Многофункциональный автомобиль для ремонта сетей "РИАТ-МАРС"

Многофункциональная машина на полноприводном шасси КАМАЗ предназначена для парков электросетевых компаний. Заменяя несколько единиц техники, она поможет сэкономить около 5 миллионов рублей в год

774 0 20 21.05.2018
Многофункциональный автомобиль для ремонта сетей

Опоровозом МAРС назвали новую машину ее создатели в компании «РИАТ» из Набережных Челнов. Напомним, это предприятие – ​своего рода тюнинг-ателье при камском автогиганте, занимающееся разработкой и выпуском малосерийных грузовиков и различной спецтехники на шасси КАМАЗ. Аббревиатура МАРС расшифровывается как «многофункциональный автомобиль для ремонта сетей». Машина предназначена для любых видов работ, связанных с обслуживанием линий электропередач, штатного или аварийного ремонта ЛЭП и замены старых опор. Автомобиль выполняет функции пяти единиц техники и не имеет аналогов на российском рынке. Для работы в любых дорожных условиях на машине применили шасси КАМАЗ модели 43118 – ​самое грузоподъемное среди трехосных с односкатными колесами. Если в крупных городах электросетевые компании вполне успешно эксплуатируют технику на шасси 4х2 и 6х4, то за пределами мегаполисов без вездеходов не обойтись. Ведь ЛЭП прокладывают нередко в чистом поле, а обслуживать их приходится в любой сезон – ​и когда снега по пояс, и когда земля вспахана перед посевной.
Помимо просто перевозки опор (двух длиной по 11 метров, либо четырех 9-метровых) автомобиль МАРС с экипажем из пяти человек может выполнять целый ряд гораздо более квалифицированных работ. В частности, устанавливать привезенные опоры «под ключ». Особо выгодно использование этой многофункциональной машины при выполнении небольших по масштабу работ – ​например, замене одной-двух опор в удаленных населенных пунктах. Использование для этого техники, разработанной для выполнения куда более масштабных задач, – ​явное расточительство. А ведь именно такие машины (в частности, опоровоз, рассчитанный на доставку 24 опор) составляют основу парков большинства электросетевых компаний.
Первое, что делает экипаж МАРСа, прибыв для замены пришедшей в негодность опоры, – ​отсоединяет провода. Затем старую опору удаляют. Напомним, выполнение этой работы без техники – силами, например, двух физически крепких рабочих – ​обычно занимает мимимум полдня. МАРС это сделает за… три-четыре минуты, включая время на обвязывание столба тросом. Вытягивать же опору будет стрела крана-манипулятора «Инман» ИП‑240-04, установленного на заднем свесе шасси автомобиля. Грузовой момент, развиваемый этой КМУ, – ​до 21 тонны на метр, и, например, при пятиметровом вылете стрелы тяга на крюке превысит четыре тонны. Это с лихвой перекрывает и вес столба, и силы трения поверхностей пасынка о грунт. Конструктивно модель ИП‑240-04 представляет собой кран с шарнирно-сочлененной стрелой – ​на ишимбайском заводе манипуляторы этого семейства выпускают по чертежам австрийской фирмы Palfinger. Телескопических секций, выдвигаемых гидроцилиндрами, – ​четыре, максимальный вылет стрелы – ​11,7 м. Если этого мало, можно заказать «Марс» с 18-метровой КМУ. Грузовой момент 21 тм потребовал применения не двух, а четырех аутригеров, расставленных с внушительной базой 5890 мм.

Помимо крана-манипулятора в комплект оборудования и инструментов многофункциональной машины входят ложементы для перевозки опор, специальные подставки, на которые опоры выгружают, чтобы не класть их просто на землю, сертифицированная двухместная корзина-люлька для монтажных работ на опорах и многое другое. Для инструмента и приспособлений имеются семь отсеков. Кроме того, автомобиль укомплектован широким перечнем специнструментов для решения многих технических задач в любых ситуациях.
Экипаж МАРСа состоит из пяти человек: водителя (он же ​оператор КМУ), бригадира и трех монтажников. Для их размещения помимо двухместной «камазовской» кабины предусмотрен трехместный пассажирский отсек, установленный на бортовой платформе спереди. Стенки отсека сделаны из теплоизоляционных сэндвич-панелей толщиной 50 мм, имеются два открывающихся окна со стеклопакетами, жидкостный отопитель с подводом антифриза от двигателя шасси и автономный отопитель-«фен» марки Webasto. Внутренние размеры пассажирского отсека довольно внушительны – ​1968х1650х1900 мм, поэтому помимо трех анатомических кресел в нем свободно размещаются столик и два шкафа. Используемые в отделке отсекапластик, нержавеющая сталь и алюминий делают фургон долговечным и не требующим ежегодной покраски.
И, разумеется, в комплект опоровоза входит гидробур. Ведь перед установкой новой, целиком железобетонной опоры необходимо пробурить в земле скважину. Для этого на стреле манипулятора закрепляют гидровращатель Delta CD 6 производства английской фирмы Auger Torque со шнеком диаметром 360 мм. Модели серии CD как раз предназначены для работы с кранами и КМУ. Дополнительная гидролиния для питания гидромотора смонтирована на стреле манипулятора «Инман» ИП‑240-04. Если требуется увеличить глубину бурения до трех метров, шнек вращают через метровый удлинитель со стандартным присоединительным квадратом 75 мм.

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще

Материалы по теме: