМП проводятся один раз в пять лет.
Однако данное правило не действует, если СМП попали в так называемую «выборку» (ч. 3 ст. 5 закона №209-ФЗ, п.п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – Правила), которая проводится ежемесячно или ежеквартально. В этом случае малым предприятиям придется представлять статотчетность в Росстат (п.п. 2, 6, 7 Правил). Узнать подробный порядок представления и сроки сдачи отчетности, а также бесплатно получить бланки форм федерального статистического наблюдения вы можете в территориальном отделении Росстата (п.п. 11.1, 14.1 Приказа Росстата от 27.11.2012 №618 «Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной статистики»).

4. Особенности ведения СМП кассовых операций.

С 1 июня 2014 года на основании Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание №­3210-У) для СМП действует упрощенный порядок ведения кассовых операция, который заключается в том, что лимит остатка наличных денег СМП могут не устанавливать (п. 2 Указания №3210-У, Письмо ФНС от 09.07.2014 №ЕД-4-2/13338).

5. Льготы в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

По общему правилу СМП используют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Однако если СМП относятся к экономическим субъектам, перечисленным в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон №402-ФЗ), то применять упрощенную бухгалтерскую отчетность такие субъекты не могут.
Субъектам малого предпринимательства разрешены следующие способы упрощения бухучета и отчетности:

  • самостоятельное ведение бухучета руководителем организации на основании соответствующего приказа (ч.3 ст. 7 закона №402-ФЗ);
  • сокращенный рабочий план счетов (п.3 Информации Минфина №ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация Минфина №ПЗ-3/2015);
  • упрощенная форма баланса и отчета о финансовых результатах (п. 1 ч. 4 ст. 6 закона №402-ФЗ). Пояснения к отчетности составляются, если в них нужно привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п.п. 17-18.1 Информации Минфина №ПЗ-3/2015, Письмо Минфина от 27.12.2013 №07-01-06/57795);
  • использование кассового метода учета доходов и расходов (п. 12 Приказа Минфина России от 06.05.1999 N 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99», п. 18 Приказа Минфина России от 06.05.1999 N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»);
  • ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010 не применяются (п. 19.2 Информации Минфина №ПЗ-3/2015);
  • резерв на оплату отпусков не создается (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 11 Информации Минфина № ПЗ-3/2015);
  • проценты по займам учитываются как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);
  • финансовые вложения не переоцениваются по рыночной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02);
  • ошибки в бухучете исправляются как несущественные (п.п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • последствия изменения учетной политики отражаются в отчетности перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание! Способы упрощения бухучета и отчетности, применяемые СМП, должны быть закреплены в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Что же касается уплаты СМП взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, то законодательством в этой области особенности не установлены. СМП исчисляют и уплачивают страховые взносы в общем порядке.

6. Преференции в сфере аренды.

СМП, арендующим нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, предоставлена имущественная поддержка в виде ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 м2 в год (Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 №800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» (далее – Постановление №800). Такой размер арендной платы установлен до 30 июня 2016 года (п. 5 Постановления №800-ПП).
При этом не все СМП могут воспользоваться льготной арендной ставкой, а только поименованные в п. п. 1.1 – 1.3.2 Постановления №800-ПП.
Решение о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы принимается Межведомственной комиссией на основании обращения СМП с приложением комплекта документов (п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы»).
Следует помнить, что для получения льготной арендной ставки на следующий год СМП необходимо обратиться в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию в срок до 1 декабря текущего года.

7. Преимущественное право приобретения арендованного имущества.

Напомним, Федеральным законом от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон ­№159-ФЗ) для СМП установлено преимущественное право на приобретение в собственность арендованного недвижимого государственного или муниципального имущества. Воспользоваться таким правом СМП сможет до 1 июля 2018 года (ч. 3 ст. 10 закона №159-ФЗ).
Для реализации преимущественного права на приобретение имущества СМП (за исключением некоторых) следует соблюсти условия, предусмотренные ст. 3 закона №159-ФЗ:

  • по состоянию на 1 июля 2015 года имущество находится в аренде непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества;
  • у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам (штрафам, пеням);
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень имущества, предназначенного для передачи в аренду СМП. В случае если все условия соблюдены, СМП-арендатор может обратиться в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность арендуемого имущества. В свою очередь уполномоченный орган обязан принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок (п. 2 ч. 3 ст. 9 закона №159-ФЗ).

8. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в тендерах.

По общему требованию при осуществлении закупок заказчик обязан предоставить преимущества отдельным категориям участников (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон №44-ФЗ).
Перечислим основные преимущества, предоставляемые для СМП:

  • На основании ч. 1 ст. 30 закона №44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у СМП.
    Однако такая обязанность у заказчика отсутствует в случае, если рассчитанный объем закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций составил ноль рублей (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 №Д28и-2891).
    Реализовать данное требование заказчик может путем указания в извещении о проведении закупки, что ее участниками являются только СМП и социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не может превышать 20 млн рублей (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 30 закона №44-ФЗ).
    Вторым способом соблюдения ч. 1 ст. 30 закона №44-ФЗ является привлечение СМП в качестве субподрядчиков (соисполнителей). Такое условие должно быть зафиксировано в контракте (ч.ч. 5, 6 ст. 30 закона №44-ФЗ).
  • Если участником закупки является СМП, то размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе не может превышать 2% НМЦК (ч. 15 ст. 44 закона №44-ФЗ).
  • Срок оплаты контракта (отдельного этапа его исполнения), заключенного с СМП, не должен превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 закона №44-ФЗ). Такое условие об оплате обязательно должно быть отражено в контракте.
  • Для участия в закупках СМП не требуется подтверждать свой статус дополнительными документами. Участнику необходимо только задекларировать в заявке свою принадлежность к СМП (ч. 3 ст. 30 закона №44-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России №7158-ЕЕ/Д28и,ФАС России №АЦ/13590/14 от 4.04.2014 «О позиции Минэкономразвития Россиии ФАС России по вопросу применения нормФедерального закона от 5 апреля 2013 г.№44-ФЗ «О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд» к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», п. 43 Письма МинэкономразвитияРоссии от 30.09.2014 №Д28и-1889).

В заключение отметим, что для использования льгот, установленных для СМП, не требуется получать специальный документ, свидетельствующий о статусе СМП. И более того, не нужно вносить сведения о компании в реестры СМП – получателей поддержки. Согласно ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 16 закона №209-ФЗ в такие реестры включаются сведения только о тех предприятиях, которые получают от этих органов финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки и повышения квалификации работников. В случае если организации необходимо подтвердить свое соответствие СМП, то о таком статусе может свидетельствовать выписка из ЕГРЮЛ, бухгалтерская и статистическая отчетность.

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще

Материалы по теме:

2) Россия и мир

15.05.2015